Психодиагностика: предмет, задачи, уровни и этика

Предмет и задачи психодиагностики. Психодиагностика — это наука выявления и измерения индивидуальнопсихологических особенностей личности. Об особенностях судят по различиям между проявлениями психики разных индивидов в однотипных ситуациях либо поведению одного индивида в разных ситуациях. Исследования проводят путем как непосредственного наблюдения за индивидом, так и заочно, например, путем анализа продуктов его работы (дневников, рисунков и пр.).

Теоретики различают два диаметрально противоположных подхода в исследовании психики. Первый, номотетический, допускает существование неких общих психологических законов и закономерностей, которые в той или иной мере распространяются на каждого индивида. Второй, идиографический, настаивает на неповторимой уникальности каждой психической организации. Умозрительный перенос особенностей одной личности на другую здесь считается недопустимым. Истина, как всегда, находится на разумной середине.

Наиболее широко психодиагностика применяется для оценки знаний, умений и навыков в рамках профориентации и профессионального отбора, а также для характеристики психологического портрета и психологических особенностей личности в медицинских и экспертных целях.

Психологический диагноз и его уровни

Термин «диагноз» понимают в двух смыслах:

  • как распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития;
  • как определение состояния конкретного объекта (индивида, семьи, малой группы, той или иной психической функции или процесса у конкретного лица).

Психологический диагноз позволяет оценить текущее психическое состояние, а также прогнозировать варианты поведения личности в тех или иных ситуациях. Точный психологический диагноз позволяет, в частности, выбрать оптимальный метод взаимодействия с данным индивидом. Психологический диагноз может быть поставлен как больному, так и здоровому человеку. Он не констатирует медицинских фактов. Его нельзя рассматривать как заключение о психической болезни или о предрасположенности к определенному психическому заболеванию. Его цель — определение психологических проблем, их причин, а также зон эффективного функционирования личности.

В формальном смысле, психологический диагноз — это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств: способностей, мотивов, устойчивых особенностей (стилевых черт) личности.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему. Они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров в структурированном диагнозе специалисты отображают в графической форме диагностограмм. Один из простейших вариантов диагностограммы — так называемый психодиагностический профиль. По сути, это график, в котором точки, отражающие количественное выражение представленных психологических черт, соединены между собой одной линией.

Психодиагностика начинается с таких понятий, как: объект психодиагностики, диагностические признаки, диагностические категории и диагностический вывод.

Объектом психодиагностики могут выступать навыки, умения, общие и специальные способности, динамические характеристики психических процессов, психические состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности и пр.

Диагностические признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Структурирование диагностических признаков позволяет выделить диагностические категории. Это внутренние психологические факторы (психологические причины), которые обусловливают определенное поведение человека. В социальных науках их называют латентными переменными. Для количественных категорий часто используется также название «диагностические факторы».

Диагностический вывод — это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий.

Психологический диагноз представляет собой конечный результат психологического обследования. В соответствии с целью и задачами обследования в нем даны: оценка актуального состояния личности, описание ее индивидуально-психологических особенностей, возможный прогноз поведения личности, рекомендации. Точный психологический диагноз — это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия.

Можно выделить два типа психологического диагноза:

  • диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака;
  • диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на оси континуума по выраженности тех или иных качеств.

Психодиагностическое заключение

Результаты психодиагностических исследований обычно оформляют письменно в виде заключения. В нем излагают основания для проведения исследования, указывают цели и задачи, общий дизайн исследования, включая примененные методы и методики, собственно полученные данные и их интерпретацию, наконец, основные выводы и вытекающие из них рекомендации. При необходимости оригиналы или копии тестирования и другие данные могут прилагаться отдельно в виде приложения. Форма изложения произвольная, однако всякая описательная оценка действий индивида и сама система оценок должны быть четкими. В заключении желательно отметить, основываются ли суждения об индивиде на критериально-ориентированной или нормативно-ориентированной оценке, и обязательно указать, с какими нормами сравниваются показатели индивида.

Важно, чтобы заключение соответствовало потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто будет с ним работать. Например, учителя и родители больше заинтересованы в конечных выводах и рекомендациях, а психиатры, напротив, акцентируют внимание на описании особенностей структуры личности, мотивов поступков. Заключение обычно ориентируется на запросы и действие, т.е. в нем даются рекомендации относительно программ обучения, типа лечения, выбора профессии и т.п.

Этика психодиагностики

В своей работе психодиагност должен руководствоваться следующими общепринятыми принципами:

  1. Компетентность (профессионализм), подразумевающая профессиональную подготовку и уровень аттестации.
  2. Соблюдение суверенных прав личности, означающее, что никто не должен подвергаться обследованию обманным путем, напротив, он должен быть полностью проинформирован обо всех этапах, результатах и последствиях такого обследования.
  3. Конфиденциальность: вся информация может быть доступна только оговоренному заранее и согласованному со всеми участниками кругу лиц.
  4. Объективность: обследование должно быть беспристрастным, в рамках нейтрального общения с испытуемым, без проявления симпатии или антипатии, без оказания помощи и подсказок, но в доброжелательной атмосфере.
  5. Позитивное изложение результатов: заключение не должно травмировать психику и самооценку испытуемого, а прогноз следует делать в ободряющей форме.
Источник: 
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное. - Х.: Полиграф-М. 2016.
Материалы по теме
Использование психодиагностики в медицинских учреждениях
Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
Консультирование клиентов с химической зависимостью
Григорьев Н.Б., Психологическое консультирование
Юридическая этика: виды и содержание юридической этики
Аминов И.И., Юридическая этика
Использование психодиагностики в целях оптимизации обучения и воспитания
Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
Педагогическое и психологическое обследование ребенка
Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142...
Этика в деятельности адвоката
Грудцына Л.Ю. - Адвокатское право 2009
Использование психодиагностики для решения проблем в сфере трудовой деятельности
Акимова М.К., Гуревич К.М., Психологическая диагностика 3-е издание. Спб.:Питер, 2008.
Систематика методов психодиагностики
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Оставить комментарий