Психологическая помощь при тревожных расстройствах

Наиболее эффективными видами психологической помощи при тревожных расстройствах являются поведенческая и когнитивная терапия.

При поведенческой терапии фобических и обсессивно-компулъсивных расстройств чаще всего применяются следующие техники:

  • систематическая десенсибилизация. Оптимальная частота сессий - не реже двух раз в неделю. Экспозиция вызывающего страх стимула принесет больший эффект в том случае, если она будет достаточно длительной и проводится при предъявлении реального стимула;
  • прямая экспозиция (с использованием релаксации);
  • наводнение.

Сессии должны быть длительными (не менее 30 минут) и частыми - два и более раз в неделю; полная и тщательная проработка вызывающих страх ситуаций; контроль за уровнем тревоги во время сеанса и недопущение слишком сильного возбуждения; обязательное выполнение домашних заданий между сессиями (включающими экспозицию в реальных ситуациях); предотвращение избегающего поведения.

В терапии посттравматического стрессового расстройства используются различные когнитивные и бихевиоральные техники: информирование пациента о природе и последствиях страха, тренинг навыков. Важной целью терапии является преодоление зависимости от психоактивных веществ (которые могут усиливать чувство страха). Кроме того, могут применяться методы кризисного вмешательства.

Терапия панического расстройства с агорафобией заключается:

  • в обучении клиента серьезному отношению к панической атаке;
  • тестировании мыслей, которые приводят к большему дистрессу (обычно это мысли о потере самоконтроля);
  • изменении наиболее стрессирующих мыслей;
  • обучении релаксации и техникам дыхания.

В терапии генерализованного тревожного расстройства наиболее успешным является когнитивный подход (идентификация мыслей и ситуаций, вызывающих тревогу). Некоторые авторы рекомендуют так называемый «прямой» подход к решению проблем клиента. Например, больной не может купить себе костюм из-за тревоги, которая появляется у него в магазине, и он вместе с терапевтом начинает работать над решением этой конкретной задачи.

У тревожных больных когнитивные процессы связаны с предвосхищением опасности, с мыслями о собственной уязвимости и неспособности справляться с угрозой. Так, основное когнитивное содержание агорафобии выражается в мыслях о возможной физической или психологической катастрофе. Возникновение базовой схемы опасности может быть обусловлено смертью близких, которую человек пережил в детстве, опытом ранней сепарации или насилия. Подобные события формируют у человека убежденность во враждебности, неконтролируемости окружающего мира. Соответственно, когнитивная терапия должна быть направлена на модификацию этих убеждений.

Ключевые слова: Тревожность, Психокоррекция
Источник: Фролова Ю.Г., Медицинская психология
Материалы по теме
Эффективность коррекционно-развивающих программ
Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Принципы работы и этика телефонной психологической помощи
Моховиков А.Н., Телефонное консультирование. — М.: Смысл, 2001. - 494 с. 2-е издание,...
Генерализованное тревожное расстройство, критерии диагностики, психотерапия
...
Когнитивная модель тревожных расстройств
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Психологическая помощь людям, пережившим травматический...
Куклотерапия
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Организация коррекционно-развивающих занятий
Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Основы психологического консультирования семей «группы риска»
Психолого-педагогические технологии работы с детьми и семьями «группы риска» : учебно-...
Тревожность в школьном возрасте
...
Оставить комментарий