Психоанализ: характеристика, методы, направления

Общая характеристика. Основоположником психоаналитического направления является Зигмунд Фрейд. Предложенный им термин «психоанализ» сейчас всё чаще заменяют другим - психодинамическая терапия. Наработками психоанализа в той или иной степени с успехом пользуются все психологи. Однако как самостоятельный метод психоанализ распространен в основном лишь в странах Запада.

Центральное место в концепции психоанализа занимает понятие подсознательного (в оригинале «бессознательного»). Бесспорно, истоки всех мучающих психику проблем кроются в глубине личной истории индивида. Считается, что они прячутся в слое подсознания, надежно скрытом от понимания. Туда практически не проникают (во всяком случае, в обычном состоянии) «взоры» сознания. Уместно сказать: наша психика плавает в океане бессознательного. Возникновение невроза представляет результат перехода некоей травмирующем сознание информации о пережитом опыте из осознаваемого слоя в неосознаваемый слой (подсознание). Такой процесс получил название вытеснения, а вытесненная информация получила название комплекса неполноценности. Смысл вытеснения состоит в избавлении сознания от болезненных (или просто неприятных) воспоминаний. В жизни это случается не раз и не два, особенно в детстве, оттого и комплексов у каждого из нас возникает достаточно много. Бывает, некая личность состоит, образно говоря, «из одних комплексов».

Надо понимать, что вытеснение представляет естественный, природный и в основе во многом оправданный механизм существования. Во всяком случае тактически. К примеру, о некогда пережитых ситуациях унижения личности мало кто любит вспоминать. Более того, о них стараются решительно забыть, напрочь «вычеркнуть» из памяти. С одной стороны, это сиюминутно (тактически) оправдано, с другой — означает уход от правильного понимания проблемы, порой — стратегическую ошибку.

Комплексы ведут себя в подсознании как затаившиеся мины. Когда текущая ситуация начинает в чем-то напоминать о некогда пережитой травме, комплексы тут же обнаруживают себя в виде неадекватного (с точки зрения окружения, но никак не самого субъекта) поведения. Психологическая реакция комплексующей личности всегда строго индивидуальна, постоянна в проявлениях и оттого легко предсказуема. К примеру, в ситуации обоюдной симпатии компексующий партнер неизменно начинает неловко смущаться и... всякий раз глупо отказывается от свидания (к которому в глубине души стремится).

Структура комплексов включает в себя:

  • запечатленную в сознании информацию о воздействии внешней среды;
  • сцепленную с последней собственную реакцию индивида.

Влияние внешней среды отпечатывается в памяти в виде суммы стимулов (визуальных, аудиальных, тактильных и пр.), своеобразной «картинки» (инграммы по Р. Хаббаррду). Любой элемент из инграммы в последующей жизни может играть роль пускового механизма (триггерного элемента, ключа), вновь запускающего заученную в прошлом реакцию. К примеру, в ситуации насилия над личностью где-то хлопнула дверь. В условиях стресса звук захлопывающейся двери и поведенческая реакция образовали устойчивую связь по типу мгновенного условного рефлекса. Можно предполагать, что нередко в последующей жизни при резком неожиданном звуке, близком к захлопыванию двери, индивида будут вновь преследовать старые пережитые страхи и непроизвольно возникать «заученные» особенности поведения. Так будет до тех пор, пока личность не осознает, не избавится от приобретенного комплекса.

Невидимые для сознания комплексы оказывают прямое влияние на выбор решений и поведенческие реакции. По сути, индивид становится заложником своих же комплексов. Все нити истинного управления ведут вглубь закрытого подсознания. Случается, накопленных в подсознании комплексов становится так много, что личность фактически теряет возможность свободного управления своим сознанием и поведением. К примеру, вытесненные ситуации унижения личности делают индивида болезненно ранимым к любым проявлениям неуважения к его персоне. Любое, пусть даже случайное недоразумение запускает ответную неадекватную, малоуправляемую гиперагрессивную реакцию.

По выражению психиатра Янова, переживания, которые слишком болезненны для того, чтобы их можно было принять и интегрировать, подавляются и продолжают свою жизнь в психической системе личности подобно возобновляющимся отраженным волнам (эффект «реверберации»). Они непрерывно накладываются на настоящее, превращая в апогее жизнь в череду нереальных, пугающих и болезненных кошмаров.

