Проблема мышления в английской психологической школе XVIII-XIX веков

Д. Толанд (1670-1721) утверждал, что мышление, как вся психическая жизнь (зрение, вкус, слух, воображение и пр.), есть «особенное движение мозга» (и только мозга!). Развитие мышления - это простая смена одних состояний другими, но не движение: от простого к сложному, к высшему.

Д. Гартли (1704-1757) и Д. Пристли (17331804) объясняли все «первичными ощущениями и законами ассоциаций». Последние возникают благодаря вибрациям нервных волокон нервной системы, которые передаются в мозг (здесь образуются сложные психические идеи как составляющие мышления), а оттуда - к органам движения.

Д. Беркли (1685-1753) и Д. Юм (1711-1776), эти крайние субъективисты, считали, что внешнего мира нет. Он имеется только в наших ощущениях и восприятии. Даже мозг есть лишь то, что мы ощущаем. Мышление сводится к процессу интроспекции. Ум ничего не привносит, выполняя лишь функцию образования сложного восприятия из простого через ассоциации. Где это осуществляется - не известно никому.

Д. Милль (1773-1836) и Дж. Милль (1806-1879) считали, что в человека изначально заложены механизмы формирования идей посредством ассоциаций, которые представляют собой способ совпадения идей, но не связей между ними. А идеи - это копии ощущений. Многочисленные повторяемые совпадения идей и есть мыслительный процесс, фиксируемый только интроспективным способом.

Источник: 
Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.