Психологическая помощь при тревожных расстройствах

Наиболее эффективными видами психологической помощи при тревожных расстройствах являются поведенческая и когнитивная терапия.

При поведенческой терапии фобических и обсессивно-компулъсивных расстройств чаще всего применяются следующие техники:

  • систематическая десенсибилизация. Оптимальная частота сессий - не реже двух раз в неделю. Экспозиция вызывающего страх стимула принесет больший эффект в том случае, если она будет достаточно длительной и проводится при предъявлении реального стимула;
  • прямая экспозиция (с использованием релаксации);
  • наводнение.

Сессии должны быть длительными (не менее 30 минут) и частыми - два и более раз в неделю; полная и тщательная проработка вызывающих страх ситуаций; контроль за уровнем тревоги во время сеанса и недопущение слишком сильного возбуждения; обязательное выполнение домашних заданий между сессиями (включающими экспозицию в реальных ситуациях); предотвращение избегающего поведения.

В терапии посттравматического стрессового расстройства используются различные когнитивные и бихевиоральные техники: информирование пациента о природе и последствиях страха, тренинг навыков. Важной целью терапии является преодоление зависимости от психоактивных веществ (которые могут усиливать чувство страха). Кроме того, могут применяться методы кризисного вмешательства.

Терапия панического расстройства с агорафобией заключается:

  • в обучении клиента серьезному отношению к панической атаке;
  • тестировании мыслей, которые приводят к большему дистрессу (обычно это мысли о потере самоконтроля);
  • изменении наиболее стрессирующих мыслей;
  • обучении релаксации и техникам дыхания.

В терапии генерализованного тревожного расстройства наиболее успешным является когнитивный подход (идентификация мыслей и ситуаций, вызывающих тревогу). Некоторые авторы рекомендуют так называемый «прямой» подход к решению проблем клиента. Например, больной не может купить себе костюм из-за тревоги, которая появляется у него в магазине, и он вместе с терапевтом начинает работать над решением этой конкретной задачи.

У тревожных больных когнитивные процессы связаны с предвосхищением опасности, с мыслями о собственной уязвимости и неспособности справляться с угрозой. Так, основное когнитивное содержание агорафобии выражается в мыслях о возможной физической или психологической катастрофе. Возникновение базовой схемы опасности может быть обусловлено смертью близких, которую человек пережил в детстве, опытом ранней сепарации или насилия. Подобные события формируют у человека убежденность во враждебности, неконтролируемости окружающего мира. Соответственно, когнитивная терапия должна быть направлена на модификацию этих убеждений.

Темы: Тревожность, Психокоррекция
Источник: Фролова Ю.Г., Медицинская психология
Материалы по теме
Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Что такое коррекционное воспитание
Мастюкова Е.М., Ребенок с отклонениями в развитии
Цель, задачи и виды психологической коррекции
Качимская А.Ю. Основные направления психокоррекции: Учебнометодическое пособие - ВСГАО, 2013...
Генерализованное тревожное и смешанное тревожно-депрессивное расстройство
...
Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Виды психологической помощи
Сорокин В.М., Практикум по специальной психологии
Когнитивно-поведенческая психокоррекция
Качимская А.Ю. Основные направления психокоррекции: Учебнометодическое пособие - ВСГАО, 2013...
Общая характеристика тревожных расстройств
...
Оставить комментарий