Важнейшим достижением психоанализа стала возможность восстановления в памяти травмирующих психику механизмов. Естественно, для этого необходимы определенные усилия психолога и работа индивида над собой. Повторное переживание прошлых вытесненных чувств с одновременно происходящим процессом их нового осознания называется катарсисом. Осознание прошлого обусловливает серьезный пересмотр мировосприятия, миропонимания и моделей поведения личности, поэтому катарсис позволяет разрешить внутренние конфликты и тем самым устранить болезненные проблемы. Реконструкция опыта в процессе катарсиса сопровождается извлечением комплексов на поверхность, из подсознательного — в слой сознания. Катарсис и извлечение комплекса могут произойти не только в процессе лечения, но и спонтанно (в похожей ситуации под влиянием новых обстоятельств).

Осознание личностью скрытых ранее от нее проблем всегда является своего рода откровением. И чем значительнее проблема, чем глубже она «сидела» в подсознании, тем ярче переживания индивида от осознания извлеченных комплексов. Кульминация процесса осознания неосознанного в катарсисе получила название инсайта (озарения).

Извлечение комплексов всегда проходит тяжело и сложно, поскольку на пути между подсознанием и сознанием находится барьер, защитный замок сознания, получивший наименование «цензуры». Цензура проявляет себя сопротивлением сознания, несмотря на усилия психотерапевта обнажить травмирующие психику моменты пережитого. Фактически цензура есть не что иное, как механизмы защиты «эго».

Основные признаки наличия подсознательных комплексов:

  • наличие разнообразных жалоб и невротической симптоматики;
  • повторение схожих (и не решаемых) проблемных ситуаций;
  • обнаружение вырывающихся «на поверхность» сознания психологических артефактов в форме повторяющихся снов, фантазий, конфликтов, оговорок; их можно отследить с помощью специальных техник — свободных ассоциаций, проективных методов;
  • ощущение неосознанного внутреннего сопротивления (цензуры) при попытках обсуждения болезненной проблематики.

З. Фрейд придавал большое, подчас чрезмерное, значение так называемому либидо, или сексуальным инстинктам, вытесненным в подсознание. В настоящее время считается, что любая базовая потребность может равновероятно остаться неудовлетворенной, а значит, болезненной для психики. Соотношение «удельных весов» вытесненных проблем всегда индивидуально и зависит от множества факторов.

Основные положения психоанализа более глубоко рассмотрены ниже.

Понятие интроекции

Фундаментальным механизмом всей системы образования «эго» является первичная интроекция с последующей вторичной коррекцией усвоенного на основании собственного опыта. Толкающим элементом коррекции выступает осознание необходимости внутренних изменений. Как известно, интроекция подразумевает усвоение рациональным разумом информации в «сыром, не переваренном» виде, минуя критический анализ и синтез. Происходит «встраивание» чужеродной информации в структуру собственного мировоззрения и мировосприятия. Таким способом человек автоматически принимает в качестве своих личных норм ценности и нормы других. На ранних этапах развития такой феномен, безусловно, способствует интеграции индивида в социальную среду и повышает выживаемость человеческого рода в целом. Именно так формируется ядро личности, или «эго». Однако в дальнейшем интроективная информация нередко становится тормозом на пути развития личности. Личность это может подсознательно ощущать в виде дискомфорта, смятения, потребности что-то делать, наконец, интуитивного понимания необходимости внутренней трансформации. Между тем все механизмы эгозащиты направлены на сохранение неизменной структуры ядра личности (как залога стабильности достигнутого успеха в развитии) путем смягчения (или устранения) действия травмирующих психику факторов. Это означает, что эгозащита служит оправданием неверной линии поведения данного индивида. Осознание необходимости внутренних изменений приводит в конце концов к адекватной трансформации «эго».

Механизмы эгозащиты

Выделяют достаточно много психологических механизмов эгозащиты,. Среди них: рационализация, вытеснение, реактивное образование, регрессия, проекция, идентификация, замещение, фрустрация, избегание. Рассмотрим каждый из них.

