Психологические идеи европейских мыслителей Средневековья и эпохи возрождения

В средние века центральной психологической проблемой оставалась проблема души, разработкой которой активно занимались различные мыслители, среди которых наибольшую известность получили: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Роджер Бэкон и Уильям Оккам.

Аврелий Августин (354-430) — епископ и христианский мыслитель, сделавший попытку интегрировать идеи Платона в христианскую доктрину. Аврелий Августин считал, что душа - это самостоятельная, бессмертная субстанция, не являющаяся материальным телесным свойством. Душа бессмертна, так как бессмертны идеи, рождённые ей. Душа содержит такие функции, как воля, мышление и память, имея превосходство над телесной сущностью. Тело должно подавлять плотские устремления, не способствующие познанию, которое в свою очередь осуществляется душой.

Аврелий Августин выдвинул идею примата воли над разумом, так как действие человека прямо обусловлено его волей, являющейся основой духовной жизни человека. Душа человека содержит идеи с рождения, а извлечь идеи можно с помощью воли. Причиной познания является Бог, а познать божественную истину можно только с помощью воли, а не разума.

Фома Аквинский (1225/26-1274), христианский философ и теолог, адаптировавший часть идей Аристотеля для нужд церкви. Идеи Фомы Аквинского были оформлены в полноценное учение (томизм), которое было канонизировано католической церковью. Фома Аквинский считал, что главная и единственная способность души - это способность сознавать. Душа является своего рода «чистым» объектом, не зависящим от материи. Душа бессмертна и вечна. По мнению Фомы Аквинского, душа функционирует в рамках следующей схемы: сначала душа совершает акт познания, ей является образ объекта (ощущение, понятие), затем душа осознаёт, что она произвела этот акт, и после совершения этих двух операций она «возвращается» к самой себе, познавая не образ и не акт, а саму себя, как особую сущность. Фома Аквинский полагал, что в душе имеется интенция или «внутреннее слово», придающая направленность человеческому познанию.

Фомой Аквинским была разработана типология души, базирующаяся на идеях Аристотеля. Так, им выделялись три типа души: 1) растительная (вегетативная), присущая растениям и отвечающая за физиологические функции; 2) животная (сенситивная), присущая животным и отвечающая за чувственное восприятие; 3) разумная душа, которой наделён только человек. Разумная душа наделяет человека интеллектуальной способностью и вмещает в себя вегетативную и сенситивную души.

Фома Аквинский полагал, что существует два рода истин: 1) истины, относящиеся к материальному миру природы и постигаемые разумом; 2) истины божественные, постигаемые с помощью веры и откровения. В случае возникновения противоречия между знанием и верой, знание должно уступать вере.

Бэкон Роджер (1214-1292) — философ и естествоиспытатель, автор тезиса «Знание - сила», призывавший к опытному изучению природы и человека и отказу от религиозных спекуляций. Оппонируя Ф. Аквинскому, Роджер Бэкон придавал большое значение не теологии, а естественным наукам, опирающимся на математику и опыт. Роджер Бэкон выделял два вида опыта: 1) опыт как научный эксперимент и 2) опыт как внутреннее «озарение».

Роджер Бэкон считал зрение главным источником знаний человека и активно занимался изучением работы зрительного анализатора. По мнению английского философа, зрительные ощущения являются результатом преломления и отражения света органом зрения.

Оккам Уильям (1300-ок. 1349), философ, профессор Оксфордского университета, приверженец учения о «двойственной истине», в соответствии с которым религиозные догматы не могут основываться на разуме.

Уильямом Оккамом было предложено правило, вошедшее в историю науки под названием «бритва Оккама», которое гласит, что бессмысленно делать с помощью многого то, что можно сделать с помощью меньшего: «не следует умножать сущности без надобности». Данный принцип стал для науки своего рода «законом экономии» и распространился на объяснение психических явлений, сделав ненужным обращение к понятию «душа».

Уильям Оккам продуктивно исследовал категорию знака, полагая, что ощущения, восприятия составляют систему знаков, с помощью которых человек способен охарактеризовать внешние предметы и явления.

В исторической науке период перехода от культуры феодальной к культуре буржуазной получил название Возрождения (Ренессанса). Этот период характеризуется возрождением ценностей античности, развитием науки и культуры. Именно в эпоху Возрождения в 1590 году появляется термин «психология», что связано с выходом в свет книги «Психология» немецкого ученого Гоклениуса. Развитие психологического знания в эпоху Возрождения проходило в борьбе со схоластикой и теологией. Наиболее известными представителями науки эпохи Возрождения, разрабатывавшими психологические проблемы были: Леонардо да Винчи, Пьетро Помпо-нацци и Бернардино Телезио, Хуан Луис Вивес, Хуан Уарте, Фрэнсис Бэкон.

Леонардо да Винчи (1452-1519), великий учёный, живописец, живший и работавший сначала во Флоренции, затем при дворах различных князей. Леонардо да Винчи считал, что существует зависимость восприятия величины предмета от расстояния и освещённости. Им были описаны эффекты контраста и иррадиации.

Проводя многочисленные анатомические опыты, Леонардо да Винчи пришёл к выводу о том, что движения человеческого тела происходят в соответствии с законами механики.

