Признаки умственной отсталости

Умственная отсталость (олигофрения) — это врожденное или рано (в первые три года жизни) приобретенное слабоумие. В мире около 4% населения страдает олигофренией в той или иной степени.

Причинами возникновения умственной отсталости чаще всего бывают:

  • хромосомные аномалии (болезнь Дауна);
  • нарушения обмена веществ (фенилкетонурия, кретинизм);
  • внутриутробные повреждения плода (алкоголь, инфекция, механическая травма);
  • повреждения мозга в период родов (асфиксия из-за обвития шеи пуповиной, родовая травма, наложение акушерских щипцов).

Достаточно часто врачи затрудняются определить конкретную причину возникновения данной умственной патологии.

Клиническая картина умственной отсталости часто включает в себя кроме общей психической неполноценности различные неврологические и соматические симптомы, что является показателем неправильного развития не только головного мозга, но и всего организма.

Больные с умственной отсталостью имеют характерный внешний вид:

  • непропорциональное телосложение;
  • микро- или макроцефалию;
  • короткие конечности и их искривление, из-за чего движения больных становятся угловатыми, часто плохо координированными;
  • стигмы, свидетельствующие о недоразвитии на физическом уровне: волчья пасть, заячья губа, третье веко, полидактилия, низко посаженные уши, низкая линия роста волос сзади, кожная складка на шее («шея сфинкса»);
  • недоразвитие речи: задержка появления первых слов и фразовой речи, косноязычие, бедность интонаций.

Нарушения отмечаются практически во всех сферах психики. В сфере восприятия — очень часто различные дефекты органов чувств (слабое зрение, глухота и т. д.). Активное внимание снижено. Снижение интеллекта является ведущим в этой патологии. Мышление у таких больных конкретное, они не способны абстрагироваться. Запас знаний весьма скуден и ограничивается бытовыми понятиями. Затрудняется приобретение нового опыта, усвоение новых понятий. У больных отмечается явная недостаточность критического отношения к себе и ситуации, неспособность понять целесообразность своих поступков и предвидеть их последствия.

Эмоциональное переживание ограничивается интересами, имеющими к ним непосредственное отношение, т. е. удовлетворение элементарных потребностей. Они редко испытывают недовольство собой, состояние вины. Недоразвита воля. У таких больных отмечается своеобразное сочетание внушаемости, пассивной подчиняемости и упрямства, импульсивности. Эгоцентризм, возбудимость могут быть у внушаемых и робких больных.

В связи с тем, что в основе умственной отсталости лежит повреждение головного мозга, у больных могут наступать декомпенсации психического состояния. Психотравма, телесная болезнь, переутомление и т. д. могут вызывать у больных олигофренией нарушения сна, тревогу, расстройства настроения. Высокая температура при лихорадке, алкоголь и наркотики изредка приводят к транзиторным психотическим расстройствам в виде зрительных галлюцинаций, двигательного возбуждения, страха, депрессии.

По глубине и тяжести психических нарушений независимо от происхождения умственную отсталость традиционно делят на три степени.

1.    Идиотия — наиболее тяжелая форма. Речь часто отсутствует, больные плохо понимают обращенную к ним речь. Нередко их единственной речевой реакцией на окружающие раздражители являются протяжные или отрывистые крики или мычание. Заметные нарушения двигательной сферы: из-за пороков развития скелета, недоразвития мышц им трудно передвигаться самостоятельно. Большую часть времени они сидят в однообразной позе, стереотипно раскачиваясь либо совершая другие однотипные движения.

Настроение пассивно-равнодушное, иногда сменяется кратковременными вспышками ярости, хаотичного возбуждения. Обычно такая реакция наблюдается на чувство голода. Идиоты совершенно необучаемы, себя не обслуживают, так как не владеют элементарными навыками гигиены.

В плане совершения правонарушений идиоты не представляют опасности. Скорее они сами могут оказаться жертвой.

2.    Имбецильность — нарушения в психической сфере менее выражены, чем при идиотии. Больные могут произносить короткие фразы, понимать обращенную к ним чужую речь. Словарный запас их может достигать примерно 200 слов. Они обнаруживают элементарные, но все же разнообразные и дифференцированные реакции на внешние раздражители, способны ориентироваться во внешней обстановке.

Новую информацию воспринимают с большим трудом. Чтобы научить их ухаживать за собой или выполнять простую работу, необходимо потратить много сил и времени. Некоторые из имбецилов способны обучаться во вспомогательной школе, но усваивают лишь простейший счет, чтение по складам, начертание отдельных букв и цифр. Эмоциональные реакции малодифференцированы, в основном возникают в ответ на низшие влечения (голод, жажду, холод).

Имбецилы очень сильно зависят от тех, кто о них заботится. Поведенческие акты непоследовательны, импульсивны, нет какого-либо плана и прогноза своих действий, совершенно отсутствуют инициатива и самостоятельность. Они могут ориентироваться в знакомой обстановке, но совершенно теряются в новой ситуации.

Имбецилы при совершении общественно опасных действий не могут сознательно регулировать свое поведение, их действия характеризуются импульсивностью, неосознаваемой подражательностью, внушаемостью и пассивной подчиняемостью другим лицам. Под влиянием других асоциальных лиц они могут совершить кражу, поджог.