Рационализация
Под рационализацией понимают логическое объяснение, а точнее оправдание своего поведения и его мотивов. Причем делается это с полной убежденностью, основанной на кондовых интроективных установках. Речь совсем не идет о внутренней правдивости и внутренней искренности, которая базируется на иррациональной Истине и на которую толкает интуиция. В случае рационализации любое оправдание на самом деле противоречит действительности. Логически выстроенная версия является профанацией. Истинные мотивы не осознаются, поскольку неосознанной целью рационализации является снятие ответственности с себя и перенесение ее на обстоятельства и других людей. Все объяснения можно свести к простой формуле «потому что, потому...». Она сродни циклической ссылке — возвращает вновь и вновь к начальному посылу. Рационализация призвана примирить несоответствие внутреннего мировосприятия (прежде всего самого себя) со складывающимися проблемными обстоятельствами. К. Кастанеда использовал для рационализации термин «индульгирование», подчеркивая в контексте не только оправдание своих действий и своего нынешнего поведения, но и акцентируя на подсознательном оправдании повторения таких поступков в будущем.

Таким образом, при рационализации речь не идет о сколько-нибудь осознанном обмане со стороны индивида. Неверное видение индивидом ситуации поддерживается или изначально неверными посылки, или их неправильной трактовкой.

Классическая иллюстрация рационализации — басня «о зеленом винограде». В ней рассказывается о лисе, которая, пытаясь добраться до винограда, пострадала, но так и не сумела его достать. Щадя свое самолюбие, лиса оправдала неудачу никчемностью цели, мол «виноград зелен». Или другой пример. Человек объясняет необходимость строгого 4-разового питания опасностью возникновения гастрита. На самом деле частота возникновения гастрита мало зависит от фактора кратности питания; в рейтинге истинных причин данный фактор занимает весьма скромное место. Между тем такое видение рядового обывателя возникло в результате банальной интроекции. Изменить в таких случаях мировоззрение и линию поведения можно тремя способами. Первый — апелляция к авторитету. По сути, это вариант слепой веры, которая означает новую интроекцию. Второй — опираясь на факты; по сути, вариант новой рационализации. Третий, наилучший вариант, встречается редко. Он предполагает неординарное изменение сознания — через достижение инсайта.

В принципе, рационализация представляет отработанные и устаревшие программы развития. С этим приемом «игры» сознания, примирения сознания с подсознанием сталкивается каждый индивид на своем жизненном пути. На каком-то определенном этапе полученный опыт был своевременен и полезен. В дальнейшем ситуация меняется. Она требует новых моделей поведения. Цепляние разума за консервативные устои и догмы, безусловно, мешает личностному росту.

Вытеснение
Вытеснение, или подавление, заключается в изгнании травмирующих моментов из сознания в область подсознания. Речь идет о поэтапном механизме отрицания сознанием очевидных, но травмирующих сознание вещей. Механизм прост: вначале закрываешь глаза и стараешься не вспоминать, потом перестаешь вспоминать и, наконец, начисто отрицаешь имевший место неприятный для «эго» факт. Для такого отрицания типична формула «нет, потому что... нет!».

В практической работе подозрение на существование вытесненного, ранее пережитого негативного опыта должно вызывать слишком быстрое отрицание любого утверждения о возможной психотравме. Индивид делает это поспешно, без раздумий, как бы автоматически. Стандартный ответ в таких случаях: «Нет, этого не может быть». Такие слова заставляют предполагать глубокое залегание проблемы. Если же негативный опыт находится на поверхности подсознания и неявно бередит душу хозяина, в поведении индивида четко просматриваются попытки банального ухода от больной темы.

Вытесненный в подсознание опыт иначе называется комплексом неполноценности. Важно то, что травмирующие факторы, несмотря на их неосознанность, по-прежнему продолжают влиять на поведение. Вытесненные переживания проявляются в сновидениях, оговорках, забывчивости, непроизвольных «нечаянных» действиях.

Обмен информацией между сознанием и подсознанием носит двусторонний характер. Процесс, обратный вытеснению, т.е. осознание травмирующего опыта, носит название извлечения.

Механизм вытеснения обычно присутствует в качестве первичного составляющего компонента в других защитных механизмах, например, реактивного образования.

