Произвольное и непроизвольное внимание

У. Джемс выделяет следующие пары внимания, руководствуясь тремя основаниями:

  1. чувственное (сенсорное) и умственное (интеллектуальное);
  2. непосредственное, если объект интересен сам по себе, и производное (опосредованное);
  3. непроизвольное, или пассивное, не требующее усилий, и произвольное (активное), сопровождающееся чувством усилия.

Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной. Разделение внимания на произвольное и непроизвольное историки психологии находят уже у Аристотеля, а полное и всестороннее описание этих разновидностей было сделано уже в XVIII в. Позднее это разделение получило серьезное теоретическое обоснование в работах Т. Рибо и H. H. Ланге. Побудительные причины непроизвольного внимания находят в особенностях внешних объектов. Источники произвольного внимания целиком определяются субъективными факторами. Этот вид внимания подчинен целям и намерениям субъекта.

Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий. Объекты, связанные с потребностями, чувствами и желаниями, переживаемыми человеком в данный момент, вызывают непроизвольное внимание. Так, человек, ожидающий прихода поезда, невольно прислушивается к гудкам, вглядывается вдаль, смотрит на вокзальные часы, т. е. выделяет все, что может сигнализировать приближение поезда.

Произвольное внимание носит отчетливо выраженный, сознательный, волевой характер и наблюдается при сознательном намерении выполнить какую-либо деятельность, Оно привлекается и удерживается вопреки факторам непроизвольного внимания (не новым, не сильным раздражителем, не связанным с базовыми потребностями и т. д.) и обусловлено социально. Его формирование, по Л. С. Выготскому, начинается с указательного жеста взрослого, организующего внимание ребенка с помощью внешних средств. Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворение потребностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.

Если конкретная деятельность увлекает человека, происходит переход к послепроизвольному вниманию (вторичному непроизвольному) и волевых усилий уже не требуется.

Ключевые слова: Внимание
Источник: Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Материалы по теме
Нарушения внимания при психических и соматических заболеваниях
Т. П. Пушкина Медицинская психология
Творчество и внимание
Ушаков Д. В., Психология интеллекта и одаренности
Виды внимания
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Внимание и память
Халтагарова О.Д., Основы психологии. Часть 1
Внимание: сферы, типы, свойства
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Внимание. Физиологические механизмы. Виды и качества внимания
шпаргалки
Внимание и его нарушения
Мясищев В.Н., Основы общей и медицинской психологии
Внимание и пол
Ильин Е. П. Пол и гендер. — СПб.: Питер, 2010. — 688 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии...
Оставить комментарий