Психическое развитие при дефиците сенсорных систем

Нарушения сенсорных и моторных систем существенно затрудняют, затормаживают психическое развитие, обуславливая его дефицитарность. К таким нарушениям, прежде всего, относят нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, инвалидизирующие соматические заболевания сердечно-сосудистой системы, дыхательной, эндокринной систем и так далее.

Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха. Этиология дефектов слуха и зрения может быть связана как с эндогенными, так и с экзогенными факторами. В происхождении экзогенных форм нарушений слуха у детей большую роль играют инфекционные заболевания во время беременности, особенно в первые месяцы (краснуха, корь, грипп), а также врожденные сифилис, токсоплазмоз и так далее. Среди постнатальных инфекций, способствующих поражению слуха, определенная роль отводится кори, скарлатине, эпидемическому паротиту, большое значение имеют менингиты и менингоэнцефалиты. Одной из важных причин нарушения слуха (чаще тугоухости) считаются отиты.

В последнее время большая роль (50% случаев) отводится генетическим факторам. Особенно ярко эта особенность проявляется при глухоте, связанной с медикаментозным лечением: генетическая недостаточность органа слуха делает его уязвимым при применении ряда антибиотиков. Аналогичные соотношения характерны и для нарушений зрения. Наследственным факторам в нарушениях зрения отводится от 15 до 17%.

Исследования отечественных дефектологов выявили особенности формирования клинико-психологической структуры дефекта, типичной для развития детей с различной патологией в сенсорной сфере. Сюда, прежде всего, относятся данные о соотношении различных параметров первичного дефекта и особенностей образования вторичных дефектов. Большое значение для возникновения вторичных дефектов имеет выраженность сенсорного дефекта.

Небольшой дефект слуха предполагает ту или иную возможность самостоятельного овладения речью. В речи такого ребенка будут наблюдаться негрубые отклонения, смазанность артикуляции, слабая модулированность голоса, смешение глухих звуков со звонкими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими; бедность речевого запаса, ошибочное употребление слов, близких по ситуации или по звучанию, аграмматизмы. Полное же выпадение слуха приводит к немоте ребенка.

То же касается и нарушений зрения. На уровне слабовидения зрительное восприятие ограничивается замедленностью, узостью обзора, недостаточностью четкости и яркости, нередко искаженностью предметов. Поэтому при слабовидении будут сохраняться значительно большие потенциальные возможности нервно-психического развития, чем при слепоте.

Характер и степень вторичных отклонений развития зависит от времени возникновения дефекта слуха и речи. Психическое развитие слепых и глухих детей отличается в зависимости от того, является ли их глухота/слепота врожденной, потеряли ли они слух/зрение на ранних или более поздних этапах онтогенеза. Врожденная или ранняя потеря функции приводит к отсутствию речи или грубому ее недоразвитию. Недостаточность вестибулярного аппарата обуславливает нарушение развития, связанные с задержкой формирования прямостояния и прямохождения, недоразвитие пространственной ориентировки. При нарушении слуха после трехлетнего возраста недоразвитие локомоторной функции выражено меньше. Успевает сформироваться фразовая речь, нарушения словарного запаса и грамматического строя нередко выражены менее грубо. При поражении слуха в школьном возрасте речь грамматически сформирована, имеются лишь некоторые недостатки произношения: смазанность артикуляции, оглушение звонких согласных и т.д.

Сходные закономерности связаны с поражением зрения. При заболевании с рождения ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений. Затруднения в возникновении вертикального положения тела, боязнь пространства и новых предметов ведут к задержке в освоении пространства и предметной деятельности. Первые специализированные манипуляции и отдельные функциональные действия с предметом возникают у слепых детей после 2х лет. Грубое недоразвитие пространственной ориентации обусловливает недоразвитие психики, тормозит формирование схемы тела.

Нарушения зрения в раннем возрасте даже на уровне слабовидения вызывает и недоразвитие психомоторной сферы: отмечается слабость акта хватания, запаздывает дифференциация движений, наблюдаются застывания с предметом либо, наоборот, ненужные стереотипные движения головы и рук. Совсем по-иному складывается развитие ребенка, потерявшего зрение в более старшем возрасте. Имеющийся прошлый опыт зрительных впечатлений облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений и понятий.

Естественно, большое значение для прогноза психического развития ребенка будут иметь и индивидуальные особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка в целом, а так же своевременное начало специального обучения.

Среди детей с недостаточностью слуха выделяются:
1.    глухие:

  • 1.1.    рано оглохшие;
  • 1.2.    поздно оглохшие;

2.    слабослышащие:

  • 2.1.    с относительно сохранной речью;
  • 2.2.    с глубоким недоразвитием речи.

Среди детей с недостаточностью зрения выделяют:

  1. тотально слепых;
  2. частично видящих;
  3. слабовидящих.

Сложные вторичные нарушения характерны для формирования других психических процессов, эмоциональной сферы, деятельности в целом. У глухих детей из-за речевых нарушений задерживается общение, обеспечивающее совместную со взрослыми деятельность с предметами.

Слабость закрепления предметов в словах, в свою очередь, приводит к тому, что ребенок не может свободно оперировать представлениями, возникают трудности в их актуализации. Задержка речевого развития затрудняет включение восприятия в более широкий круг деятельности.

В то же время введение значения слова без опоры на сенсорный опыт, как это имеет место у слепых детей, ведет либо к размыванию и непомерное генерализации значения слова, либо, наоборот, закреплению за словом более узкого круга понятий, сужающего развитие уровня обобщения.