Реактивное образование
Это достаточно распростаненный механизм нейтрализации негативного опыта. Вместо ушедших в подсознание травматичных воспоминаний формируется зеркальная антипрограмма в виде противоположно направленных мыслей и/или поступков. Человек совершает действие, являющееся полной противоположностью тех импульсов, существование которых он панически боится признать. Пример: испытав в детстве страх к огню, человек обожает петарды или выбирает профессию пожарника. Еще: получив первый сексуальный опыт с насилием, женщина в последующем стремится повторить его вновь и вновь, получая удовольствие только с элементами болевых форм.

Регрессия
Регрессия, или инфантилизация, подразумевает возврат на более ранние уровни развития. Индивид начинает вести себя немного по-детски. Подсознательно он повторяет запомнившуюся модель поведения, которая когда-то уже оправдала себя. В той давнишней ситуации индивид чувствовал себя вполне защищенным и спокойным. Теперь, прибегая к регрессии, он неосознанно стремится добиться того же. Классический пример: в стрессовой ситуации люди неосознанно принимают так называемую утробную позу. Они подтягивают колени к подбородку и обнимают их руками, сворачиваясь в клубок. Повторение позы зародыша само по себе приносит успокоение. Регрессия создает иллюзию снятия с себя ответственности за решение своих проблем благодаря привычной позиции маленького. К сожалению, саму проблему это никак не решает.

Регрессивное поведение часто используют осознанно, в групповых формах тренинга. Возвращается утраченная детская непосредственность, снимаются психологические барьеры межличностного общения, в памяти воскрешаются ключевые ситуации.

Проекция
Проекция (англ. projection, перенос, трансфер) заключается в переносе на других лиц собственных переживаний (состояний, черт характера). Окружающим приписывают характеристики, которые на самом деле отражают личные проблемы. В основе феномена лежит вынужденно оправданный механизм защиты. Поскольку комплексы неполноценности носят травмирующий характер, личность, с одной стороны, «стирает» из своего сознания травматичные переживания, а с другой — проявляет повышенную, вплоть до патологической, восприимчивость к таким проявлениям у других. Раны внутри себя легче обнаружить на лицах других. Как точно подмечено в русской пословице, правда глаза «колет». Можно сказать, суть проекции проявляется в тенденции переложить ответственность за процессы, происходящие внутри «я», на окружающий мир. К примеру, конфликтный человек подозревает всех во враждебном к нему отношении, лживый — видит во всем лживость других и т.п. Естественно, что такая позиция мешает увидеть реальную проблему в себе и в других и соответственно вместо ее решения приводит к усугублению.

Проекция, как и иные механизмы, с одной стороны, избавляет индивида от осознания, принятия и переработки (так называемого изживания) болезненных факторов, с другой — внутренне оправдывает его неверную линию поведения. Можно сказать, тактическая победа ведет к стратегической ошибке.

Наблюдение за собственными переживаниями, возникающими при межличностном общении психолога и пациента, привело к частному понятию феномена контрпереноса. Это ответ психики самого психолога на обнаруженные проективные проявления пациента. Суть контрпереноса — в личных переживаниях психолога в связи с выявленной проекцией. Формируется цепочка: перенос — контрперенос. Отслеживание переживаний позволяет психологу лучше разобраться в собственных проблемах. Так он уменьшает степень своего субъективизма в видении проблемы пациента и приобретает неоценимый опыт. А. Подводный по этому поводу тонко подметил: общение с первым клиентом сталкивает психолога в первую очередь со своими собственными проблемами.

Идентификация
Феномен идентификации, а лучше сказать причастности, тесно переплетен с феноменом интроекции. Происходит отождествление своей маски с некой более могущественной социальной и личностно-значимой инстанцией, чем собственная личность. В роли инстанции может выступать Бог, вождь, видный политик, ученый, музыкант и даже просто организация, одним словом, Идеальный Лидер. При этом понятие об Авторитете, его важности и значительности во многом интроективно! Причастность к Авторитету формирует в личности маску-роль своей сверхзначимости. Она успешно способствует самоутверждению личности. Чувство собственной неполноценности замещается сознанием своей великой социальной роли, раздуванием «капюшона кобры» «эго». С формальной стороны идентификация представляет собой обратно направленную проекцию (от другого объекта — на себя). В экзотерической трактовке при идентификации происходит подключение индивида к более мощному архетипу, который и обеспечивает его защиту.

Замещение
Замещение подразумевает неосознанную замену проблемного объекта на иной, подвластный, доступный и управляемый, на котором можно разрядиться, выместить накопившуюся эмоциональную энергию. Механизм замещения выражен расхожей фразой: «перевод стрелок». В принципе, замещение представляет собой развитие теоретической концепции проекции. Нередко в схеме замещения задействован принцип «виноват кто-то другой, но не я». Например, не смея выразить свои отрицательные чувства по отношению к начальнику (боязнь санкций, последствий), человек приходит домой и вымещает досаду и раздражение на супруге. Или: не имея семьи, одинокие лица часто делают объектом своей любви домашних животных. Вариантом замещения является сублимация, при которой негативная для психики агрессивная энергия направляется в русло социально приемлемой деятельности, например, в творчество, искусство, спорт и т.д. По сути, сублимация представляет полезную форму замещения, особенно с точки зрения общества. Еще одним вариантом замещения считается компенсация. Компенсация подразумевает усиленную целенаправленную работу, неординарное развитие неких личностных качеств и навыков как способ забыть о своих внутренних проблемах, своей внутренней неполноценности. Социальные достижения ведут к социальному признанию и повышению самооценки. Например, физически слабый подросток начинает усиленно заниматься спортом и достигает заметных успехов.

Помимо механизмов защиты, в психоанализе описаны и некоторые стандартные модели поведения личности в психологически сложных для нее ситуациях. Такие модели рассмотрены ниже.

Фрустрация

О-хо-хо, опять не пришла на свидание...

Фрустрация (англ. frustration — расстройство планов, крушение надежд) подразумевает состояние сильной неудовлетворенности, которое возникает в ситуациях срыва ожиданий и крушения надежд. Ситуации фрустрации всегда являются для организма стрессом. Они сопровождаются психической и психофизической напряженностью, нередко приводя к депрессивным состояниям. Фрустрация — это всегда страдание. Степень переживаний зависит в первую очередь от личностных качеств. Когда внутренняя буря эмоций становится практически непереносимой, происходит разряд яркого аффекта (см. «Аффект»).

Избегание

Пойду, покурю...

Избегание (изоляция), или уход «в себя». В психоаналитическом направлении вместо избегания используют термин «эскапизм». Это не только практика игнорирования адекватно-необходимого действия, но и уход от проблемной ситуации вообще. Такие действия внешне очень заметны. Эскапизм может сопровождаться рационализацией. Например, индивид, будучи неспособным эмоционально оторваться от проблемы, уходит от нее в другую ситуацию. Оправдание явно надумано: мол, другая проблема является более важной и требует первоочередного внимания. Уход «в себя» способствует отмежеванию от внешних агрессивных факторов. В замкнутой сфере маленького мира «я» путем исключения «пятна реальности» создается псевдоподобие истинного комфорта.

Эго-защитные модели поведения

В психике заложено достаточно много эго-защитных моделей поведения. Причины их закрепления в памяти, как правило, уходят корнями в ранние детские переживания. Стимулы, вызывающие такое поведение, рассматриваются психикой как психологическая травма. Вот наиболее типичные штампы причинно-следственного защитного поведения.

  • Причина: отвержение, отказ признания существования личности. Следствие: либо бегство от социума, «замыкание» в себе, либо, напротив, кичливо-навязчивое маниакальное поведение.
  • Причина: покидание близкими, уход взрослых от ребенка, страх одиночества. Следствие: модели зависимого поведения.
  • Причина: систематическое унижение гордости. Следствие: синдром самонаказания и самобичевания, мазохистская модель поведения.
  • Причина: предательство. Следствие: развитие гиперконтроля как компенсации синдрома неверия.
  • Причина: восприятие хронической несправедливости по отношению к себе. Следствие: либо ожесточенность на окружающий мир, либо, напротив, ригидность (заторможенность и жесткость) восприятия.

