Системный подход к педагогическому феномену профессионального образования предполагает выделение и анализ подсистем-компонентов, входящих в систему, а также изучение связей между компонентами, обусловливающих появление новых, интегративных качеств системы, которых нет у ее отдельных компонентов.
Структуру профессионального образования как педагогической системы можно охарактеризовать, используя разные подходы.
Первый подход. В структуру профессионального образования входят такие компоненты, как педагогические подсистемы-уровни: начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское и дополнительное профессиональное образование.
Начальное профессиональное образование может осуществляться в старших классах общеобразовательной школы, на учебно-курсовых комбинатах, в технических школах, на различного рода специальных курсах (в том числе коммерческих) либо непосредственно на предприятиях и в организациях. В настоящее время существует три ступени на уровне начального профобразования:
- подготовка на ступени начальных (первого и второго) рабочих разрядов квалификации для тех, кто не смог по тем или иным причинам освоить полную программу начального профобразования;
- ступень начального профессионального образования [в традиционном понимании – в профессионально-технических училищах (ПТУ)] – третий и четвертый квалификационные разряды;
- повышенная ступень начального профобразования – четвертый и пятый разряды.
Имеются, как минимум, две ступени на уровне среднего профобразования: во-первых, традиционное «среднее специальное образование» и, во-вторых, образование повышенного типа, когда в техникумах и колледжах технического профиля подготавливают техника и младшего инженера.
На уровне высшего профессионального образования наряду с действующей системой со сроком обучения, как правило, пять лет (подготовка специалистов) введены ступени четырехлетней программы подготовки бакалавров и шестилетней – магистров. Обучаются студенты как по узким (более 400 специальностей), так и по широким (не менее 100) направлениям подготовки. Кроме того, введена и двухлетняя программа обучения, отнесенная к ступени неполного высшего образования.
Указанные подсистемы могут быть охарактеризованы с помощью следующих параметров, предложенных исследователем Л. Г. Семушиной:
- класс профессиональных задач, к решению которых готовится специалист;
- соотношение теоретической и практической подготовки;
- соотношение (в рамках теоретической подготовки) общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки;
- тип организации учебного процесса.
Класс профессиональных задач рабочих широкого профиля и рабочих высокой квалификации ориентируется на деятельность по простому алгоритму, инвариантному для родственных рабочих профессий (приведение орудий труда в действие и управление ими; воздействие на предмет труда; наладка и ремонт орудий труда; и др.). Аналогичные задачи специалистов среднего звена предполагают деятельность по заданному сложному алгоритму без конструирования или с частичным конструированием решения, требующую оперирования значительными массивами ранее усвоенной и оперативной информации.
Назначение высшего профессионального образования – подготовка высококвалифицированных специалистов, способных не только решать достаточно сложные задачи, но и выдвигать проблемы и находить их принципиально новые решения. Более высокий уровень задач специалистов с высшим образованием делает необходимым более высокий уровень теоретической обоснованности и историзм (развитие теории предмета), ознакомление с современным состоянием научных исследований и научных проблем, с прогнозами развития предметной отрасли знаний.
Класс профессиональных задач специалистов высшей квалификации (послевузовское и дополнительное профессиональное образование) предусматривает самостоятельную постановку и решение оригинальных проблем, поиск необходимой для этого информации, владение методами соответствующей науки, готовность к инновационной деятельности в сфере отраслевой науки и практики.
Соотношение теоретической и практической общеобразовательной подготовки. В соответствии с концепцией реформирования начального профессионального образования в образовательных учреждениях данного уровня профобразования предполагается реализовать единую образовательную программу среднего (полного) общего и начального профессионального образования на базе основного общего (девять классов общеобразовательной школы) со сроком обучения три года. Практическая подготовка занимает около 50 % учебного времени и осуществляется в рамках профессиональной, включающей общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и специальный циклы.
Среднее и высшее профессиональное образование по международной стандартной классификации образования являются уровнями выше среднего образования. Срок освоения программ базового уровня среднего профессионального образования составляет, как правило, три года, а подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием – пять лет. В среднем профессиональном образовании объемы практической и теоретической подготовки либо равны, либо объем теоретической подготовки несколько превышает объем практической и составляет около 60 %. В высшем профессиональном образовании объем теоретической подготовки преобладает над объемом практической и составляет до 80 % от полного объема учебного времени (трудоемкости).
