Психофизиологическая природа способностей

До недавнего времени проблема способностей рассматривалась в основном психологами. Это дало возможность Т. И. Артемьевой (1977) создать чисто психологическую теории способностей, а А. А. Бодалеву (1984) написать, что способностями обозначают образования в психике человека. Нерациональность этой точки зрения очевидна. Ведь даже сторонники личностно-деятельностного подхода не могли обойти стороной врожденные анатомо-физиологические задатки, связанные с особенностями строения и функционирования мозга. Уже это заставляет говорить о способностях как о психофизиологической проблеме.

Еще очевиднее такая необходимость возникает при рассматривании двигательных способностей. Так, способность к длительной циклической работе (бег, плавание, езда на велосипеде и т. п.), т. е. аэробная выносливость, во многом определяется уровнем кислородного обеспечения организма (МПК), который, как показано В. М. Зациорским и Л. П. Сергиенко, В. Б. Шварцем и др., генетически обусловлен. Кроме того, в числе задатков, обусловливающих двигательные способности, входят не только типологические особенности свойств нервной системы (т.е. физиологические характеристики протекания нервных процессов), но и морфо-функциональные особенности строения мышц, в частности соотношение в них быстрых и медленных мышечных волокон, которое тоже генетически обусловлено. Функционально-генетический подход к способностям имеет ряд привелегий:

  • нет необходимости объяснять, каким образом задатки (физиологическое) превращается в способности (психологическое), поскольку способности понимаются как целостное интегральное психофизиологическое образование;
  • нет необходимости привязывать способности только к деятельности: становится очевидным, что они могут проявляться и развиваться и в жизнедеятельности (в быту), и в игре;
  • одна и та же способность может развиваться в различных сферах и видах деятельности (поэтому, например, и возможна профессиональная подготовка средствами физической культуры или путем развития способностей в психотренинге);
  • функционально-генетический подход устраняет пропасть, образовавшуюся между возможностями человека и животных в результате увязывания способностей только с деятельностью людей. Животные обладают большинством функций и психических процессов, присущих и человеку. У них имеются те же, что и у него, задатки (в частности, типологические особенности свойств нервной системы). Следовательно, есть основание говорить и о способностях животных;
  • привязка способностей к функциям (психическим и психомоторным) ограничивает сферу практического задействования этого понятия, открывая путь для дифференцированного рассмотрения и развития возможностей человека. Например, для педагогики имеет существенное значение, что в данном случае проявляется у учащегося - опыт, приобретенный ранее, или способности, от чего зависят оценки обучаемого, прогноз его будущих успехов.

Признание врожденности и генотипической природы способностей не означает фатальной предопределенности профессиональных успехов или неуспехов человека. Способности составляют только часть его возможностей, а успех определяется и волевыми качествами, мотивацией, социальной средой. Но и недооценивать роль способностей не следует. Можно согласиться с академиком Д. К. Беляевым, замечающим, что врожденные различия в способностях людей есть реально, независимо от нашего сознания существующий факт.

Ключевые слова: Способности
Материалы по теме
Проявление и условия развития способностей
Козубовский В. М. Общая психология: личность. Мн., 2008.
Понятие и виды способностей
Еникеев М.И., Общая и социальная психология
Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Методы изучения способностей и интеллекта
...
Классификация способностей
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Концепции способностей
Поликарпов В.А., Психология личности
Генезис способностей
...
Развитие способностей
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Оставить комментарий