В повторяющихся проблемных ситуациях всегда происходит глубинный конфликт между регрессивной моделью поведения и правильным выбором. Решение конфликта непредсказуемо. Иногда побеждает старая модель, иногда происходит выбор нового, адекватного решения.

Инструменты психоанализа

Есть внутренняя логика боли, желаний и протеста в инопланетном языке

Одним из наиболее известных методов З. Фрейда при проведении психоаналитической беседы является метод свободных ассоциаций. По сути, идентичен ему и другой прием психоанализа — толкование сновидений, где темой анализа служат не ассоциации, а сны пациента.

Сущность метода свободных ассоциаций состоит в том, что клиент, удобно расположившись и расслабившись (в классическом психоанализе — лежа на кушетке), пускает свое сознание на самотек и начинает произносить любые приходящие в голову слова, не пытаясь намеренно связать их в какой-то логической последовательности. На первый взгляд, в речи пациента присутствует полная неразбериха, это ощущает и он сам. Однако вопреки кажущейся путанице и бессвязности любое слово и жест имеют свое значение. В классическом психоанализе они рассматривается сквозь призму неудовлетворенных желаний, в первую очередь сексуальных. В каждом высказывании ищут символическое отражение подспудного психического напряжения.

В принципе, психотерапевт может активно направить («нацелить») свободный поток сознания пациента в интересующую его (психотерапевта) сторону. Для этого психолог произносит случайный набор слов, не имеющий прямой связи с проблемой. Он просит пациента привести наобум ассоциацию с этими словами. Ориентируясь на реакцию пациента, он пытается очертить круг предполагаемых проблем. Такую процедуру надо делать ненавязчиво и осторожно, стараясь «не наступить на больную мозоль». В случае возникновения сопротивления и отрицательного эмоционального реагирования со стороны пациента психотерапевту рекомендуется временно убрать контроль и умерить настойчивость. Факт обнаружения «узла неприятия» прямо указывает на сферу проблемы подсознания. В ходе длительной кропотливой работы постепенно, день за днем, из беспорядочной паутины мыслей при соответствующей подготовке и опыте начинают обнаруживаться какие-то закономерности, значения и связи. Вырисовываются основные, «центральные» темы, берущие свое начало, как правило, в неудовлетворенных желаниях раннего детства. Эти желания и образы давно похоронены в подсознании. Они недоступны сознательному рассмотрению вне целенаправленной работы. Между тем именно они и составляют основу нарушений структуры личности пациента, источник всех его страданий, что отражается в симптомах и ассоциациях.

Психотерапевт анализирует весь этот хаотичный словесный материал, обращая внимание на периодически повторяющиеся слова, словосочетания, типичные предложения и речевые конструкции. Как правило, такой анализ повторяют вновь путем повторного прослушивания и сравнения диктофонных записей. К настоящему времени разработан метод компьютерного анализа словесного материала.

Важное место в анализе уделяется выявлению любых проявлений защитных механизмов «эго» (см. выше). Так, в каждом психоаналитическом сеансе можно усмотреть демонстрирование нежелания обсуждать некую тему в определенном ключе. Выражаясь профессиональным языком, обнаруживается феномен подсознательного сопротивления, который прямо указывает на сферу наболевших проблем. Помимо сопротивления психоаналитик всегда нацелен на поиск реакций проекции (переноса, трансфера). К примеру, общеизвестно, что жених подсознательно ищет в невесте, как правило, нужные ему качества своей матери, а невеста в женихе — нужные ей качества своего отца. Это те качества, в которых они, будучи маленькими, отчаянно нуждалась в детстве. Кто-то переносит на реального человека качества выдуманного им идеала, а потом обижается на то, что реальный человек не соответствует иллюзорному образу. Часто такая принудительная идеализация поначалу даже льстит самолюбию партнера. Вскоре это ему надоедает, становится неприятно, но, поскольку он продолжает любить, начинает переживать сам. Фантазии рушатся, отчего страдают обе стороны.

Анализ проекций осложняется наложением собственных невротических переживаний психолога, проявлением его подсознательных комплексов. Психолог, как и любой человек, не свободен от комплексов, это вопрос лишь их сферы приложения и степени важности. Явление ответных проективных переживаний психолога в процессе психоанализа клиента получило название контрпереноса.

