Психологические идеи европейских мыслителей Средневековья и эпохи возрождения

В средние века центральной психологической проблемой оставалась проблема души, разработкой которой активно занимались различные мыслители, среди которых наибольшую известность получили: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Роджер Бэкон и Уильям Оккам.

Аврелий Августин (354-430) — епископ и христианский мыслитель, сделавший попытку интегрировать идеи Платона в христианскую доктрину. Аврелий Августин считал, что душа - это самостоятельная, бессмертная субстанция, не являющаяся материальным телесным свойством. Душа бессмертна, так как бессмертны идеи, рождённые ей. Душа содержит такие функции, как воля, мышление и память, имея превосходство над телесной сущностью. Тело должно подавлять плотские устремления, не способствующие познанию, которое в свою очередь осуществляется душой.

Аврелий Августин выдвинул идею примата воли над разумом, так как действие человека прямо обусловлено его волей, являющейся основой духовной жизни человека. Душа человека содержит идеи с рождения, а извлечь идеи можно с помощью воли. Причиной познания является Бог, а познать божественную истину можно только с помощью воли, а не разума.

Фома Аквинский (1225/26-1274), христианский философ и теолог, адаптировавший часть идей Аристотеля для нужд церкви. Идеи Фомы Аквинского были оформлены в полноценное учение (томизм), которое было канонизировано католической церковью. Фома Аквинский считал, что главная и единственная способность души - это способность сознавать. Душа является своего рода «чистым» объектом, не зависящим от материи. Душа бессмертна и вечна. По мнению Фомы Аквинского, душа функционирует в рамках следующей схемы: сначала душа совершает акт познания, ей является образ объекта (ощущение, понятие), затем душа осознаёт, что она произвела этот акт, и после совершения этих двух операций она «возвращается» к самой себе, познавая не образ и не акт, а саму себя, как особую сущность. Фома Аквинский полагал, что в душе имеется интенция или «внутреннее слово», придающая направленность человеческому познанию.

Фомой Аквинским была разработана типология души, базирующаяся на идеях Аристотеля. Так, им выделялись три типа души: 1) растительная (вегетативная), присущая растениям и отвечающая за физиологические функции; 2) животная (сенситивная), присущая животным и отвечающая за чувственное восприятие; 3) разумная душа, которой наделён только человек. Разумная душа наделяет человека интеллектуальной способностью и вмещает в себя вегетативную и сенситивную души.

Фома Аквинский полагал, что существует два рода истин: 1) истины, относящиеся к материальному миру природы и постигаемые разумом; 2) истины божественные, постигаемые с помощью веры и откровения. В случае возникновения противоречия между знанием и верой, знание должно уступать вере.

Бэкон Роджер (1214-1292) — философ и естествоиспытатель, автор тезиса «Знание - сила», призывавший к опытному изучению природы и человека и отказу от религиозных спекуляций. Оппонируя Ф. Аквинскому, Роджер Бэкон придавал большое значение не теологии, а естественным наукам, опирающимся на математику и опыт. Роджер Бэкон выделял два вида опыта: 1) опыт как научный эксперимент и 2) опыт как внутреннее «озарение».

Роджер Бэкон считал зрение главным источником знаний человека и активно занимался изучением работы зрительного анализатора. По мнению английского философа, зрительные ощущения являются результатом преломления и отражения света органом зрения.

Оккам Уильям (1300-ок. 1349), философ, профессор Оксфордского университета, приверженец учения о «двойственной истине», в соответствии с которым религиозные догматы не могут основываться на разуме.

Уильямом Оккамом было предложено правило, вошедшее в историю науки под названием «бритва Оккама», которое гласит, что бессмысленно делать с помощью многого то, что можно сделать с помощью меньшего: «не следует умножать сущности без надобности». Данный принцип стал для науки своего рода «законом экономии» и распространился на объяснение психических явлений, сделав ненужным обращение к понятию «душа».

Уильям Оккам продуктивно исследовал категорию знака, полагая, что ощущения, восприятия составляют систему знаков, с помощью которых человек способен охарактеризовать внешние предметы и явления.

В исторической науке период перехода от культуры феодальной к культуре буржуазной получил название Возрождения (Ренессанса). Этот период характеризуется возрождением ценностей античности, развитием науки и культуры. Именно в эпоху Возрождения в 1590 году появляется термин «психология», что связано с выходом в свет книги «Психология» немецкого ученого Гоклениуса. Развитие психологического знания в эпоху Возрождения проходило в борьбе со схоластикой и теологией. Наиболее известными представителями науки эпохи Возрождения, разрабатывавшими психологические проблемы были: Леонардо да Винчи, Пьетро Помпо-нацци и Бернардино Телезио, Хуан Луис Вивес, Хуан Уарте, Фрэнсис Бэкон.

Леонардо да Винчи (1452-1519), великий учёный, живописец, живший и работавший сначала во Флоренции, затем при дворах различных князей. Леонардо да Винчи считал, что существует зависимость восприятия величины предмета от расстояния и освещённости. Им были описаны эффекты контраста и иррадиации.

