Психологические механизмы профессионально-личностного развития

Становление человека как профессионала тесно связано с развитием его личности. Профессионализация происходит во взаимосвязи с социализацией. Личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессионального становления в процессе профессиональной подготовки. Личность может и препятствовать становлению профессионала (отсутствие трудолюбия, элементарных человеческих способностей, мотивов, барьеров и др.). Вместе с тем профессиональные качества человека по мере их становления начинают оказывать обратное позитивное влияние на личность: успехи в профессии окрыляют и стимулируют личность. Наиболее способствуют профессионально-личностному становлению будущего специалиста такие черты личности, как: следование профессиональной этике, индивидуальная и социальная ответственность, внутренний контроль, гибкость и оперативность, смыслотворчество, внутренняя диалогичность личности, адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и др.

Психологическое становление специалиста означает появление новых качеств в психике человека, которые раньше либо вообще отсутствовали у него или имелись, но в другом виде, а также возникновение новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения. Следовательно, профессионально-личностное развитие можно рассматривать как «приращение», обогащение психики человека.

Возрастное становление личности профессионала происходит в контексте общих тенденций возрастного развития. В социально-психологической характеристике юношества важно учесть, что эта пора развития человека, этот этап его жизни соотносится с формированием относительной экономической самостоятельности, отдалением от родительского дома и образованием собственной семьи. Юношеский возраст – центральный период становления характера и интеллекта; время спортивных рекордов, художественных, технических и научных достижений; период интенсивной и активной социализации человека, что также должно быть учтено в проблематике и приемах организации профессионального воспитания.

Профессионально-личностное развитие является динамичным процессом, который зависит, во-первых, от внешних условий: в период профессиональной подготовки изменяются требования к профессии, структура основных мотивов ее выбора и приобретения, профессиональный менталитет, духовные ценности, операционно-техническая сфера в связи с появлением инновационных технологий и др. Становление будущего специалиста зависит и от внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, критерии ее оценки и способов самореализации в ней.

Возникновение избирательно-положительного отношения к профессии означает образование системы «человек – профессия», внутри которой начинается взаимодействие объекта и субъекта отношения. Понятие «отношение человека к профессии» не может быть сведено к активности субъекта. Исследование профессиональной направленности, условий и движущих сил ее развития осуществляется с учетом системы воздействий, идущих от другой стороны отношения, т.е. от профессии. При определенных условиях взаимодействия сторон данное отношение приобретает характер диалектического противоречия, создающего движущие силы развития профессиональной направленности.

Идеальная модель соответствия между личностью и трудом должна содержать полное совпадение объективного содержания деятельности и ее личностного смысла. Такое совпадение в действительности невозможно по следующим причинам. Прежде всего не всегда в структуре мотивов выбора профессии доминирует мотив, внутренне связанный с данной деятельностью. Однако существует возможность перестройки системы мотивов и повышения уровня профессиональной направленности. Более принципиальное значение имеет другое. Во всех случаях, когда преобладающим является интерес к специфическому содержанию деятельности, сохраняется возможность углубления этого интереса. При правильной организации деятельности ее творческие возможности все полнее отражаются человеком.

Таким образом, несоответствие между объективным содержанием профессионального труда и тем личностным смыслом, который имеет для человека его выбор, создает предпосылки для профессионального роста.

Становление профессионально-личностных качеств специалиста в период профессиональной подготовки характеризуется неравномерностью и гетерохронностью, разновременностью. Неравномерность – это кризисы в отношении к учебно-профессиональной деятельности. Гетерохронность – это разновременность развития профессионально-важных качеств, различия в скорости и глубине их образования и развития.

Развитие профессионально-личностных качеств происходит всегда в той или иной профессиональной среде с ее предметной насыщенностью и социальными отношениями. В этой связи необходимо учитывать активность учебно-профессиональной среды, психологический климат в группе и т. д.

В целом в профессионально-личностном развитии будущего специалиста проявляются с разной степенью выраженности противоречивые (амбивалентные) тенденции: между саморазвитием и самосохранением, противостояние результатов и процесса труда, несовпадение мотивов профессиональной деятельности, рассогласование темпов развития мотивационной и операционно-технической сторон, неравномерность освоения отдельных профессиональных качеств и др.

Изменение общественной значимости перспективы, осознание ее и адекватная оценка степени рассогласования требований этой перспективы с наличными знаниями и умениями приводят к появлению новых потребностей и интересов, новой системы целей и установок, к необходимости совершенствования взглядов, убеждений и мировоззрения. Эти изменения побуждают к активной деятельности, которая компенсирует возникшее рассогласование.

В процессе развития профессиональной направленности обучающийся проходит ряд ступеней.

