Процедуры и методы психологического анализа деятельности

Любая деятельность представлена внешней и внутренней сторонами. Непосредственному наблюдению и анализу доступна внешняя сторона деятельности. Поэтому анализ деятельности должен начинаться с нормативного описания, в котором должны быть представлены: ее цель, результат и его характеристики (параметры), состав действий, на которые разлагается деятельность, соподчиненность отдельных действий в структуре деятельности, параметры результатов отдельных действий, операции текущего и итогового контроля.

Ознакомление с нормативным способом деятельности дает основание перейти к психологическому анализу деятельности в реальных условиях. Это описание предполагает следующие виды анализа:

  • компонентный;
  • функциональный;
  • мотивационно-смысловой.

При проведении психологического анализа деятельности методологической основой может выступать психологическая функциональная система деятельности (см. рис. 3). Согласно данной модели, деятельность декомпозируется на отдельные действия, выделяется ее цель и параметры результата, информационная основа деятельности, соподчиненность отдельных действий во времени и пространстве (программа деятельности), для каждого действия определяются типичные задачи и решающие правила. По каждому компоненту устанавливаются критерии достижения цели (отдельных действий и деятельности в целом), критерии предпочтительности (программы, способа деятельности, информационной основы деятельности).

Проведя компонентно-функциональный анализ внешней стороны деятельности, можно приступать к содержательному анализу внутренней, собственно психологической, стороны деятельности. На этом этапе мы обращаемся к мотивации, способностям и личностным качествам субъекта деятельности, к тем психологическим механизмам, через которые деятельность реализуется. Устанавливаются: личностный смысл деятельности; субъективное содержание цели, ее принятие субъектом деятельности; способности, знания и умения, позволяющие организовать информационную основу деятельности и ее исполнение; состав рефлексивных механизмов, обеспечивающих текущий и итоговый контроль; личностные предпочтения; индивидуально-стилевые характеристики; волевые качества и требования к субъективности; психологические механизмы предвидения и прогнозирования.

Психологический анализ деятельности позволяет осуществить адекватный подбор методик для диагностики психологических качеств, обеспечивающих успешность деятельности. В ряде случаев приходится констатировать, что таких методик нет. Тогда возникает задача разработать методики диагностики психологических качеств, адекватных задачам и условиям деятельности.

Анализ работ в области психологии труда показывает, что в наибольшей степени страдает именно этап психологического анализа. Используемые методики не проходят проверки на адекватность сущностным психологическим механизмам конкретной деятельности. В большинстве случаев используются готовые батареи тестов без учета специфики деятельности, нарушается требование дополнительной валидизации при проведении профессионального тестирования.

Следует отметить, что психологический анализ деятельности является одним из самых творческих и трудных аспектов деятельности профессионального психолога. Именно на данном этапе устанавливаются возможности повышения успешности и безопасности деятельности. Его можно сравнить с этапом диагностики заболевания в деятельности врача. Без точного диагноза невозможно точное лечение, без грамотного психологического анализа деятельности - повышение ее эффективности.

Психологический анализ деятельности и отбор адекватных методов позволяют перейти к эмпирическому исследованию по диагностике профессионально важных качеств. Результатом данного этапа являются таблицы первичных данных, которые, если необходимо, могут переводиться в балльные измерения с единой шкалой. Первичные данные самоценны, они являются следствием прямого измерения конкретных характеристик субъекта деятельности. На основе первичных данных осуществляются все другие формы обработки и интерпретации.

Прежде всего, это корреляционные таблицы, показывающие связь выраженности тех или иных психологических качеств с результатами выполнения отдельных действий и деятельности в целом, отнесенных к основным параметрам деятельности: производительности, качеству и надежности. Данные связи можно соотнести с ростом профессионального мастерства (стажем работы), с различными характеристиками субъекта деятельности (социальными, экономическими, возрастными и др.).

Полученные матрицы корреляций могут быть положены в основу структурного анализа. И тогда они найдут отражение в корреляционных плеядах. Основываясь на этих матрицах, могут быть проведены различные виды статистической обработки. (Последнее в настоящее время нетрудно сделать, так как имеются пакеты статистической обработки данных.)

Заключительным этапом психологического анализа является интерпретация полученных результатов. На данном этапе необходимо учитывать правила интерпретации, которые мы изложили выше.

В процессе психологического анализа деятельности используются различные методы: анализ документаций, опрос специалистов, хронометраж, хронография, метод графического многопланового описания деятельности, трудовой метод, анализ движений, метод объективной регистрации трудовых операций, анализ ошибочных действий, алгоритмический анализ деятельности, метод математических моделей и др. Активно используются общепсихологические методы: наблюдение и эксперимент. Для диагностики установленных на основе психологического анализа профессионально важных качеств используются различные методы из арсенала психофизиологии и общей психологии, адекватные целям исследования.

Источник: 
Профессиональные способности / В.Д. Шадриков. — М.: Университетская книга, 2010. — 320 с.
Материалы по теме
Игра как вид деятельности
Карпов А.В., Общая психология
Мотивация и деятельность
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Ведущая деятельность младшего школьника
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Уровни анализа трудовой деятельности
Пряжников Н.С., Психология труда
Действие как единица деятельности
Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010
Психология деятельности
Гуревич П.С., Психология
Темперамент и индивидуальные стили деятельности
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Продуктивные виды деятельности младших школьников
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Оставить комментарий