Помпонацци Пьетро (1462-1524), итальянский философ. Преподавал в Падуанском университете, автор труда «О бессмертии души» (1516). Большое влияние на его научное творчество оказали труды Аристотеля и Аверроэса.

Пьетро Помпонацци считал, что человеческий разум неотделим от тела, а душа смертна. Мышление (познание), зависит от тела, а душа есть форма тела. По мнению Пьет-ро Помпонацци, существуют нематериальные существа (ангелы), способные к познанию без тела, и низшие существа - животные. Человек занимает нишу между животными и нематериальными существами, будучи способным стать и ангелом, и животным.

Пьетро Помпонацци, разрабатывая проблему нравственности, пришёл к выводу о том, что категорию нравственности корректно рассматривать исключительно в контексте смертности души, так как нравственность, построенная на вере в посмертное воздаяние, есть эгоизм. При истинной нравственности нет места для эгоизма. Нравственность становится таковой тогда, когда она ни на что не рассчитывает. Из вышесказанного Пьет-ро Помпонацци сделал вывод о том, что о нравственности можно говорить лишь в случае отрицания бессмертия души.

Телезио Бернардино (1509-1588), натурфилософ и борец со схоластикой, окончил Падуанский университет, автор фундаментального труда «О природе вещей согласно её собственным началам» (1565).

Бернардино Телезио основал в Неаполе академию естествоиспытателей с целью опытного изучения законов природы. По мнению Бернардино Телезио, главными движущими началами, воздействующими на материю, являются стихии тепла и холода. Холод властвует над землей, тепло над небом. Душа человека бессмертна, а вместе с душой человек наделён жизненным «духом».

Бернардино Телезио полагал, что в основе существования всего живого на земле лежит стремление к самосохранению. Так, в положительных аффектах у человека проявляется сила, то есть стремление к сохранению души, а в отрицательных аффектах проявляется слабость стремления к сохранению души.

Вивес Хуан Луис (1492-1540), испанский философ, гуманист и педагог. Профессор университета Оксфорда и католического университета Лувена. В своей получившей широкую известность книге «О душе и жизни» (1538) высказал тезис о том, что необходимо изучать свойства и функции души, а не заниматься изучением того, что есть душа.

Будучи противником схоластики и активным сторонником эмпирического исследования, ратовал за внедрение методов наблюдения и эксперимента, тем самым противопоставив эмпирическое познание метафизическим учениям о душе. Хуан Луис Вивес считал, что эффективным способом управления чувствами является вытеснение слабого аффекта более сильным.

Уарте Хуан (1529-1592), испанский врач и философ, автор книги «Исследование способностей к наукам» (1575). В этой книге Хуан Уарте сделал попытку рассмотрения способностей души в их связи с телесными особенностями человека. Им был актуализован вопрос об учёте природных способностей человека при ориентации его на какую-либо сферу деятельности, соответствующую его способностям.

Хуан Уарте считал, что специфика темперамента человека обусловлена, во-первых, доминированием в мозге одного из первоэлементов природы: огня, воздуха, земли или воды, а во-вторых, особенностями климата и кухни. По мнению Хуана Уарте, причиной всех основных изменений в человеческом организме и природе является огонь.

Бэкон Фрэнсис (1561-1626), английский философ и государственный деятель. Несмотря на активное участие в политической деятельности, главным для себя он считал занятие наукой. Фрэнсис Бэкон полагал, что источник знания необходимо искать в эмпирическом исследовании. В качестве инструмента научного исследования он предложил «новый органон» как инструмент мышления, благодаря которому можно построить фундамент достоверного научного знания.

В 1620 году был опубликован труд Фрэнсиса Бэкона «Новый Органон», в котором он изложил своё видение состояния современного научного знания, описав новый метод получения знания и представив свою философскую концепцию. По Ф. Бэкону, для наук, данные которых базируются на чувственном опыте, методом доказательства является эксперимент, а для теоретических наук методом доказательства является индуктивная логика.

Фрэнсис Бэкон предполагал, что существует четыре вида так называемых «идолов», искажающих объективную реальность: 1) идолы рода - ошибки, которые делает человек в силу своей природы; 2) идолы пещеры - ошибки, обусловленные предрассудками отдельного человека; 3) идолы площади - ошибки, возникающие в общении, в основе которых лежат неточности в использовании языка; 4) идолы театра - ошибки, совершаемые вследствие принятия неверных философских систем. Идеи Фрэнсиса Бэкона ознаменовали переход к новому этапу в развитии психологического знания в Европе Нового времени.

Ключевые слова: История, Наука
Источник: Константинов В.В., История психологии
Материалы по теме
Формирование зарубежной детской психиатрии
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Развитие психологии в конце XIX - начале XX века
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Этапы развития детской психиатрии в России
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Предмет и методы истории психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Социальная и культурно-историческая психология
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Развитие науки о семье и исторические изменения семьи и брака
Монина Г.Б., Психология семьи
История психологии как науки: задачи, принципы, методы
Абдурахманов Р.А., История психологии
Естественнонаучные предпосылки возникновения психологии как самостоятельной науки
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Оставить комментарий