В послевузовском профессиональном образовании теоретическая, точнее теоретико-методологическая, подготовка занимает до 95 % трудоемкости.
Соотношение общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки. В начальном профессиональном образовании учащиеся получают отдельные естественно-научные, научно-технические и другие знания общенаучного характера, главным образом в рамках профессиональной подготовки. В среднем профессиональном образовании обучающиеся усваивают лишь некоторые общенаучные знания, базирующиеся на среднем (полном) общем образовании (10 – 15% учебного времени). Основы наук чаще всего интегрируются с общепрофессиональными или специальными дисциплинами. Общенаучные дисциплины в высшем и послевузовском профессиональном образовании составляют около 50 % от общего объема учебного времени.
Тип организации учебного процесса предполагает: определенное соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов, а также соотношение обязательных и элективных (факультативных) курсов; научно-исследовательскую работу; предпочтение тем или иным формам организации учебного процесса (уроки, лекции, семинары, практические занятия, деловые игры и др.). Объемы самостоятельной и научно-исследовательской работы, элективных курсов в высшей школе значительно выше, чем в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
Подсистемы-уровни – это профессиональные школы, относительно независимые, но вместе с тем дающие обучающемуся возможность переходить с одного уровня на другой. Для этого должна осуществляться преемственность:
- содержания образования (ранее изученный материал – это база образования на более высоком уровне профессионального образования);
- технологии обучения (последовательный и постепенный переход от одного типа организации учебного процесса к другому);
- профессионально-трудовой социализации (обогащение связей и отношений индивида с профессиональными общностями).
Второй подход. Структуру профессионального образования как педагогической системы составляют взаимосвязанные подсистемы-процессы:
- профессионально-трудовая социализация;
- профессиональная подготовка;
- профессиональное становление личности.
Профессионально-трудовая социализация – это совокупность процессов (социальных и педагогических), в разной степени регулируемых и позволяющих будущему работнику, специалисту, усваивать систему установок, норм и ценностей, соответствующих осваиваемой социальной роли профессионала.
Сущность профессиональной социализации состоит в том, что в ее процессе индивид приобщается к профессиональной роли и становится носителем связанного с этой ролью социального статуса. Конечный результат успешной профессиональной социализации – интеграция человека в профессиональное сообщество и посредством этого в общество в целом. Разумеется, этот результат в полном объеме достигается лишь после завершения определенного этапа профессионального образования, по мере накопления опыта и его применения в самостоятельной профессиональной деятельности.
Социализация в процессе профессионального образования является важной формой социального регулирования становления профессионала. Это регулирование направлено на:
- активизацию профессионального самоопределения обучающегося, т. е. на развитие отношений человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному или реальному субъекту профессиональной деятельности;
- освоение требований, предъявляемых к человеку той или иной специальностью, профессией или их группой и обусловленных технико-экономическими, социальными, психологическими, санитарно-гигиеническими и другими характеристиками производственной деятельности;
- усвоение базовых и инструментальных ценностей профессионального сообщества, а также усвоение традиций, норм и правил поведения, входящих в профессиональную субкультуру.
Задача профессиональной социализации – идентификация (уподобление, отождествление) учащегося, студента с определенной моделью профессионала.
К. К. Платонов выделяет три модели профессионала – нормативную, экспективную и эмпирическую.
Нормативная модель составляется на основе существующих или проектируемых нормативных документов: государственного образовательного стандарта, уставов, инструкций и т.д.
Экспективная модель формируется на основе не только требований упомянутых документов, но и с учетом мнений экспертов – признанных специалистов, хорошо знающих данную сферу профессиональной деятельности.
Эмпирическая модель – модель типичного, «среднего» профессионала, реально существующего в конкретных условиях – создается путем накопления и обобщения эмпирических сведений о личностных структурах людей, работающих по осваиваемой профессии.
В ходе профессиональной социализации формируется ряд профессионально важных качеств, влияющих на отношение личности к себе как к профессионалу, на успешность освоения и эффективность выполнения профессиональной деятельности и эффективность ее выполнения, на проектирование и корректировку профессиональной карьеры. К таким качествам относятся установки, потребности, взгляды, убеждения и другие качества, способствующие становлению системы профессиональных мотиваций.
Человек – не только объект, но и субъект профессионально-трудовой социализации. Последнее означает, что в процессе профессиональной подготовки учащийся проявляет активность, самостоятельность, инициативность и способность делать свой выбор. Эти и другие способности и усилия помогают формированию неповторимой личности профессионала, поиску «себя в профессии», приобретению профессионального имиджа (образа, облика), индивидуального стиля профессиональной деятельности, Я-концепции профессионала.