  • Первая ступень: учащийся внешне принимает решение освоить конкретную профессию, имея соответствующий эмоциональный настрой, эпизодический, ситуативный интерес, предметную установку, некоторые трудовые привычки, однако он еще не достиг самостоятельности и не проявляет инициативу.
  • Вторая ступень: у учащегося имеется зафиксированная установка на профессию, более устойчивыми стали интересы и более проявленными – склонности; однако его больше интересуют практические стороны учебного материала; сформировавшаяся у него цель дает общее направление его учебно-производственной деятельности, у него проявляются чувство уверенности в себе и самостоятельность, а также формируется чувство ответственности.
  • Третья ступень: учащийся имеет твердую установку на профессию, устойчивый интерес и склонность к ней, проявляя особую увлеченность как к практической, так и к теоретической стороне учебного материала; происходит самоутверждение личности через профессиональный труд.
  • Четвертая ступень: увлечение своей профессией, профессиональная направленность формируются при наличии соответствующих способностей, ярко выраженных склонностей и призвания; профессиональное мастерство и профессиональный идеал сочетаются с твердыми убеждениями в личной и общественной значимости своего дела.

Развитие профессиональной направленности нельзя понять, ограничив его источник лишь внутренним миром личности и активностью ее сознания. Это подтверждается тем, что осознание рассматриваемого противоречия еще недостаточно для его разрешения. Возможность обострения данного противоречия во многом будет зависеть от характера соподчинения таких более общих мотивационных факторов, как идейные мотивы, стремление к самовыражению и к удовлетворению материальных потребностей. В случае возникновения борьбы мотивов возможна лишь переориентация либо сохранение первоначального намерения. Однако внутренняя борьба сама по себе не может изменять тот личностный смысл, который имеет для человека содержание его профессии.

Познавательная деятельность, обеспечивающая приток новой информации о профессии, ее требованиях к человеку, более эффективна при полной профессиональной направленности(преобладании прямых мотивов выбора). Открывающиеся перед человеком новые горизонты могут стимулировать в этих случаях ценностно-ориентационную деятельность, расширяющую и углубляющую уже сложившуюся систему оценок и представлений.

При преобладании побочных мотивов новая информация о требованиях, идущих от специфического содержания деятельности, не всегда достаточна для изменения первоначального личностного смысла выбора данной профессии, поэтому может не привести к сдвигу мотивов и, следовательно, не обеспечить перехода противоречия от внешнего уровня к внутреннему. Сможет ли человек в результате переработки новой информации о профессии отнестись к ней по-новому, как бы заново открыть ее лично для себя, зависит как от содержательности и яркости информации, так и от психологической готовности личности к ее усвоению. Несомненно, что наибольшие возможности для пробуждения рассматриваемого противоречия содержатся в преобразовательной деятельности, поскольку в ней ценностные отношения личности непосредственно взаимодействуют с требованиями деятельности. Организация активной пробы сил в сфере деятельности, на которую мы ориентируем студента, – важнейшее условие повышения уровня его профессиональной направленности. Реализация данного условия предполагает такую организацию деятельности, при которой перед молодыми людьми ставятся задачи, раскрывающие специфику деятельности, ее творческие стороны. В основе изменения мотивационного отношения к деятельности лежит изменение соответствующих потребностей, интересов, склонностей.

При правильной организации преобразовательной деятельности студентов (на каждом последовательном ее этапе) требования деятельности предполагают более многогранную, активную, в чем-то измененную потребность личности. В этом несоответствии кроется источник внутреннего противоречия. Вместе с тем в процессе успешной реализации целей деятельности это противоречие разрешается. Чувство удовлетворения, свидетельствующее о дальнейшем развитии и обогащении соответствующей потребности. Иногда мотив, первоначально заключенный в цели деятельности, как бы сдвигается на ее средства, в связи с чем возникают новые (по содержанию) мотивы. В других случаях развитие потребности обусловлено самим процессом усвоения новых форм поведения и деятельности, овладением готовыми предметами культуры.

Несомненно, существуют и другие механизмы профессионально-личностного развития, которое заключается в реализации ведущей потребности от элементарных ее форм ко все более сложным – от одностороннего или слабо выраженного интереса к профессиональной деятельности до более глубокой, устойчивой, сложной потребности.

Таким образом, психологическими механизмами профессионально-личностного развития будущего специалиста выступает сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей.

В связи с изложенным пониманием движущих сил профессионально-личностного развития необходима такая организация деятельности учащихся, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека.

Ключевые слова: Образование
Источник: Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под. ред. В. А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
Материалы по теме
Государственный образовательный стандарт и его функции
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Андрогогика
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Эмоции, аффекты, страсти в мышлении и образовании
Зинченко В.П., Аффект и интеллект в образовании
Что делать молодому специалисту при устройстве на работу?
...
Образование как педагогический процесс
Основы психологии и педагогики: учеб.-метод. пособие для студентов 2 курса всех факультетов...
Сущность, значение, роль высшего профессионального образования
Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений...
Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Компетентностный подход
Милорадова Н.Г., Психология и педагогика
Оставить комментарий