Мышление и познание являются достижениями мозга. Ученые считают, что мозг, пожалуй, самое сложное произведение природы. Он представляет собой уникальную систему. Мозг в наши дни служит объектом интенсивного теоретического исследования. Мы можем, например, рассматривать мозг как физиологический орган и исследовать его структуру, его части, его обменные процессы. Мы можем, как это делают психологи, исследовать функции независимо от того, какова природа их реализации, как они возникли и как они могут осуществляться другими системами, например машинами.
Ни у кого не вызывает сомнений, что всей психической и физической деятельностью человека управляет головной мозг. Каждое полушарие контролирует работу «противоположной» ему половины тела: левое руководит функциями правой половины, правое — левой. Функциональную асимметрию головного мозга наиболее подробно исследовал американский психоневролог Р. Сперри (1913—1994), получивший за это открытие Нобелевскую премию по медицине в 1981 г.
Вопрос о локализации различных психических функций в структуре мозга человека имеет не только теоретический интерес. Понимание роли каждого полушария позволяет хорошо осознать смысл асимметрии человеческой психики, понять, по каким каналам происходят восприятие и обработка информации, проследить за процессом мышления.
Мы теперь можем изучить индивидуальное развитие мозга, его становление в человеке от оплодотворенного яйца до старости. Мы можем сравнивать его с мозгом и центральной нервной системой других живых существ и пытаться реконструировать его историческое становление. Так, мы получаем определенное знание о мозге, анализируя языки, мифы, религии, различные теории и даже с помощью школьной премудрости. Наконец, в наши дни мы научились конструировать «искусственный интеллект», чтобы понять, как устроен мозг.
Разум, судя по всему, складывался постепенно, шаг за шагом, обнаруживая все новые и новые грани, выявляя свой неисчерпаемый потенциал. В философии неслучайно много внимания уделяется становлению разума, описаниям различных типов сознания и мышления. Я сижу в кабинете и мечтаю искупаться. Никакого озера рядом нет, меня окружает иная обстановка. Прекрасный водоем возникает в моем воображении. Что такое мышление, на которое способен человек, обладающий сознанием? Мышление — это внутреннее, активное стремление человека овладеть своими собственными представлениями (образ озера в моих мечтах), понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями и ожиданиями.
Мышление обладает разными ресурсами. Оно может быть отвлеченным, безупречно логичным. Но в развертывании ума участвуют также эмоции. Когда вы спорите, вы не только выдвигаете рассудочные доводы. Нередко в спор включаются и ваши чувства.
Однако не следует понимать мышление как последовательное, дискурсивное развертывание мыслей, выстраивающихся в ряд. Американский философ и психолог Уильям Джеймс сравнивал мышление с броуновым движением. Это скорее поток сознания, нежели стройное продвижение мыслей, идущих в затылок друг другу.
Откуда мы знаем кое-что о мире? Некоторые мыслители полагали, что существует так называемое доопытное знание. Допускают, например, что некто еще не сталкивался в жизни с химическими процессами, но уже знает, что вода — это два атома водорода и один кислорода. Доопытное знание — это знание, не приобретенное в опыте. В истории философии его иногда называли врожденным, т.е. полученным при рождении. Платон полагал, что познание — это не что иное, как припоминание. Мы знали, но забыли, а теперь воскрешаем в памяти наши знания.
Русский поэт Осип Мандельштам (1891—1938) в стихотворении «И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме...» приводит такие строчки:
Быть может, прежде губ родился шепот, И в бездревесности кружилися листы, И те, кому мы посвящаем опыт, До опыта приобрели черты.
Одним из первых ученых, кто заложил основы научного познания, был английский философ Фрэнсис Бэкон. Он отклонял идею о врожденном знании. Бэкон считал, что познание начинается с определенных сигналов от окружающего. Мы воспринимаем их с помощью наших чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. В разуме нет ничего, что первоначально не было бы в нашем эмпирическом опыте, т.е. в восприятии мира через органы чувств. Затем эти сведения поступают в мозг, где начинается их обработка. Этот вид познания мы называем рациональным.
Ребенок вынужден обучаться многим навыкам, которые у животного существуют от рождения. Но этот недостаток компенсируется другим даром, который есть только у человека и который не имеет аналогов в природе. Не непосредственно, а путем сложных и трудных мыслительных процессов человек обретает знание. Он вырабатывает представление о том, что существуют не только волки, лисы и тигры. Их можно обозначить общим понятием «животное».
Посмотрим, к примеру, как складывается в человеческом сознании идея пространства. Этнография показала нам, что первобытные племена наделены чрезвычайно острым восприятием пространства. Туземец способен видеть мельчайшие детали своего окружения. Он чрезвычайно чувствителен к любому изменению той среды, где обитает, даже в самых трудных условиях способен найти верную дорогу. С чрезвычайной точностью следует он за всеми поворотами реки, когда гребет или идет под парусом вниз или вверх по течению. Однако если попросить его дать общее описание реки или начертить карту со всеми ее поворотами, туземец не сможет это сделать и даже не поймет нашего вопроса.
Что это означает? Туземец хорошо знает течение реки, но его знакомство очень далеко от того, что можно назвать знанием в абстрактном, теоретическом смысле. В истории человеческой культуры появление способности к абстрактному мышлению есть событие колоссального значения.