Профессионально-трудовая социализация определяется взаимодействием ряда факторов:
- общей среды образовательного учреждения, включающей все направления деятельности, располагающей соответствующей материально-технической инфраструктурой и решающей задачу подготовки специалиста;
- социокультурной и гуманитарной среды учебного заведения, обеспечивающих усвоение гражданских, духовно-нравственных ценностей профессионального сообщества обучающимися;
- непосредственного окружения (микросредой) и внутреннего мира данной личности.
Социализирующая функция профессионального образования наиболее ярко проявляется в учреждениях начального профобразования, где многие учебно-воспитательные задачи решаются посредством включения учащихся в учебно-производственную и трудовую сферы деятельности непосредственно на производстве (ученичество, наставничество).
Относительно регулируемая, целенаправленная составляющая профессионально-трудовой социализации рассматривается как профессиональное воспитание.
Профессиональная подготовка подразумевает, что будущий работник, специалист овладеет необходимой суммой знаний, умений и навыков. Теория и практика подготовки специалистов ориентируется на заказ общества и государства, требующий массового производства кадров, «встроенных» в технократическую систему производства и управления. Целью и результатом профессиональной подготовки является определенный тип самостоятельного человека – квалифицированный профессионал, подготовленный к включению в стабильную производственную среду, требующую определенных знаний и навыков.
Система профессиональной подготовки представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов. Целевой компонент подготовки формируется на основе оценки потребностей различных отраслей народного хозяйства в совершенствовании рабочей силы. Результатом этой процедуры являются:
- профессии, виды работ и уровни квалификации, по которым необходимо осуществлять профессиональную подготовку;
- количество человек, подлежащих подготовке по определенным направлениям и специальностям;
- модель (профиль, спецификация) работника, специалиста.
В основе такой модели лежит, как правило, квалификационная характеристика, в которой фиксируются требования к работнику. В ней, в частности, описываются назначение рабочего поста (должности), основной характер деятельности работника, перечисляется, что он должен знать, уметь, какими личностными качествами обладать.
На основе модели специалиста строится модель его подготовки как проекция первой реакции на требования к организации учебного процесса, к содержанию учебных планов, программ, к методам и технологиям обучения и т.д.
Первым шагом перехода от модели специалиста к модели его подготовки являются определение и описание типовых задач, которые ему придется решать в своей будущей профессиональной деятельности (Н.Ф. Талызина). Иерархия этих задач является одновременно и иерархией целей профессиональной подготовки.
Первый уровень составляют задачи, которые должны быть под силу всем специалистам независимо от их конкретной профессии или страны проживания. Эти задачи обусловлены характером данной исторической эпохи и могут условно быть названы «задачами века». В наше время к их числу можно отнести следующие задачи:
- экологические – минимизация негативных воздействий производственной и иной деятельности людей на природу;
- учебные – непрерывное профессиональное образование и самообразование (эффективный поиск, анализ и хранение информации, используемой для решения профессиональных проблем и т. д.);
- социализирующие – установление (в условиях коллективного характера многих видов современной профессиональной деятельности) социальных контактов между различными группами рабочих; планирование и организация их совместной деятельности; учет человеческого фактора при прогнозировании результатов работы и т.д.
Второй уровень образуют задачи, связанные с развитием рыночных отношений (экономическое обоснование проектов, маркетинг*, поиск надежных партнеров и финансовых источников, выход на зарубежный рынок и др.).
Важная группа задач связана с проблемами межнациональных отношений (учет национальных и этнических традиций и обычаев, внимательное отношение к национальным чувствам, адекватное реагирование на проявление шовинизма и агрессивных разновидностей национализма). Наконец, современный специалист должен уметь решать производственные, экономические и управленческие задачи в условиях демократии, гласности и толерантности открытого общества.
Третий уровень – это собственно профессиональные задачи, которые в самом общем виде можно разделить практически для любой специальности на три типа: практические – направленные на получение конкретного результата; исследовательские – требующие умений планировать и проводить исследовательскую работу именно в данной области знания или в сфере деятельности; педагогические – преподавание соответствующего предмета в условиях производственного обучения или в образовательном учреждении.
На основе анализа всех типов задач и исключения повторяющихся элементов строится прогностическая модель деятельности специалиста. Последняя должна учитывать возможные тенденции в изменении задач профессиональной деятельности, для чего могут потребоваться специальные исследования с участием высококвалифицированных специалистов. На основе прогностической модели разрабатывается модель подготовки специалиста. В настоящее время эта модель представляет собой образовательную программу определенного уровня профессионального образования и по определенной специальности. Программа включает в себя учебный план, рабочие программы учебных дисциплин и их учебно-методическое обеспечение, формы контроля и т.п.
При составлении программ общеобразовательной, общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовок обучающихся длительное время доминировала парадигма, образец (совокупность теоретических и методических предпосылок, воплощенная в науке на определенном этапе) стабильности и энциклопедичности знаний, накопленных путем информационно-предметного подхода к формированию огромного количества учебных курсов. В последние десятилетия она уступает место идеям междисциплинарного, постоянно обновляющегося, целостного и гармоничного знания.
Целостность характеризуется совокупным представлением знаний о современной научной картине мира, о глобальных проблемах развития человеческой цивилизации.
Гармоничность – это способность знаний гармонизировать отношения человека с:
- природой (через знакомство с современной естественно-научной картиной мира, через уяснение места человека в природе);
- обществом (в целях гармонической социализации индивида; на это должна быть направлена та составляющая профессиональной подготовки, которая погружает будущего специалиста в социокультурную среду через освоение им истории, культуры, философии, права);
- самим собой (это требует включения в содержание образования определенных знаний в области физиологии и психологии, литературы и искусства; непрерывного самообразования).
Кроме того, при определении содержания профессиональной готовности должны учитываться следующие требования:
- системность и систематичность предметных знаний – это их логическая упорядоченность, включение в образовательные программы в качестве взаимосвязанных и взаимообусловленных звеньев единой системы; для формирования системности знаний будущего специалиста в содержание подготовки необходимо закладывать знания о знаниях (о теории, о законе и т.д.), знания о способах теоретической и практической деятельности, а также знания, которые помогают специалисту выполнять онтологические*, ориентировочные и оценочные функции; систематичность предполагает опору последующих сведений на предшествующие, раскрытие связей между различными массивами информации;
- непрерывность знаний – это непрекращающееся образование и самообразование, изменение целей, задач и функций различных звеньев образовательной системы, в которой начальные звенья формируют знание-знакомство, постепенно расширяющееся и переходящее на стадии получения базовой подготовки в знание-умение, а затем – в знание-трансформацию, когда человек, работая в какой-либо отрасли, выдвигает новые цели и показывает пути их достижения;
- обобщенность знаний – это способность специалиста воспринимать конкретное знание как часть обобщенного знания и рассматривать первое из них как проявление второго; знания и опыт осуществления обобщенных способов деятельности обеспечивают будущим специалистам объединение разнородных предметных знаний в единый функционирующий комплекс, раскрывают внешние взаимосвязи между тремя основными ветвями науки (гуманитарными, естественными и техническими), между отдельными областями науки, техники и производства;
- оперативность – это готовность будущего специалиста применять знания в различных ситуациях; содействие расширению опыта осуществления различных способов деятельности или оперирования навыками и умениями, усвоенными в различных ситуациях; для достижения такого качества знаний у будущих специалистов необходимо, чтобы в их обучение и подготовку включались не только информативные материалы, правила, предписания и т.п., дающие лишь ориентиры для выполнения определенных действий и их последовательности, но и материалы, помогающие приобретать умения и навыки поиска знаний и определения способов деятельности, пригодных для вариативных ситуаций;
- гибкость – это способность будущего специалиста: самостоятельно находить способы применения своих знаний в изменившейся ситуации; предлагать эти самостоятельно найденные или самостоятельно сконструированные способы применения таких знаний в аналогичных ситуациях.
В профессиональной подготовке наряду с традиционными информационно-реконструктивными технологиями обучения используются также технологии, направленные: на моделирование профессиональной деятельности – технологии кооперативной продуктивной деятельности; решение комплекса задач и заданий практического характера; имитационное моделирование (в том числе и компьютерное); решение проблемных ситуационных задач; междисциплинарные деловые игры, обучение проектированию.
Результативность профессиональной подготовки характеризуется степенью соответствия умений и знаний, приобретенных обучающимися, социально-экономическим потребностям общества.
