Психоанализ в системе наук о человеке

Как известно, в первых университетах преподавались только знания, одобренные церковью: студенты изучали грамматику, логику, диалектику, физику, математику и, естественно, теологию. Намного позднее появились факультеты так называемых «свободных искусств», где изучались философия, юриспруденция, литература и т.д. Медицина также относилась к свободным искусствам. Но постепенно науки специализировались и дифференцировались. В результате в последующем выделились три основные группы:

  • точные науки (например, физика и математика),
  • естественные науки (биология и медицина),
  • а также особая группа гуманитарных наук, к которой относятся искусствоведение, психология, социология, филология, философия И Т.Д.

В соответствии с традицией к академической науке относятся только те факты, которые являются универсальными, поддаются измерению и доказательству, т.е. те, которые можно сколько угодно воспроизводить в экспериментах с одним и тем же результатом, чтобы выявить общие закономерности и придать им четкую и непротиворечивую объяснительную систему. Типичным примером такого научного знания является закон всемирного тяготения. Эти области науки обычно именуются точными или экспериментальными (хотя, например, природа силы всемирного тяготения до настоящего времени является гипотетической).

В гуманитарных науках такие доказательства невозможны. Большинство из них являются описательными (идеографическими) или экспериен-тальными (от англ, experience — «опыт»), когда обобщения основываются на длительных наблюдениях и логическом рассуждении. Применительно к психологии это может быть связано, например, с изучением особенностей характера или своеобразия поведения отдельной личности или общества в целом. В качестве другого примера можно привести многократный анализ того, как люди объясняют мотивы тех или иных поступков, в результате которого можно вывести некое логически непротиворечивое обобщение. Однако главное состоит в том, что все это осуществляется не путем измерений и расчетов, а путем анализа тех или иных (не поддающихся точным характеристикам) феноменов и «вчувствования» в переживания конкретной личности или даже больших групп людей с целью понять, почему проявляются именно такие, а не иные психологические феномены и тенденции.

Таким образом, психология, как и большинство других гуманитарных наук, не столько изучает внешние условия, сколько обобщает опыт субъективных переживаний отдельных личностей, сопоставляет их с глубоко индивидуальными переживаниями других людей и на этой основе выводит определенные закономерности функционирования психики. Это позволяет сделать еще один промежуточный вывод о том, что с учетом ее предмета (не поддающейся непосредственному наблюдению психики) и ее основного метода (обобщения субъективного опыта) психология является не объясняющей, а понимающей и истолковывающей (интерпретативной) областью знания. Аналогичные подходы используются также в исследовании произведений литературы и искусства, в том числе — мифов и сказок, когда анализируется, что данный сюжет значит для людей в целом или для какого-то отдельного человека. Но во всех случаях психология обращается к этому индивидуальному (всегда субъективному) опыту, чтобы приблизиться к более адекватному пониманию такой особой объективной реальности, каковой является психика. Точные науки также при необходимости прибегают к интерпретациям. Например, в интересах непротиворечивости той или иной физической теории электрон определяется то как элементарная частица, то как волна. С этой точки зрения нет никаких оснований сомневаться в научном характере как психоанализа, так и всех гуманитарных наук.

Итак, основой понимающей психологии и психоанализа являются герменевтика (искусство истолкования) и феноменология, т.е. изучение тех или иных психических феноменов в том виде, как они воспринимаются нашими органами чувств и сознанием.

В отличие от метафизики как одного из направлений философской науки, изучающей то, что существует в действительности, т.е. внешний мир и внешнее поведение человека в этом мире во всем многообразии его связей и отношений (частично на основе объективных наблюдений и опыта), метапсихология описывает психические явления преимущественно в терминах гипотетических конструкций. Основным объектом ее изучения является внутренний мир личности, т.е. не видимые и объективно не поддающиеся наблюдению внутренние психические процессы. Таким образом, то, что ранее именовалось субъективным (внутренние переживания, тревоги, потаенные чувства и влечения, в том числе асоциальные и запретные мысли, процессы забывания, случайные оговорки и ошибочные действия и т.д.), в психоанализе впервые становится реальным объектом изучения и анализа.

Темы: Психоанализ, Наука
Источник: Психоанализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / М. М. Решетников, П86 С. В. Авакумов, Ю. А. Баранов [и др.]: под ред. М. М. Решетникова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 317 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
Материалы по теме
Основные положения гуманистической психологии
Абдурахманов Р.А., История психологии
Связь педагогики с другими науками
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Основы психоанализа
Карен Хорни, Новые пути в психоанализе
Предмет и методы психологии развития
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Современное состояние психологического знания
...
Психоаналитические концепции культуры Юнга
Монина Н.П., Культурология
Основные методы психологических исследований
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Парапсихология
Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.
Оставить комментарий