Прогнозирование социально-политическое

Изучение конкретных перспектив развития каких-либо социальных явлений и процессов в целях оптимизации программирования и управления в этой области; определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального из них, исходя из ресурсов, времени, социальных и политических сил, способных обеспечить его реализацию. П. с. – п. – это процесс разработки научно обоснованного суждения о возможном варианте развития политических событий в будущем, альтернативных путях и сроках его осуществления, а также определение конкретных рекомендаций для практической деятельности в условиях существующей действительности.

Зарождение концепции на основе прогнозов было связано с появлением в начале XX в. альтернативного подхода к будущему (В.А. Базаров). В 1940-х гг. Б. де Жувенель, Д . Белл и ряд других западных футурологов предложили концепцию “технологического прогнозирования”, которая отвечает на вопрос не “что будет?”, а “что может произойти при неблагоприятных тенденциях и что надо сделать, чтобы произошло возможно более желательное?”. Это был по сути проблемно-целевой подход, позволявший на практике экстраполировать в будущее картину назревающих проблем.

Немецкий социолог О. Флейхтхейм предложил в 1943 г. “философию будущего”, которая была призвана дать социальное видение вопреки идеологии и утопиям. В недрах мощного переструктурирования властных взаимосвязей, подобного смещению тектонических пластов во время землетрясения, зарождается один из наиболее редких феноменов человеческой истории: кардинальное изменение самой природы власти . Изменение властной структуры О . Тоффлер ставит в один ряд с другими принципиальными изменениями – возникновением нового способа создания общественного богатства, изменением функций социальных институтов , установлением нового образа жизни.

Отсюда вытекают основные требования к технологиям П. с. – п. Важнейшее требование к субъектам власти – это способность к интеграции, обработке и анализу разноплановой, разнокачественной информации. С помощью информации можно из множества альтернатив и вероятностей выбрать модель политического процесса, которая наиболее адекватно будет отражать реальность. Реальная практика политического анализа и прогнозирования демонстрирует невозможность получения достоверных и обоснованных прогнозов путем изолированного рассмотрения политических процессов и ситуаций; поэтому возникает потребность обращения к прогнозно-аналитической методике, технологически ориентированной на междисциплинарный подход, процедурно нацеленный на эффективное взаимодействие экспертов самого разного профиля.

Центральным звеном политического процесса выступает политическое решение – выбор альтернативы будущего действия, направленного на достижение политических целей, организацию деятельности объектов политического управления. Решение принимается на основе достоверной информации и носит директивный характер. Будучи ведущим инструментом управления, политическое решение выступает как средство реализации власти, ее сохранения и воспроизводства и как таковое синтезирует в себе политическую волю, потребности и интересы . Политический процесс в целом может быть представлен как совокупность взаимодействий субъектов политики по поводу принятия и реализации политических решений. Политические решения, по сути, выступают как средство преобразования требований в приемлемые для всего общества методы социального регулирования посредством власти. Таким образом, сущностной чертой П. с. – п. являются прогнозо-аналитические методологические принципы, определяющие инструментарий процесса принятия и реализации политического решения.

Другой важной особенностью П. с. – п. является “парадокс самоосуществления и самоопровержения”. Большинство политических прогнозов в большей или меньшей мере воздействуют на поведение политической системы. Обнародованный недостоверный прогноз центральной исполнительной власти государства, согласно которому политическая и экономическая ситуация в стране будет непрерывно и радикально ухудшаться, может вызвать обвальные последствия. Такой прогноз независимо от объективных показателей и тенденций обречен на то, чтобы быть реализованным: паника в политических и деловых кругах, которая станет реакцией на подобные заявления официальных лиц, приведет в действие механизмы “парадокса самоосуществления”. В то же время предупреждение о возможных в будущем негативных последствиях того или иного политического процесса может вызвать к жизни “парадокс самоопровержения”. Это возможно в том случае, если, реагируя на прогноз, лица, принимающие решения, осуществят максимальную мобилизацию ресурсов для предотвращения предсказанных отрицательных последствий.

Таким образом, методы политического прогнозирования должны содержать процедуры, направленные на учет обратной связи продуцируемых прогнозов с поведением системы. Кроме того, после обнаружения и анализа такой обратной связи следует по возможности составить рекомендации по ее использованию для реализации определенных политических целей. Политический прогноз, таким образом, может не только обслуживать процесс принятия решений, но и непосредственно выступать как фактор управления политическими процессами.

Источник: 
Словарь-справочник по социологии. Учебное издание: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»; Москва; 2011