Таким образом, профессиональная подготовка специалиста состоит в следовании определенным (заданным совокупностью функций профессиональной деятельности) стандартам, предписаниям и правилам. В данной модели профессионального образования обучаемый включается в систему профессиональной подготовки преимущественно как объект. При этом развитию человека, его личности отводится служебная роль – оно подчинено задачам успешного функционирования производственных систем.
Такое образование, действующее в режиме профессиональной подготовки, способно успешно, хотя и недостаточно быстро, реагировать на:
- появление новых профессий и специальностей, требующих массовой подготовки кадров;
- введение нового производственного оборудования в действие (т. е. быстрое реагирование на возникновение потребности в подготовке специалистов по его эксплуатации и ремонту);
- внедрение (в производство) новых технологий, требующих внесения изменений в действие программы профессионального образования;
- потребности общества в переподготовке квалифицированных граждан, оказавшихся безработными в связи со спадом производства в отдельных отраслях экономики.
Вместе с тем необходимо учитывать, что система профессиональной подготовки и ее цель – «формирование специалиста» – складывались в условиях малоподвижных социально-экономических сред, когда изменения структуры экономики и занятости происходили не так быстро, как в современном мире. Неопределенность с социальным заказом или его отсутствие, динамичная конъюнктура рынка труда требуют повышения профессиональной мобильности специалиста и тем самым делают востребованным ряд профессионально важных личностных качеств, таких, как самостоятельность, творческий подход к делу, умение постоянно учиться, общительность, способность к сотрудничеству, социальная и профессиональная ответственность и др.
Таким образом, в рамках теории и практики профессиональной подготовки формируется новое понимание профессионального образования, эффективного с точки зрения общества и человека. Важнейшим результатом такого образования является не только сама по себе сумма знаний и умений, но и некая «система координат», определяющая существование и поведение человека в этом мире и находящаяся в личностном арсенале профессионала.
Профессиональное становление личности основывается на идеях личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, А.М. Новиков, Г.М. Романцев, В.В. Сериков, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов и др.) и рассматривает профессиональное образование как становление личностных особенностей (свойств) будущего профессионала в единстве с усвоением знаний, умений и навыков.
Личностно-развивающее профессиональное образование ориентируется на формирование нового типа работника, для которого потребности в творчестве, самообразовании и саморазвитии, в переходе от функционально-ролевого, частичного существования «на службе» к целостной жизнедеятельности личности в профессиональной сфере приобретает если не доминирующий, то, безусловно, значимый характер.
Для профессионального развития личности будущего специалиста необходимы следующие условия.
Создание в учреждениях профессионального образования благоприятной демократической среды для реализации свободы и прав личности с целью ее развития. При этом важны равноправие и взаимная заинтересованность в развитии всех субъектов образовательного процесса – студентов, преподавателей, управленческого и учебно-вспомогательного персонала; активизация и расширение взаимодействия этих субъектов в разных сферах жизнедеятельности (неформальное общение, спорт, искусство и др.); открытость учебного заведения производственным, научным, общественным связям с другими субъектами в культурной, экономической, научной и иных сферах.
Акцентирование внимания на развитии профессионально важных качеств личности требует: учитывать личностные особенности, начиная с отбора абитуриентов и заканчивая выпуском специалистов; в образовательном стандарте наличие не только определенных знаний и умений выпускников, но и профессионально важных черт личности; регулярной и оперативной диагностики и самодиагностики, выполняющих роль обратной связи в процессе развития личности; включения (в образовательный процесс) специально организованного тренинга профессионально важных качеств личности.
Актуализация личностного саморазвития – это воспитание самостоятельности обучающихся (в стратегически важных видах жизнедеятельности, включая целеполагание и планирование); саморазвитие личности, т. е. активное совершенствование своих личностных особенностей обучаемым, среди которых первостепенное значение имеет потребностно-мотивационная сфера, способность к творческой деятельности, рефлексивные способности. Последние с учетом особенностей студенческого возраста могут рассматриваться в качестве системообразующего фактора личностного саморазвития.
Вовлеченность в учебный процесс не только памяти, внимания и усидчивости, но и высших способностей понимания, воображения, мышления, проектирования и др.; для осуществления всего этого профессиональное образование должно быть в большей степени, чем сегодня, направлено на развитие творческих способностей и опыта профессионально-творческой деятельности обучающихся, помогать им активно овладевать принципами и методами отбора, хранения и использования необходимой информации, умение генерировать идеи, дискутировать, предпринимать «мозговой штурм» и др.; успешная реализация всех этих возможностей профессионального становления личности во многом определяется качеством содержания профессионального образования (преимущественно высшего), основанным на принципах интеллектуализации, гуманитаризации и фундаментализации этого образования.