При анализе ассоциаций и сновидений важно увидеть и продемонстрировать пациенту связь между ассоциациями (снами) и травмирующими психику реальными событиями. Подтверждением того, что психотерапевт правильно толкует тот или иной символ ассоциации или сновидения, является согласие пациента, что подобное событие действительно когда-то произошло.

Первый шаг к избавлению от невротических проблем — это осознание реальных причин проблемы. Психотерапевт объясняет пациенту, что истинные причины страданий на самом деле иные, не те, о которых он думал раньше и которые видны с первого взгляда. Истинные причины скрыты в подсознании. Их необходимо обнаружить. Чем ближе к ним приближаешься, тем больше неприятных чувств испытываешь. На некоторые из них хочется упорно закрыть глаза и сделать вид, будто бы их никогда и не было в твоей жизни. Тем не менее, как бы это сложно ни было, лучше извлечь их из подсознания, иначе они будут продолжать свое психотравмирующее действие. На трудном и достаточно скользком пути исследования чужой психики психотерапевту важно не ошибиться, уверовав в кажущиеся, а не истинные причины имеющихся проблем. Хорошим подспорьем служит тот факт, что события прошлого и настоящего, затаившиеся в скрытой форме в области подсознания, подталкивают человека к нерациональным, неадекватным с точки зрения окружающих (но не самого пациента!), упорно повторяющимся моделям поведения, как правило с оттенком регрессии.

В психоанализе лечение невроза представляет длительный процесс, растягивающийся на срок от трех до пяти лет. Быстрое лечение в классическом психоанализе считается профанацией, нонсенсом.

Психоанализ, как и любое квалифицированное психотерапевтическое вмешательство вообще, требует исключительной деликатности, осторожности и тактичности. Важны взвешенность подхода и неспешность в выводах, особенно тех, которые больно задевают самолюбие пациента. Категоричность высказываний, заключений и рекомендаций никогда не приветствуется. В связи с этим уместно привести некоторые базовые правила психоанализа (пять правил Гринсона, 1986):

  • всякое высказывание клиента заслуживает внимания психоаналитика;
  • нельзя причинять клиенту боль больше той, которая необходима;
  • аналитик должен быть для клиента гидом на всем пути нового для него психоаналитического курса;
  • аналитик обязан заботиться о сохранении у клиента самоуважения и чувства собственного достоинства;
  • поведение и высказывания психоаналитика должны быть ориентированы на единственную цель — помощь клиенту.

Психоаналитические направления (неопсихоанализ)

Классический психоанализ З. Фрейда в дальнейшем был подвергнут основательному пересмотру. В частности, его последователь Альфред Адлер пришел к мнению, что на актуальное поведение, образ мышления и эмоциональные состояния людей влияет не столько прошлое (акцентируемый З. Фрейдом самый ранний период детства), сколько будущее (цели и ожидания). При этом основным мотивом, прямо или косвенно обусловливающим мысли, чувства, ожидания и поведение человека, является явное или скрытое стремление к первенству, превосходству над другими. Смысл жизни нередко ускользает от сознания самого человека. Зачастую он сводится к стремлению увеличить свою значимость путем расширения сферы влияния, завоевания «нового жизненного пространства», увеличения собственности, приобретения чего-то нового и т.п. Нереализованные ожидания порождают комплекс психологических проблем. Развиваются ложные мотивации, на первый взгляд никак не связанные с первоначальными стремлениями. Таким путем формируется система самообманов. Именно А. Адлер ввел термин комплекс неполноценности, считая, что желание компенсировать его является мощным стимулом достижения целей, в том числе самыми выдающимися людьми. Под компенсацией подразумевается возмещение недоразвитых функций (способностей) путем использования других элементов (способностей) своей личности. Так, отстающие в учебе подростки утверждают свое превосходство над отличниками путем демонстрации своей силы. При неадекватно-чрезмерной компенсации (утрированном поведении) говорят о явлении гиперкомпенсации. В приведенной выше ситуации отстающий в учебе подросток начинает откровенно издеваться над более слабыми сверстниками.

