Проблема мышления в новом времени (XVII век)

Ф. Бэкон (1561-1626) убеждал, что для мышления у человека есть две души - чувствующая и разумная. Первая проявляет себя в ощущении и воспияти и обусловлена воздействиями реального мира. Вторая, данная Богом, обрабатывает информацию, поступающую от чувствующей души через память и воображение.

Р. Декарт (1596-1650) отнес мышление к одной из двух субстанций - духовной. Деятельность мысли состоит в сомнении (если я сомневаюсь - я мыслю, если я мыслю - я существую). Психическое - только то, что осознает сам человек, то, что становится доступным только субъекту через интроспекцию, самосознание. Воображение, представление, память, чувства суть простые телесные движения, поддающиеся изучению через эксперимент. Телесная и духовная субстанции взаимосвязаны.

Т. Гоббс (1588-1679) говорил, что никаких духовных субстанций не существует и мышление является телесным свойством: без тела нет мышления. Суть мышления составляет осознанная манипуляция чувственными образами и представлениями через различные уровни ассоциаций. Механизм мышления подобен арифметических операциям сложения и вычитания.

Г. Лейбниц (1646-1716) говорил, что «нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущениях, за исключением самого разума». Универсальной единицей структуры всего в природе являются душеподоб-ные единицы - неделимые и вечные монады. Они развиваются от смутных представлений - перцепций к ясным - апперцепциям. Содержание монад врожденно. Чтобы «оживить» его, активизировать то, что там заложено, требуется работа внимания, воспоминания и самоосознания через рефлексивную деятельность монады.

Дж. Локк (1632-1704) убеждал, что все разумное возникает из опыта, состоящего из «идей» (ощущений, памяти, воли и др.), наполняющих душу человека в течение его жизни. Простые чувственные идеи - это материал для активного внутреннего (реф лексивного) их преобразования в новые идеи («идеи об идеях»). Механизм преобразования - механическое комбинирование простых идей через ассоциации, абстрагирование, суммирование и т.п. Это и составляет основную схему мышления.

Источник: 
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.