Психофизиологические методы исследования в психиатрии

Психофизиология — пограничная наука, возникшая на стыке психологии и нейрофизиологии и изучающая психику в единстве с ее физиологическим субстратом (Блейхер В. М., Крук И. В., 1995). Как во всякой науке, стоящей на стыке дисциплин, в психофизиологии применяются методы исследования, которые невозможно назвать исключительно психофизиологическими. В настоящее время к таким методикам относят исследования психической деятельности человека, опирающиеся на точные объективные физиологические показатели.

По принципам регистрации показателей психической деятельности методы, используемые в психофизиологии, разделяют на прямые и непрямые. Методы с прямой регистрацией включают описанные ниже электрофизиологические методы (энцефалография, регистрация вызванных потенциалов и т. п.). К методам, использующим непрямую регистрацию (прежде всего, неспецифических изменений функционального состояния центральной нервной системы), относятся измерение кожно-гальванической реакции, оценка функционального состояния сердечно-сосудистой и респираторной систем, измерение мышечной активности, изучение глазодвигательных реакций. Кроме регистрации физиологических показателей при проведении психофизиологического обследования предъявляются стимульные материалы различного содержания (нейтрального, стимулирующего или негативного), что позволяет оценить и прогнозировать психическую деятельность обследуемого в различных ситуациях.

Большое значение методы оценки психической и физической работоспособности имеют при обследовании лиц с астеническими нарушениями. В ряде случаев (оценка состояния пострадавших при катастрофах, военнослужащих в передовом районе боевых действий и т. п.) обследование ориентировано, прежде всего, на изучение способности к целенаправленной деятельности и выполнению своих служебных обязанностей (функциональная диагностическая ось в рамках многоосевых психиатрических классификаций), а не на выявление психопатологических проявлений (как правило, незначительно выраженных и синдромально незавершенных).

Показатели психической работоспособности изучаются с использованием как бланковых, так и аппаратных методик. Первые описаны выше в разделе экспериментально-психологических методов исследования. Эти же методы легли в основу создания различных аппаратно-программных комплексов (АПК), позволяющих автоматизировать нередко довольную сложную процедуру интерпретации данных обследования. Кроме этого, АПК способны в режиме реального времени одновременно оценивать несколько физиологических показателей (как прямых, так и непрямых), а также предъявлять стимульный материал и различные раздражители, что дает возможность осуществлять интегральную оценку психической деятельности обследуемого. Алгоритмы статистической обработки, заложенные в программное обеспечение, облегчают работу исследователя и способствуют более точному определению выраженности нарушений психической деятельности, прогнозированию и оценке эффективности лечения и реабилитации больных. Кроме того, аппаратно-программные комплексы позволяют после психофизиологического обследования проводить психокоррекционные мероприятия по ряду выявленных расстройств.

Для оценки физической работоспособности широко применяется проба Руфье — Диксона. У обследуемого подсчитывают пульс за 15 с в покое (Р1), а также за первые 15 с (Р2) и последние 15 с (РЗ) первой минуты после выполнения физической нагрузки (30 приседаний за 1 мин). Показатель сердечной деятельности (ПСД) рассчитывается по формуле: ПСД = 4 х (Pl + Р2 + РЗ) / 4. Оценивается проба следующим образом: 0,1 < ПСД < 5 — отлично; 5,1 < ПСД < 10 — хорошо; 10,1 < ПСД < 15 — удовлетворительно; 15,1 < ПСД < 20 — плохо.

Более сложным в использовании, но не менее информативным является метод определения физической работоспособности с помощью степ-теста (субмаксимальный тест Валунда — Шестранда). Испытуемый в течение 3 мин совершает подъемы на ступень высотой 35 см с частотой 20 подъемов в минуту (частота метронома 80 уд/мин). На один удар метронома совершается одно движение. Сразу по окончании нагрузки считают пульс в течение 10 с (Р1). Далее сразу же выполняется нагрузка с частотой 30 подъемов в минуту (120 уд/мин). Снова считают пульс сразу по окончании нагрузки (Р2). Затем с помощью таблицы определяют работоспособность в зависимости от возрастной группы и массы тела.

Для определения коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям используется теппинг-тест Ильина (Елисеев О. П., 2003). Испытуемый должен по команде проставлять точки за отведенное время (5 с) в каждом прямоугольнике бланка. После обработки результатов теста строится график работоспособности, диагностируется сила нервной системы, рассчитывается коэффициент функциональной асимметрии по работоспособности левой и правой руки.

Важным показателем функционального состояния нервных центров является латентное время простой двигательной реакции и длительность проведения нервного возбуждения через синапсы при изучении зрительно-двигательной реакции. Это оценивается в тесте с захватом падающей линейки (длина линейки 40 см). «Рабочая» рука выпрямлена вперед горизонтально, ладонь устанавливается вертикально, большой палец отставлен перпендикулярно ладони. Врач устанавливает линейку вертикально, нулевой отметкой по верхнему уровню ладони. После фиксации положения руки и установки линейки подается команда «внимание». Через 2-4 с после команды врач отпускает линейку, варьируя продолжительность в отдельных попытках. Обследуемому следует, уловив момент падения линейки, захватить ее как можно быстрее. Регистрируется расстояние в сантиметрах от верхнего места хвата до нулевой отметки на линейке. Более наглядным и точным показателем является сложная сенсомоторная реакция, однако ее изучение невозможно без дополнительного измерительного оборудования (Тарасова А. Ф., 2000).

Ключевые слова: Методики, Психиатрия
Источник: Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит, 2019
Материалы по теме
Электрофизиологические и Нейровизуализационные методы исследования в психиатрии
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит,...
Лабораторные методы исследования в психиатрии
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Генетические и эпидемиологические методы исследования в психиатрии
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Валидность измерения исследования в клинической психологии
Методология исследования в клинической психологии : учеб. пособие. Кельмансон И. А. — Санкт-...
Основания для назначения судебно-психиатрической экспертизы
Краткий курс по судебной психиатрии : учеб. пособие / А.В. Горшков, Г.Р. Колоколов. — М. :...
Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС)
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Международные классификации психических расстройств
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Диагностика детской креативности (по шкале Вильямса)
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Оставить комментарий