Промышленный менеджмент

В мировой литературе важное место в становлении и развитии научного менеджмента отводится Ф.Тейлору, создавшему теорию и методологию научной организации труда. В его работах "научный менеджмент" рассматривается как "интеллектуальная революция", положившая конец устаревшим авторитарным методам управления. Эта теория не была менеджментом в современном понимании, но в ней уже учитывался тот факт, что ремесленнические методы управления производством исчерпали себя.

Индустриализация труда требовала индустриальных методов управления. Научное управление трансформировалось в разновидность индустриального труда. "Интеллектуальная революция", созданная Ф. Тейлором, получила название "промышленный менеджмент". Сущность его заключается в совместной деятельности управляющих и рабочих, основанной на общности интересов. Менеджмент в учении Ф. Тейлора — это соединение материальных ресурсов производства с человеческим потенциалом с целью создания индустриальной организации.

Последователи Ф. Тейлора внесли существенный вклад в развитие теории и практики менеджмента. Так, Г. Гантт разработал теорию лидерства, Ф. Гилбрет и Л. Гилбрет — психологию управления. М. Фоллет свои труды посвятила исследованию социального конфликта, Г. Эмерсон — штабному принципу в управлении.

На развитие теории менеджмента большое влияние оказали труды английского ученого О. Шелдона и французского предпринимателя А. Файоля. О. Шелдон в книге "Философия управления" провозгласил три принципа философии менеджмента: политика, условия и методы промышленного производства должны быть направлены на достижение общественного благосостояния; менеджмент должен соединить обязательства общества с конкретными нуждами его граждан; менеджмент — основа равновесия между моральными устоями общества и принципами справедливости.

О. Шелдону принадлежат следующие положения о роли менеджмента в развитии общества:
1) промышленность существует с целью производства товаров и услуг, необходимых для благоденствия общества;
2) промышленный менеджмент должен руководствоваться принципом, обосновывающим предоставление услуг коллективу;
3) менеджмент как часть индустрии отделен от капитала и подразделяется на три части: администрацию, собственно менеджмент и организацию;
4) менеджмент должен достигать цели путем повышения эффективности как человеческого, так и материального компонентов;
5) эффективность производства обеспечивается благодаря использованию науки в управлении и развитии человеческих ресурсов;
6) эффективность производства зависит от структуры организации, основанной на анализе как работ, подлежащих выполнению, так и сопутствующих средств;
7) использование научных методов в менеджменте предполагает:

  • проведение исследований во всех начинаниях, которые менеджер предпринимает или контролирует;
  • подготовку и практическое использование каждого этапа работы;
  • определение трудовых затрат для обоснования и точного определения желаемых результатов;
  • институционализацию стандартов для обеспечения наиболее экономичных методов производства и менеджмента;

8) менеджмент требует внимания к человеческому фактору производства и предусматривает, в частности, выполнение следующих правил:

  • рабочие принимают участие в решении вопросов, связанных с условиями труда;
  • рабочему обеспечивается уровень жизни, приемлемый для цивилизованного общества;
  • рабочему дается больше свободного времени для саморазвития;
  • рабочий должен быть по возможности гарантирован от безработицы и иметь уровень благосостояния, сопоставимый с его трудовым вкладом;
  • отношения между трудом и капиталом должны строиться на справедливой основе.

Значительный вклад в развитие теории менеджмента внес французский предприниматель А. Файоль. Он впервые в истории науки управления рассматривал менеджмент системно, анализируя его по функциональным признакам, включая оперативное планирование, календарное регулирование, управленческую координацию и контроль с организацией обратной связи. А. Файоль определил следующие принципы менеджмента:

  • разделение труда, основанное на специализации и производственном кооперировании;
  • соединение власти с ответственностью;
  • дисциплина, основанная на безусловном подчинении общим целям и задачам производства;
  • единоначалие;
  • единство руководящего центра;
  • подчинение индивидуальных интересов общим целям и задачам;
  • стимулирование работников;
  • централизация власти, основанная на функционировании "мозгового центра";
  • подчинение нижних эшелонов верхним, взаимная ответственность;
  • порядок, определяющий закрепление рабочего места за каждым работником;
  • соблюдение справедливости в распределении работы и ее результатов;
  • стабильность пребывания менеджеров в своей должности;
  • инициатива как источник энергии менеджера, находящегося в постоянном поиске оптимальных решений;
  • коллективистский дух организации, решающей общие задачи, где каждый знает свою долю в конечных результатах работы.

А. Файоль сформулировал также основные требования к менеджерам:

  • здоровье и физическая бодрость;
  • ум и интеллектуальные способности;
  • такие моральные качества, как настойчивость, энергия, мужество в принятии решений и ответственность, чувство долга и др.;
  • образованность; управленческие способности (предвидение, умение разработать план действий, организационные навыки, искусство общения с людьми, способность объединять и направлять усилия многих людей и умение их контролировать);
  • общая осведомленность во всех существенных функциях предприятия;
  • подлинная компетентность в той специфической деятельности, которой занимается предприятие.

Согласно теории А. Файоля, главное требование к менеджеру состоит в оптимальном сочетании человеческого (индивидуального) потенциала с организационной системой, обеспечивающем высокую эффективность при помощи таких средств, как всестороннее изучение любой сферы производства с использованием научных методов анализа и универсальное применение полученного знания в целях определения стандартов исполнительской и управленческой практики; развитие производственной активности у всех работников, их сотрудничество для достижения общих целей.

Источник: 
Щёкин Г.В.Теория и практика управления персоналом.2003
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.