Большое значение имеет специфическое нарушение развития эмоциональной сферы. Так, у слепого ребенка развитие эмоциональной сферы связано с ограничением, либо невозможностью восприятия таких выразительных средств, как взгляд, жест, мимика. Это в свою очередь усугубляет недоразвитие форм общения на ранних этапах развития ребенка. У глухих детей в связи с отсутствием воздействия речи взрослого, ее эмоционального тона формы эмоционального общения недоразвиваются уже с самых ранних этапов жизни. У них часто отсутствует «комплекс оживления», значительно позднее происходит дифференциация близких и чужих. В более старшем возрасте проявляется определенный дефект эмоциональной ориентировки, в значительной степени связанный с отсутствием восприятия интонационной стороны речи.

Выше приведенные данные подтверждают положение Л.С. Выготского о механизмах влияния первичного дефекта на возникновение сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющих развитие ребенка в целом.

Бедность практического опыта, слабое развитие предметной моторики при относительно сохранной речи создают своеобразие игровой деятельности слепого ребенка, которая протекает в виде примитивных манипуляций и однообразно повторяемых движений, но при этом сопровождается значительно более высоким уровнем протекания словесного действия. Максимально бедный моторный компонент игры сосуществует с гораздо более сложной и по существу изолированной вербальной продукцией. Разрыв между речью и действием не сокращается без специального обучения.

Отмечается недоразвитие (по сравнению с нормой) способностей к приему, переработке и хранению информации. Наиболее страдает усвоение той информации, которая адресована к пораженному анализатору, при этом имеются затруднения в скорости и объеме информации, адресованной и к сохранному анализатору. Другой особенностью детей с сенсорными нарушениями является и недостаточность словесного опосредования. Следствием перечисленных особенностей является замедление темпа мышления - процессов обобщения и отвлечения.

В зависимости от характера сенсорного дефекта у таких детей возникают различного рода функциональные перестройки, в основе которых лежит мобилизация резервных возможностей ЦНС и высокая пластичность в формировании высших корковых функций. Так, у глухих детей в отсутствие словесной речи развивается жестовая. Известно о развитии «шестого чувства» у слепых: способность улавливать наличие приближающихся предметов. Широко известна и утонченная способность слепых при помощи осязания различать размеры, форму и фактуру предметов.

Общим для недостаточности сенсорной сферы является определенная специфика аномального развития личности, наблюдаемого при неблагоприятных условиях воспитания и неадекватности педагогической коррекции.

Причинами патологического формирования личности дефицитарного типа, связываемого В.В. Ковалевым с дефектами сенсорной и моторной сфер, инвалидизирующими соматическими заболеваниями, считаются:

  • реакция личности на хроническую психотравмирующую ситуацию, обусловленную осознанием своей несостоятельности;
  • ограничение возможностей контактов вследствие сенсорной, моторной или соматической депривации.

Клинико-психологическая структура дефицитарного развития личности включает ряд особенностей. К ним относят: пониженный фон настроения, астенические черты, нередко с явлениями ипохондричности, тенденция к аутизации как следствие объективных затруднений контактов, связанных с основным дефектом, и гиперкомпенсаторного ухода во внутренний мир, нередко в мир фантазий. Такое стремление к аутизации, а также формирование невротических, иногда истериоформных черт личности нередко усугубляется неправильным воспитанием ребенка в виде гиперопеки, ин-фантилизирующей его личность. Это еще больше тормозит формирование социальных установок. Другой вариант внутрисемейного общения, оказывающий влияние на личность ребенка - это подавляющее деспотичное отношение, игнорирование трудностей ребенка.

У глухих детей глухих родителей в подростковом возрасте (основы спец. психологии) наблюдается более точное представление о себе, своих возможностях и способностях, более адекватная самооценка, по сравнению с детьми слышащих родителей. Эти особенности могут объясняться тем, что на ранних этапах развития слышащие родители не могут вызвать своих детей на эмоциональное общение, хуже понимают их желания и потребности, неохотно предоставляют им свободу и самостоятельность. В младшем и старшем подростковом возрасте на развитие личности глухих детей оказывают влияние условия обучения и взрослые, осуществляющие это обучение: самооценка детей может зависеть от мнения учителей и характера учебной ситуации.

У детей с сенсорными нарушениями имеются особенности развития эмоциональной сферы. У глухих детей наблюдаются значительные трудности понимания эмоций других людей, их оттенков, высших социальных чувств, затруднено понимание причинной обусловленности эмоциональных состояний, имеются большие трудности формирования морально-этических представлений и понятий. Для слепых детей, в отличие от глухих, характерна большая точность в распознавании эмоциональных состояний говорящего. Оценивая эмоциональные состояния, они выделяют и адекватно оценивают такие качества личности говорящего как активность, доминантность, тревожность. А.А. Крогиус также отмечает исключительные особенности слепых понимать эмоциональные состояния и улавливать самые «тонкие изменения голоса собеседника».

Ключевые слова: Развитие, Расстройства
Источник: Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - 216 с.
Материалы по теме
Специфические расстройства развития речи (F80)
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Специфические расстройства развития школьных навыков (F81)
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Общие расстройства развития (F84)
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Общие расстройства развития (F84) по МКБ-10
Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «...
Клинические закономерности дизонтогенеза
В. В. Лебединский: ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА1
Нарушения психического развития
Ги Палмад, Психотерапия
Виды нарушений развития у детей
Е. М. Мастюкова: ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕ
Причины отклонений в развитии детей
Е. М. Мастюкова: ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ У ДЕТЕ
Оставить комментарий