Профессиональный путь

Согласно Роберту Хейвингхерсту, профессиональный путь начинается в среднем детстве. Он разделил его на несколько стадий, взяв за основу то, как люди включены в трудовую деятельность на различных этапах своей жизни, с акцентом на приобретении установок и профессиональных навыков. Хейвингхерст выделял следующие стадии.

  1. Идентификация с работником (от 5 до 10 лет). Дети идентифицируются со своими работающими отцами и матерями; мысль о том, что в будущем у них тоже будет своя работа, становится частью их Я-концепции.
  2. Приобретение основных трудовых навыков и формирование трудолюбия (от 10 до 15 лет). Школьники научаются организовывать свое время и усилия для выполнения различных задач, например домашних заданий или работы по дому. Они также начинают в определенных обстоятельствах соблюдать приоритет работы перед игрой.
  3. Приобретение некоей профессиональной идентичности (от 15 до 25 лет). Человек выбирает профессию и начинает себя к ней подготавливать. Он приобретает определенный трудовой опыт, который помогает ему сделать выбор и начать карьеру.
  4. Становление профессионала (от 25 до 40 лет). Взрослые совершенствуют свое профессиональное мастерство в рамках возможностей, предоставляемых работой, и начинают продвигаться вверх по служебной лестнице.
  5. Работа на благо общества (от 40 до 70 лет). Работники достигают пика своей профессиональной карьеры. Они начинают задумываться о той гражданской и социальной ответственности, с которой сопряжен их труд и которую они несут за все другие виды своей деятельности, и находить время для выполнения своих обязательств перед обществом.
  6. Размышления о продуктивной и ответственной жизни (после 70 лет). Выйдя в отставку или на пенсию, люди окидывают взглядом пройденный путь и (хочется надеяться, что) с удовлетворением вспоминают о своих профессиональных достижениях.

Хотя модель Хейвингхерста является полезной, она не всегда применима к условиям современного быстро изменяющегося высокотехнологичного общества. В настоящее время не все проходят через одну-единственную устремленную вперед последовательность стадий, через один возможный профессиональный цикл. Часто молодые люди неоднократно меняют работу, прежде чем свяжут себя окончательным профессиональным выбором; многие взрослые несколько раз совершают важнейшие перемены места работы или профессии. Подобные события могут быть вызваны внешними обстоятельствами, например когда происходит увольнение сотрудников в результате сокращения численности персонала или когда работа перестает устраивать человека. Кроме того, работник может решиться на эти перемены в результате переоценки своей карьеры, например когда достигает некоего «потолка» и не может дальше расти в рамках данной организации или, возможно, в результате «профессионального выгорания», когда он чувствует, что он просто вынужден найти себе другое занятие.

Ключевые слова: Труд
Материалы по теме
Психологическая структура профессиональной деятельности
Бодров В.А., Психологические основы профессиональной деятельности
Игра, учение, труд, общение как основные виды жизнедеятельности человека
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Методы стимулирования труда
Дейнека А.В., Управление персоналом
Профессиональный цикл
...
Мотивация и удовлетворенность трудом
Авдулова Т.П., Психология менеджмента: Учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений...
Профессиональное просвещение
Щекин Г.В., Организация и психология управления персоналом
Формы проявления труда
Н.В. МИЛЯКОВ. ФИНАНСЫ
Понятие и сущность рынка труда и занятости
Агабекян Р.Л., Баяндурян Г.Л. - Институциональная экономика бизнес и занятость учебное...
Оставить комментарий