Проводя многочисленные анатомические опыты, Леонардо да Винчи пришёл к выводу о том, что движения человеческого тела происходят в соответствии с законами механики.

Помпонацци Пьетро (1462-1524), итальянский философ. Преподавал в Падуанском университете, автор труда «О бессмертии души» (1516). Большое влияние на его научное творчество оказали труды Аристотеля и Аверроэса.

Пьетро Помпонацци считал, что человеческий разум неотделим от тела, а душа смертна. Мышление (познание), зависит от тела, а душа есть форма тела. По мнению Пьет-ро Помпонацци, существуют нематериальные существа (ангелы), способные к познанию без тела, и низшие существа - животные. Человек занимает нишу между животными и нематериальными существами, будучи способным стать и ангелом, и животным.

Пьетро Помпонацци, разрабатывая проблему нравственности, пришёл к выводу о том, что категорию нравственности корректно рассматривать исключительно в контексте смертности души, так как нравственность, построенная на вере в посмертное воздаяние, есть эгоизм. При истинной нравственности нет места для эгоизма. Нравственность становится таковой тогда, когда она ни на что не рассчитывает. Из вышесказанного Пьет-ро Помпонацци сделал вывод о том, что о нравственности можно говорить лишь в случае отрицания бессмертия души.

Телезио Бернардино (1509-1588), натурфилософ и борец со схоластикой, окончил Падуанский университет, автор фундаментального труда «О природе вещей согласно её собственным началам» (1565).

Бернардино Телезио основал в Неаполе академию естествоиспытателей с целью опытного изучения законов природы. По мнению Бернардино Телезио, главными движущими началами, воздействующими на материю, являются стихии тепла и холода. Холод властвует над землей, тепло над небом. Душа человека бессмертна, а вместе с душой человек наделён жизненным «духом».

Бернардино Телезио полагал, что в основе существования всего живого на земле лежит стремление к самосохранению. Так, в положительных аффектах у человека проявляется сила, то есть стремление к сохранению души, а в отрицательных аффектах проявляется слабость стремления к сохранению души.

Вивес Хуан Луис (1492-1540), испанский философ, гуманист и педагог. Профессор университета Оксфорда и католического университета Лувена. В своей получившей широкую известность книге «О душе и жизни» (1538) высказал тезис о том, что необходимо изучать свойства и функции души, а не заниматься изучением того, что есть душа.

Будучи противником схоластики и активным сторонником эмпирического исследования, ратовал за внедрение методов наблюдения и эксперимента, тем самым противопоставив эмпирическое познание метафизическим учениям о душе. Хуан Луис Вивес считал, что эффективным способом управления чувствами является вытеснение слабого аффекта более сильным.

Уарте Хуан (1529-1592), испанский врач и философ, автор книги «Исследование способностей к наукам» (1575). В этой книге Хуан Уарте сделал попытку рассмотрения способностей души в их связи с телесными особенностями человека. Им был актуализован вопрос об учёте природных способностей человека при ориентации его на какую-либо сферу деятельности, соответствующую его способностям.

Хуан Уарте считал, что специфика темперамента человека обусловлена, во-первых, доминированием в мозге одного из первоэлементов природы: огня, воздуха, земли или воды, а во-вторых, особенностями климата и кухни. По мнению Хуана Уарте, причиной всех основных изменений в человеческом организме и природе является огонь.

Бэкон Фрэнсис (1561-1626), английский философ и государственный деятель. Несмотря на активное участие в политической деятельности, главным для себя он считал занятие наукой. Фрэнсис Бэкон полагал, что источник знания необходимо искать в эмпирическом исследовании. В качестве инструмента научного исследования он предложил «новый органон» как инструмент мышления, благодаря которому можно построить фундамент достоверного научного знания.

В 1620 году был опубликован труд Фрэнсиса Бэкона «Новый Органон», в котором он изложил своё видение состояния современного научного знания, описав новый метод получения знания и представив свою философскую концепцию. По Ф. Бэкону, для наук, данные которых базируются на чувственном опыте, методом доказательства является эксперимент, а для теоретических наук методом доказательства является индуктивная логика.

Фрэнсис Бэкон предполагал, что существует четыре вида так называемых «идолов», искажающих объективную реальность: 1) идолы рода - ошибки, которые делает человек в силу своей природы; 2) идолы пещеры - ошибки, обусловленные предрассудками отдельного человека; 3) идолы площади - ошибки, возникающие в общении, в основе которых лежат неточности в использовании языка; 4) идолы театра - ошибки, совершаемые вследствие принятия неверных философских систем. Идеи Фрэнсиса Бэкона ознаменовали переход к новому этапу в развитии психологического знания в Европе Нового времени.

Ключевые слова: История, Наука
Источник: Константинов В.В., История психологии
Материалы по теме
Развитие социальной психологии
Тамотсу Шибутани, Социальная психология
История становления конфликтологии как науки
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Становление психологии как самостоятельной науки
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Развитие отечественной психологии после 1917 года
Константинов В.В., История психологии
Основные этапы развития социальной психологии
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Возникновение психологии
Карпов А.В., Общая психология
Этапы развития отечественной социальной психологии
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Оставить комментарий