Интеллектуализация содержания профессионального образования – это содействие интеллектуально-творческой направленности личности путем формирования и закрепления устойчивых интеллектуальных качеств; она включает в себя:
- насыщение содержания современными научными воззрениями, стимулирующими интеллектуальное развитие студентов и обогащающими их мышление методологией научного познания;
- формирование системы знаний, в которой основную роль играют такие качественные параметры, как системность, динамичность, уровень обобщенности и др.;
- развитие способов мышления, связанных с постановкой цели и выработкой методов ее достижения, со способностью к оценочным действиям.
Гуманитаризация содержания профессионального образования – это вычленение (из социального знания, раскрывающего объективные аспекты функционирования и развития общества) гуманитарного знания, отражающего внутренний мир человека и его деятельность в духовной сфере; гуманитарные дисциплины (право, философия, в частности, этика, эстетика, литература, психология и др.) способствуют: формированию самосознания личности, участвующей в познании и преобразовании мира; восприятию прав человека, свобод личности, уважения ее достоинства и этнокультурных особенностей; овладению культурными ценностями и моралью, соответствующими строящемуся обществу, принципами бережного отношения к природе; оптимизации содержания гуманитарного образования, требующей включения в него следующих важнейших ныне и сложнейших вопросов:
- человек и мироздание – осознание человеком самого себя как сложнейшего явления вселенского порядка, осмысление перспектив развития человека и человечества;
- человек и общество – взаимосвязь социального и биологического в человеке, уникальности и самоценности каждой личности;
- человек в масштабе времени – изучение прошлого как один из путей пробуждения самосознания, воспитания историчности мышления;
- человек и культура общества – отражение (в той или иной личности) духовного наследия поколений, опыта великих умов и талантов, мировых и национальных ценностей гуманизма;
- человек и среда обитания – изучение тенденций и противоречий движения человека от биосферы к ноосфере;
- человек в условиях индустриального и постиндустриального (информационного) общества и т. д.
Кроме того, программы по гуманитарным дисциплинам следует разрабатывать с учетом тенденций прагматизации (сближение содержания названных дисциплин с профилем подготовки, спецификой будущей профессиональной деятельности выпускника), диверсификации (расширения круга обязательных (профильных) и элективных (по выбору студента) гуманитарных дисциплин) и интеграции (организация преподавания и изучения междисциплинарных курсов).
Фундаментализация содержания образования – это ориентация профессионального образования на овладение глубинными, сущностными основами и взаимосвязями разнообразных явлений и процессов окружающего мира, и на радикальное развитие интеллектуального потенциала личности; при этом следует принимать во внимание два аспекта – онтологический и гносеологический, первый направлен на глубинные, сущностные основы знаний о мире в целом и об отдельных его объектах и процессах, а второй – на методологические основы познавательного процесса, которые выражаются в научном, рациональном стиле мышления и познания мира.
Для восстановления единства онтологической и гносеологической функций необходимы следующие преобразования:
- целевой компонент профессионального образования должен включать цели развития общеинтеллектуальных способностей и формирования научного рационального мышления;
- содержание образования следует ориентировать на формирование обобщенных, «сквозных», системообразующих фундаментальных знаний, ведущих к структурным изменениям в общей системе знания и мышления;
- аппарат рационального научного мышления необходимо применять в решении профессиональных задач, моделирующих конкретную деятельность специалистов.
Фундаментализация содержания образования предполагает не только его оснащение математическими, естественно-научными и специальными знаниями, но и формирование способов творческой деятельности, умений и навыков использования знаний в конкретной профессиональной области, а также выработку необходимой психологической установки будущего специалиста на реализацию своих творческих возможностей, на дальнейшее самообразование.
Профессиональная подготовка и профессиональное становление личности взаимосвязаны. Так, новые возможности личностного развития будущего специалиста открываются по мере его вхождения во все более сложные и разнообразные структуры жизни и деятельности, моделируемые в процессе подготовки профессионала. И наоборот, подготовка к более сложной и разнообразной профессиональной деятельности требует развития творческих способностей и самостоятельного мышления личности, ее профессионально важных качеств. Следовательно, профессиональная подготовка будущего работника, специалиста и профессиональное становление его личности – разные по своей природе образовательные процессы, но не альтернативные, а взаимодополняющие и взаимообусловленные.