Психофизиологическая природа способностей

До недавнего времени проблема способностей рассматривалась в основном психологами. Это дало возможность Т. И. Артемьевой (1977) создать чисто психологическую теории способностей, а А. А. Бодалеву (1984) написать, что способностями обозначают образования в психике человека. Нерациональность этой точки зрения очевидна. Ведь даже сторонники личностно-деятельностного подхода не могли обойти стороной врожденные анатомо-физиологические задатки, связанные с особенностями строения и функционирования мозга. Уже это заставляет говорить о способностях как о психофизиологической проблеме.

Еще очевиднее такая необходимость возникает при рассматривании двигательных способностей. Так, способность к длительной циклической работе (бег, плавание, езда на велосипеде и т. п.), т. е. аэробная выносливость, во многом определяется уровнем кислородного обеспечения организма (МПК), который, как показано В. М. Зациорским и Л. П. Сергиенко, В. Б. Шварцем и др., генетически обусловлен. Кроме того, в числе задатков, обусловливающих двигательные способности, входят не только типологические особенности свойств нервной системы (т.е. физиологические характеристики протекания нервных процессов), но и морфо-функциональные особенности строения мышц, в частности соотношение в них быстрых и медленных мышечных волокон, которое тоже генетически обусловлено. Функционально-генетический подход к способностям имеет ряд привелегий:

  • нет необходимости объяснять, каким образом задатки (физиологическое) превращается в способности (психологическое), поскольку способности понимаются как целостное интегральное психофизиологическое образование;
  • нет необходимости привязывать способности только к деятельности: становится очевидным, что они могут проявляться и развиваться и в жизнедеятельности (в быту), и в игре;
  • одна и та же способность может развиваться в различных сферах и видах деятельности (поэтому, например, и возможна профессиональная подготовка средствами физической культуры или путем развития способностей в психотренинге);
  • функционально-генетический подход устраняет пропасть, образовавшуюся между возможностями человека и животных в результате увязывания способностей только с деятельностью людей. Животные обладают большинством функций и психических процессов, присущих и человеку. У них имеются те же, что и у него, задатки (в частности, типологические особенности свойств нервной системы). Следовательно, есть основание говорить и о способностях животных;
  • привязка способностей к функциям (психическим и психомоторным) ограничивает сферу практического задействования этого понятия, открывая путь для дифференцированного рассмотрения и развития возможностей человека. Например, для педагогики имеет существенное значение, что в данном случае проявляется у учащегося - опыт, приобретенный ранее, или способности, от чего зависят оценки обучаемого, прогноз его будущих успехов.

Признание врожденности и генотипической природы способностей не означает фатальной предопределенности профессиональных успехов или неуспехов человека. Способности составляют только часть его возможностей, а успех определяется и волевыми качествами, мотивацией, социальной средой. Но и недооценивать роль способностей не следует. Можно согласиться с академиком Д. К. Беляевым, замечающим, что врожденные различия в способностях людей есть реально, независимо от нашего сознания существующий факт.

Материалы по теме
Методы изучения способностей и интеллекта
...
Классификация способностей
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Концепции способностей
Поликарпов В.А., Психология личности
Генезис способностей
...
Развитие способностей
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Принципы изучения способностей
Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. — М.: Университетская книга, 2010. — 320 с....
Соотношение понятий «cпособности » и «качества»
...
О соотношении понятий «способности» и «качества»
Ильин Е.П., Дифференциальная психофизиология
Оставить комментарий