Проблема мышления в немецкой психологической школе XVIII-XIX веков

И. Кант (1724-1804). В основе его агностицизма лежит утверждение, будто природа вешей, как они существуют сами по себе, непозноваема для человека через чувственный опыт. Что же касается мыслительных действий, то они не связаны с чувственными и заложены в психику изначально. Однако разум способен обобщать чувственные наблюдения.

И. Гербарт (1776-1842) утверждал, что мышление не подвластно изучению физиологическими методами, как и экспериментальной практике. Психическая жизнь обусловлена представлениями, обладающими активностью в статике и динамике.

Г. Гельмгольц (1821-1894). В основе его теории лежит утверждение, что ощущения есть врожденные качества сенсорной системы. Более того, ощущения есть лишь «знаки» реального предметного мира, никаким образом не воспроизводящие предметы. Наконец, на знаки влияет фактор «бессознательного умозаключения» как ассоциативный опыт сенсомотор-ной деятельности. Явление «бессознательного умозаключения» открывало возможность преодоления разрыва между сенсорными и мыслительными процессами.

Б. Вундт (1832-1920) считал, что мышление недоступно эксперименту, и потому должно изучаться в культурно-историческом плане. Ощущение является началом психического процесса, восприятие и представление - продуктом ассоциативного «творческого синтеза».

О. Кюльпе (1862-1915), К. Марбе, Н. Ах (18711946), К. Бюллер (1879-1963), Г. Уатт, А. Мишот, представители вюрцбургской школы, установили, что мышление как психический процесс не сводится к ощущениям, не подчиняется ни законам логики, ни законам ассоциаций. Важная роль в мышлении принадлежит установке («представлению целей»), образам ожидаемых раздражителей, фактору организации мыслительных процессов. Доказали несостоятельность интроспективного метода изучения мышления и необходимость использования более объективных методов.

Источник: 
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.