В своей теории понимания психологии поведения человека А. Адлер разделял точку зрения З. Фрейда в том, что личность человека складывается в основном в первые пять лет жизни (другие исследователи увеличивают этот срок до шести лет). Однако основной акцент А. Адлер сделал на следующих положениях:

  • принцип целостности, или холизм (от англ. whole — целый, цельный, целостный), переживаний;
  • социальные интересы клиента;
  • направленность поведения на достижение цели.

Принцип холизма (целостности) предполагает целостность переживаний человека, единство его чувств, мыслей и поступков, какими бы случайными и независимыми друг от друга они ни казались. В соответствии с принципом холизма психотерапевт должен решить следующие задачи:

  • составить четкое представление об индивидуальности клиента;
  • помочь клиенту в правильном, без самообмана, понимании его социальных запросов и целей (в широком плане — адекватном видении картины мира, а также собственного мировосприятия);
  • сформировать индивидуально приемлемые, адекватные в социальном плане запросы и цели.

А. Адлер особо подчеркивал необходимость создания благоприятной, максимально доверительной и благожелательной атмосферы собеседования, ненавязчивого руководства беседой со стороны психотерапевта. Основой эффективной работы является способность клиента поверить в себя, в свои силы и способности. При необходимости психотерапевт может пойти на мягкую конфронтацию с клиентом в форме критических замечаний, заставляющих клиента поменять точку зрения на ситуацию. К примеру: «Ваше поведение в данной ситуации неоправданно мягкое, найдите, наконец, в себе силы сказать решительное «нет».

В адлерианской психотерапии используется несколько интересных приемов. Например, техника «антисуггестия» предписывает многократноутрированное повторение нежелательной модели поведения, вплоть до развития у клиента не только понимания неадекватности привычных поступков, но и выработки к ним ощутимого чувства явного негативизма. Другой методический прием предлагает отследить свое поведение с юмором, без намека на самообвинение. Прием «нажатие кнопки», или «стоп-кран», дает возможность искусственно останавливать и анализировать моменты переживаний (как стоп-кадр в кино; подробнее об этом приеме см. в когнитивных методах). В последующем эта техника успешно «перекочевала» в метод нейролингвистического программирования (NLP).

Другой видный теоретик психоанализа А. Ассаджиоли разработал проблематику «субличностей» и «разотождествления».

Психолог показывает клиенту, что неудовлетворительные, травмирующие взаимоотношения с кем-то из значимых для него людей не являются фатально неизбежными и непреодолимыми. Это лишь определенные роли, которые можно попробовать сыграть и по-другому. Для этого придуман прием разотождествления. Суть его — в отделении своего «я» от того элемента личности, который ошибочно воспринимается за свою сущность, иначе — отделение «я» от субличности (маски). А. Ассаджиоли замечает: «Над нами властвует то, с чем мы себя отождествляем, но мы можем осуществлять контроль над тем, с чем себя отождествляем». Например, человек свыкся с присутствием постоянных проблем, надел маску неудачника и перестал активно отстаивать свои позиции в жизни. Или: считающий себя больным (ипохондрик), начинает отождествлять себя с болезнью. Или: женщина, «зациклившись» на красивом теле, свое естественное возрастное увядание будет считать личностной катастрофой.

Психотерапевт помогает клиенту понять, что неудачи или болезнь являются не сутью его личности, а лишь ее элементами, от которых он должен сначала отделиться психологически, а затем и фактически.

В процессе переформирования («переформатирования») личности можно выделить следующие этапы:

  • Выбор идеальной модели своего желаемого «я».
  • «Внутренняя» работа над собой. Внутренний путь предписывает самовнушение того, что необходимые элементы идеального «я» уже присутствуют в реальности, их просто надо увидеть. Самовнушение также можно использовать и для устранения или уменьшения влияния на личность нежелательных элементов.
  • «Внешняя» работа над развитием недостающих или «недоразвитых» элементов личности. Внешний путь предполагает формирование и совершенствование необходимых качеств (уверенности, смелости, выдержки, самоконтроля и др.) и психических функций (внимания, памяти, воображения и др.) путем систематической тренировки. При этом успешно используются бихевиористские методы. Например, тренинги нужных умений, систематической десенситивизации и негативного подкрепления для уменьшения или устранения мешающих деформаций.
Источник: 
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное. - Х.: Полиграф-М. 2016.
Оставить комментарий