У имбецилов бывают эпизоды сексуального возбуждения, и они могут совершить сексуальный деликт (изнасилование, эксгибиционизм, публичная мастурбация и т. д.). Имбецилы не понимают противоправность своих действий, грубо нарушена критическая оценка своего состояния, СПЭ рекомендует признавать их невменяемыми.

Подростки с имбецильностью иногда становятся жертвами сексуальных посягательств, в связи с этим их направляют на СПЭ для решения вопроса о возможности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания. Экспертиза таких лиц должна быть строго дифференцированной, в каждом случае требуется оценивать глубину интеллектуального и волевого дефектов. Профессор Б.В. Шостакович (1997) приводит клинический пример:

«Испытуемый В., 25 лет, обвинялся в том, что в общественном месте обнажался. В раннем детстве он значительно отставал в развитии от своих сверстников, ходить начал только с 2 лет, слова появились только в 5 лет. Речь была с большими дефектами. В массовой школе учиться не смог, был переведен во вспомогательную школу, где проучился всего в течение одного года. Часто на уроках сидел под партой и пронзительно кричал. Дома был непослушен, упрям, конфликтен, с полным безразличием относился к родственникам, лишь иногда помогал в ведении домашнего хозяйства. Не мог освоить элементарные виды труда. В возрасте 20 лет его устроили на работу грузчиком, он работал под постоянным контролем. Периодически у него отмечалось сексуальное возбуждение, он приставал к женщинам любого возраста, в их присутствии обнажался, в связи с чем и было возбуждено уголовное дело.

Во время проведения судебно-психиатрической экспертизы установлено, что телосложение его неправильное, конечности непропорциональные, лицо асимметричное. Череп деформирован. Опущен левый угол рта. Коленные рефлексы выше слева. При электроэнцефалографическом исследовании выявлены диффузные изменения биоэлектрической активности коры головного мозга. Заключение кон-сультанта-невропатолога: органическое поражение головного мозга, периферический парез лицевого нерва слева. Психическое состояние. Во время беседы держит себя непринужденно, не соблюдает дистанцию. Речь дизартричная, многие слова произносит совершенно неразборчиво. Запас слов, которыми он оперирует, скуден, ограничен самыми обиходными словами. Содержанием беседы не заинтересован, с полным безразличием относится к неприятным для него вопросам, какой-либо реакции на содержание под стражей нет. Спокойно, с употреблением нецензурных выражений, сообщает о правонарушении, не осмысливает, в чем заключается его вина, не обеспокоен возможностью наказания. В отделении находится все время в движении, обращается ко всем окружающим с различными нелепыми вопросами, назойливо повторяет одни и те же просьбы и тут же забывает, о чем просил. На прогулках, а иногда и в палате нередко пляшет, поет, беспричинно смеется. Никаких желаний и интересов не проявляет, очень доволен пребыванием на экспертизе. У него не выявляется каких-либо знаний, едва читает по слогам, пишет с грубыми ошибками простые слова, пропись букв неправильная. Элементарный счет производит старательно, но дает правильное решение лишь в пределах первого десятка. Мышление сугубо конкретного типа, абстрактные суждения и умозаключения недоступны. Смысла слов и выражений, имеющих сколько-нибудь отвлеченное значение, совершенно не понимает.

Экспертная комиссия пришла к заключению, что В. страдает умственной отсталостью в степени имбецильности, в период, относящийся к инкриминируемому деянию, не мог осознавать своих действий и руководить ими, его рекомендовано считать невменяемым, нуждается в применении мер медицинского характера — направлении на принудительное лечение в психиатрическую больницу общего типа».

3.    Дебильность — легкая степень умственной отсталости. Недоразвитие психических функций варьирует от заметных, лежащих на границе с имбецильностью, до легких, практически трудно отличаемых от нижней границы нормы. Часто такой диагноз выставляют, лишь когда ребенок поступает в школу и оказывается не способен осилить обычную учебную программу, особенно по математике. В ряде случаев такие дети с раннего возраста обращают на себя внимание: недоразвитие моторики, особенно тонкой, задержка становления речи.

Дебилы способны обучаться во вспомогательной школе. Их можно научить некоторым видам неквалифицированного труда. Они могут жить самостоятельно, вполне себя обслуживать и даже заводить собственную семью. Дебилы способны обобщать жизненный опыт, делать несложные умозаключения и практические выводы. В несложных жизненных ситуациях они проявляют достаточную целенаправленность и активность. При легкой дебильности они правильно оценивают ситуацию, могут прогнозировать последствия своих действий, показывают достаточный уровень критических способностей.

Ключевые слова: Олигофрения
Источник: Лисняк М. А., Курс судебной психиатрии для юристов: учебное пособие. — Москва : Проспект, 2015. — 216 с.
Материалы по теме
Приобретенное слабоумие
Марилов В.В., Общая психопатология
Гении - идиоты
Ридецкая О.Г., Психология одаренности
Классификация олигофрении
Эйдемиллер Э.Г., Детская психиатрия
Болезнь Дауна
Эйдемиллер Э.Г., Детская психиатрия
Синдром Шерешевского-Тернера
Эйдемиллер Э.Г., Детская психиатрия
Врожденный психический дефект - олигофрения
...
Степени и формы олигофрении
Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142...
Психогенетика олигофрении
...
Оставить комментарий