Проявления дезадаптации депривированной личности

Отсутствие возможностей удовлетворять врожденные потребности в безопасности, принадлежности и любви, во взаимодействии с другими людьми отрицательно сказывается на состоянии организма и детерминирует развитие депривационного синдрома, который характеризуется специфическим развитием личности, не всегда адаптированной в социуме.

Дезадаптация депривированных детей (детей-сирот и детей, выросших в ситуации крайнего семейного неблагополучия] носит патогенный и социальный характер. В первом случае она связана с нарушениями в функционировании организма, во втором - с деформацией механизма идентификации-обособления.

Нами выделен широкий спектр проявлений трудностей адаптации в социуме (дезадаптации] депривированных детей подросткового и юношеского возраста, таких как:
а] трудности в процессе школьного обучения в результате несоответствия психофизиологического и психосоциального статуса ребенка требованиям школы (школьная дезадаптация);
б] затруднения в процессе социального самоопределения в виде ограничения социальных контактов из-за сужения круга и обеднения содержания общения (межличностная дезадаптация);
в] нарушение процесса профессионального самоопределения в виде неадекватности выбора юношами-сиротами и девушками-сиротами вида профессиональной деятельности в связи с ограниченными возможностями выбора и способов ее осуществления (производственная дезадаптация);
г] сложности в семейной ориентации вследствие искажения полоролевых стереотипов и отсутствие четких представлений о семье (семейная дезадаптация);
д] снижение потенциала здоровья (патологическая дезадаптация);
е] несоответствие поведения индивида нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую он включается по мере своего социального развития и становления (общественная дезадаптация).

Проведенное нами сравнительное изучение детей-сирот, выросших вне семьи, и воспитанников спецшколы для подростков, нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания, позволяет говорить о наличии в психологическом портрете сирот определенных негативных психологических особенностей (свойственных группе «криминогенного риска»], таких как высокая тревожность, слабая эмоциональная устойчивость, раздражительность, негативизм, агрессивность, враждебность, подозрительность, которые в сочетании с неблагоприятными социальными (десоциализирующими] факторами могут провоцировать развитие девиантного поведения. Учитывая совпадение некоторых патохарактерологических проявлений личности подростков, живущих без родителей, и подростков группы «криминогенного риска», следует рассматривать воспитанников детских домов и школ-интернатов в группе с риском к асоциальному и делинквентному поведению.

Проблемы депривированной популяции населения обостряются при интеграции с социальной общностью. Недостаточная самостоятельность и зависимость от других, внушаемость и эмоциональная нестабильность повышает риск их социально-психологической дезадаптации во всех сферах жизнедеятельности.

Итак, несомненно, что социально-психологическое благополучие детей остается главенствующим фактором, обеспечивающим нормальный рост, общее психическое, психофизическое развитие и здоровье детей. Нарушение этого благополучия (нездоровый образ жизни и микроклимат в семье, отсутствие одного из родителей и, тем более, воспитание вне семьи в случаях биологического и социального сиротства) часто приводит к дезорганизации процесса развития, снижению адаптивных и защитных возможностей организма детей, а в итоге - к десо-циализации и болезням.

Сказанное выше определяет значимость социально-психологического сопровождения развития сирот на всех этапах онтогенеза, включающего комплексное обследование и составление маршрута индивидуального развития. Это диктует необходимость организации в учреждениях интернатного типа специальных служб или центров с целью интеграции деятельности специалистов разного профиля для определения и реализации наиболее эффективных форм и методов реабилитации детей-сирот.

Источник: 
Ярославцева И.В., Психическая депривация