Процесс воспитания личности

Традиционно воспитание личности в педагогической и психологической литературе рассматривается как процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка. Важно уточнить, что сегодня, несмотря на распространенность данного определения, его нельзя считать удовлетворяющим современным требованиям психологической науки, в частности, спорным может показаться словосочетание «целенаправленное воздействие». Возможны и такие коррективы: воспитание — это не отдельный процесс, а определенная сторона взаимодействия ребенка с окружающей средой, в процессе которого человеком усваивается социальный опыт. Тогда очевиден вопрос: чем воспитание отличается от социализации? По мнению А. А. Реана, социализация происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и с помощью механизма социального научения и подражания. «Воспитание по существу представляет собой управляемый и целенаправленный процесс социализации... Возможность одновременного существования социализации и как целенаправленного, и как нерегулируемого процесса можно пояснить с помощью следующего примера. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет того, что, с точки зрения учителя и воспитателя, может показаться сопутствующим, "случайным". Происходит не только закрепление правил и норм, но и присвоение реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников как между собой, так и внутри социальной группы. И этот опыт может оказаться как позитивным, т. е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным, т. е. противоречащим поставленным целям». Таким образом, воспитание можно считать одной из форм социализации.

Возвращаясь к вопросу определения понятия воспитания, обратимся к точке зрения В. Н. Мясищева, который под воспитанием понимает процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемого. «В этом двустороннем процессе воспитатель может обнаружить требовательное, снисходительное, любовное, неприязненно-внимательное, пренебрежительное и справедливое или пристрастное и тому подобное отношение к ученику, а ученик — отвечать ему уважением, любовью, боязнью, враждебностью, недоверием, скрытностью, откровенностью, искренним или показным отношением». Существенную роль во всем процессе воспитания играют взаимоотношения.

В этом взаимодействии одним из важнейших факторов является личность самого воспитателя и общение с ним. Прав был К. Д. Ушин-ский, когда утверждал, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».

А. Г. Асмолов пишет о таком феномене, как психологический объект воспитания. Им является, по его мнению, «смысловая сфера личности — личностные смыслы и выражающие их в поведении смысловые установки».

Существует отдельная область в педагогической психологии — психология воспитания, которая рассматривает воздействие на развитие личности различных средств и методов воспитания, изучает психологические основы самовоспитания человека.

Деятельность самовоспитания формируется в результате самопознания и осознания расхождения реального Я и идеального образа себя в будущем. В психологическом предмете самовоспитания выделяют:
• личностное новообразование;
• перестройку стереотипов, привычек, психологических особенностей;
• поддержание целостности, стабильности образа Я;
• качественное преобразование понимания своей сущности;
• внутренние барьеры вследствие неудач самовоспитания.

В процессе социализации личность все больше изменяет представление о своем Я, формируя Я-концепцию, расширяя и распространяя свои отношения за пределы настоящего. В результате мы видим, что рассмотрение процесса развития личности неизбежно приводит нас к необходимости обращения к таким понятиям, как самосознание, Я, Я-концепция.

Источник: 
Слотин Т.В., Психология личности
Темы: