Психологический подход к девиантному поведению

В качестве критерия нормы психического развития выступает способность субъекта к адаптации (М. Герберт, 1974). Неуверенность в себе и низкая самооценка рассматриваются как источники нарушения адаптации и аномалий развития.

В психоанализе основным источником отклонений обычно считается конфликт между бессознательными влечениями, образующими в своей подавленной и вытесненной форме структуру «Оно», и социальными ограничениями естественной активности ребенка. «Эго» позволяет приспосабливаться к требованиям жизни и находить пути. Задачей «Супер-Эго», по мнению 3игмундта Фрейда (1856-1939), является подавление требований «Оно» посредством морального влияния на «Эго». Личностные проблемы могут быть как следствием недостаточно сформированного, так и проявлением слишком жесткого «Супер-Эго». Нормальное развитие личности предполагает наличие оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознательного и бессознательного. Защитные механизмы работают бессознательно и становятся частью индивидуального стиля борьбы с трудностями. В случае невротической защиты формирование личности принимает аномальный характер (3. Фрейд).

Отклоняющееся поведение личности часто может быть связано с такой индивидуальной особенностью, как стрессоустойчивость. В связи с этим изучается копинг-поведение. Под копингом понимается процесс, опосредующий приспособление, следующее за стрессовым событием (Л. Мерфи, 1962). Копинг рассматривается как важный процесс социальной адаптации. Копинг-поведение - это сознательные стратегии преодоления трудностей, сосуществующие с бессознательными механизмами психологической защиты. Копинг-поведение может быть гибким и пассивным, продуктивным и непродуктивным. Наряду с копинг-стратегиями (действиями по совладанию) выделяют копинг-ресурсы личности - совокупность условий, способствующих преодолению стресса.

Выделяют следующие виды коппинг-ресурсов:

  • физические (здоровье, выносливость);
  • социальные (социально-поддерживающие системы);
  • психологические (убеждение, устойчивая самооценка, общительность, интеллект, мораль, юмор);
  • материальные (деньги, оборудование).

Представители теории объектных отношений (Г. Салливан, К. Хорни, Д. Боулби, М. Малер) видят причины отклонений в дефиците эмоционального контакта, теплого обращения матери с ребенком в первые годы жизни. Опыт взаимоотношения с объектами в период раннего детства (до трех лет) имеет решающее щачение для нормального психического развития. Нарушения отношений в диаде «мать - дитя» служат важным фактором формирования пограничного личностного расстройства, характеризующегося размытой идентичностью, непостоянством в межличностных связях, плохим эмоциональным контролем и импульсивностью, склонностью к агрессивным срывам. Негативную роль отсутствия чувства безопасности и доверия в первые годы жизни человека отмечает в этиологии отклонений и Э. Эриксон.

Согласно взглядам Альфреда Адлера, корни отклонений не столько в комплексах («комплекс неполноценности», «комплекс превосходства»), сколько в неспособности индивида установить адекватный контакт с окружающей средой. В качестве важного фактора формирования личности А. Адлер выделяет структуру семьи. Различное положение ребенка в этой структуре и соответвующий тип воспитания оказывают значительное (часто решающее) влияние на возникновение девиантного поведения. Например, гиперопека, по А. Адлеру, ведет к мнительности, инфантильности, формированию комплекса неполноценности.

Отклоняющееся поведение как результат научения выдвинули представители бихевиоризма (Эдвард Ли Торндайк, Джон Уотсон, Беррес Скиннер). Акцент здесь переносится на неадекватное социальное научение и возможность его коррекции посредством положительного подкрепления (Е. Маш, Е. Тердал).

Экологический подход трактует отклонения в поведении как результат неблагоприятного взаимодействия между ребенком и социальной средой. Представители психодидактического подхода акцентируют роль учебных неудач ребенка в развитии отклонений (Д. Халаган, Дж. Кауфман, 1978).

Гуманистический подход рассматривает отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания (П. Роблок, 1973). Одну из причин отклоняющегося поведения Абрахам Маслоу (1908-1970) видит в блокировке процесса самоактуализации, блокировке базовых потребностей, фиксации на потребностях низшего уровня, недоразвитии высших потребностей. Если нормальная самоактуализация через любовь, творчество, духовность невозможна, то она подменяется самовыражением через девиантное поведение.

Экзистенционально-гуманистический подход рассматривает личность и его поведение в аспекте сущностных характеристик человека. В понимании австрийского психиатра и психолога Виктора Франкла (1905—1997), человеческие характеристики — это духовность, свобода и ответственность, а проблемы поведения так или иначе связаны с дефицитом рассмотренных качеств. Когда фрустрировано (блокировано) стремление к смыслу, возникает состояние экзистенциональной фрустрации. Апатия и скука продуцируют не только чувство бессмысленности существования и невроз, но и вызывают депрессию, наркоманию и агрессию.

Согласно клиентцентрированной терапии Карла Роджерса, для преодоления личностных и поведенческих проблем необходимо стимулировать процесс актуализации, создавая специальные условия (искренний интерес к личности, безусловное положительное принятие человека, безоценочное отношение к нему).

Таким образом, существуют взаимосвязанные факторы, обусловливающие генезис девиантного поведения:

  1. Индивидуальный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок девиантного поведения, которые затрудняют социальную и психологическую адаптацию индивида,
  2. Педагогический фактор, проявляющийся в дефектах семейного и школьного воспитания.
  3. Психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в коллективе. Он проявляется, прежде всего, в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, в саморегулировании своего окружения.
  4. Социальный фактор, который определяется социальными, экономическими, политическими и т.п. условиями существования общества.

В целом отклоняющееся поведение личности является штатом сложного взаимодействия социальных, биологических и психологических факторов, действие которых преломляется через систему отношений личности.

Ключевые слова: Девиантность
Источник: Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Материалы по теме
Классификация видов отклоняющегося поведения у несовершеннолетних
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Возрастные варианты девиантного поведения
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Социология девиантного поведения
Ритерман Т.П., Социология
Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Психологические особенности подростковых девиаций
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Определение понятия девиантного поведения
Змановская Е.В., Девиантное поведение личности и группы
Социологический подход к девиантному поведению
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Классификации видов девиантного поведения
Змановская Е.В., Девиантное поведение личности и группы
Оставить комментарий