Проблема развития мотивационной сферы личности

Мотивационная сфера человека до сих пор мало изучена в психологии. Это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету: начиная с древних времен и до наших дней вопрос о внутренних побудителях поведения человека неуклонно занимал ученых и приводил их к построению различных гипотез.

Исследования потребностей и мотивов не могли развиваться в рамках ассоциативной эмпирической психологии. В этой психологии царило представление о том, что всеми психическими процессами управляют определенные законы ассоциаций.

Господство ассоциативной эмпирической психологии длилось очень долго, еще и сейчас нельзя считать ее влияние полностью преодоленным. Другое направление — гештальтпсихология — выбрала иное направление: для своего исследования она избрала главным образом область познавательных процессов. Другие — рефлексология, реактология, бихевиоризм — сосредоточили свое внимание на внешних стимулах поведения человека.

Первыми, кто попытался преодолеть механицизм ассоциативной психологии и поставить проблему активности человеческого «я», были психологи Вюрцбургской школы (А. Ах, Ю. Кюльпе и др.)

В ходе своих исследований они экспериментально показали, что представления и понятия связаны между собой в единый акт мышления не по механическим законам ассоциаций, а управляются той задачей, на которую мышление направлено. Они пришли к выводу, что течение представлений во время акта мышления может не зависеть от внешних раздражений и от ассоциативных влияний, если мыслительным процессом управляют так называемые детерминирующие тенденции.

В дальнейшем попытка преодоления механистического понимания психологических источников человеческой активности была сделана в исследованиях К, Левина и его учеников.

Курт Левин проводил свои исследования с позиций так называемой структурной теории (гештальтпсихологии), несостоятельность которой отмечалась многими советскими психологами. Они считали, что главный недостаток концепции К. Левина заключается в игнорировании содержательной стороны психических процессов и формальном подходе к их анализу. Однако Левиным и его учениками были найдены удачные экспериментальные приемы исследования потребностей человека, его намерений, воли и установлены некоторые интересные психологические факты и закономерности.

В дальнейшем проблемами потребностей занимался целый ряд советских психологов (А. Р. Лурия, Н. Ф. Добрынин, А, В. Веденов, Г. А. Фортунатов, А. В. Петровский, А. Н. Леонтьев и др.).

Ключевые слова: Мотивация
Материалы по теме
Мотивация
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Мотивация к профессиональной деятельности
Федосеев В.Н., Управление персоналом организации
Влияние мотивации на успешность учебной деятельности
Реан А. А., Психология личности. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил. — (Серия «Мастера...
Значение и роль мотивации
Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Понятие мотивации
...
Проблемы мотивации
Общая психология: учебник / Л А. Вайнштейн, В А. Поликарпов, И.А. Фурманов. — Минск: Соврем...
Теории мотивации
Карпов А.В., Общая психология
Мотивация в подростковом возрасте
Кулагина И.Ю., Личность школьника
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий