Проблема природы человека, т.е. обнаружения фундаментальных свойств, представляющих собой основу его существования и деятельности, волновала людей с древнейших времен. Еще в Древнем Китае спорили между собой мыслители, считавшие природу человека доброй или злой. В Древней Греции и Древнем Риме противоположные философские школы эпикурейцев и стоиков, соглашаясь в том, что человек должен жить по своей природе, кардинально расходились в том, что такое природа человека, — общее с другими животными, как думали эпикурейцы, или разум, как полагали стоики. В Новое время споры разгорелись с новой силой. Опять был высказаны два противоположных утверждения — Гоббса, что человек по природе эгоист, и Руссо, что человек по природе добр. Были философы, которые отрицали наличие у человека природы, как Локк, назвавший человека «чистой доской». Вполне социологическое определение принадлежит Марксу:
«Сущность человека — совокупность всех общественных отношений».
Его развивают современные социологи.
В ХХ веке умозрительные представления о природе человека сменились эмпирическими социологическими данными. Американский психолог Абрахам Маслоу (1908—1970) говорит о формировании нового взгляда на человеческую природу как
«целостную, единую, сложную психическую систему..., которая является инстинктообразной, изначальной, данной, „естественной", т.е. наследственно детерминированной, отличающейся высокой мерой сопротивляемости» (Маслоу А. Психология бытия. М., 1997. С. 230, 231).
Для преодоления разногласий относительно природы человека имеет смысл разделить ее на высшую и низшую. Тогда к низшей части будут относиться инстинкты человека, которые общие у него с животными, а к высшей — то, что отличает человека от животных, его разумность.
С понятием человеческой природы коррелируются два понятия — потребностей, т.е. того, без чего существование человека невозможно, и инстинктов, с помощью которых потребности удовлетворяются.
Как пишет А. Маслоу, «в эту сущностную внутреннюю природу я включаю инстинктоидные основные потребности, способности, таланты, анатомию, физиологическое равновесие или уравновешенность темперамента, предродовые и натальные травмы и травмы, получаемые новорожденными. Все это потенциальные возможности, а не реальные окончательные состояния» (Маслоу А. С. 231, 232).
Современный немецкий психолог и философ Эрих Фромм (1900— 1980) подчеркивает в своей работе «Здоровое общество»:
«Здоровым является общество, соответствующее потребностям человека — не обязательно тому, что ему кажется его потребностями, ибо даже наиболее патологические цели субъективно могут восприниматься как самые желанные; но тому, что объективно является его потребностями, которые можно определить в процессе изучения человека» (Психоанализ и культура. М., 1995. С. 290).
Каковы же потребности человека? Фромм разделяет их на общие для человека и животных — голод, жажда, потребность в сне и сексуальном удовлетворении — и специфические для человека:
«Потребность в приобщенности, преодолении ограниченности собственного существования, чувстве укорененности, потребность в ощущении тождественности, а также в системе ориентации и поклонения. Великие человеческие страсти: жажда власти, тщеславие, поиски истины, жажда любви и братства, жажда разрушать, равно как и созидать, — каждое сильное желание, движущее поступками человека, берет начало в этом специфически человеческом источнике» (Психоанализ и культура. С. 328).
Эти потребности должны быть удовлетворены, иначе человека ждет утрата душевного здоровья, как неудовлетворение физиологических потребностей влечет за собой смерть. Так, потребность преодолеть ограниченность своего существования человек достигает двумя путями — созидания и (если это стремление не удовлетворяется) разрушения. «Удовлетворение потребности в созидании ведет к счастью, разрушительность — к страданию, и больше всех страдает сам разрушитель» (Психоанализ и культура. С. 304). Потребность соединения с другими также может удовлетворяться двумя путями — неформальным общением в рамках первичной группы и гражданского общества и вхождением в тоталитарную структуру — тем, что Фромм назвал «бегством от свободы».
А. Маслоу считал фундаментальными такие потребности, неудовлетворение которых вызывает болезнь. Фундаментальные потребности присущи человеку как представителю вида Homo sapiens. Они могут быть разделены на физиологические и психологические. Иерархия фундаментальных потребностей, по Маслоу, выглядит следующим образом:
- физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);
- потребность в безопасности (стабильность, порядок);
- потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);
- потребность в уважении (самоуважение, признание);
- потребность самоактуализации (развитие способностей).
Ранее указанные потребности должны удовлетворяться прежде названных позже.
«Человек может жить хлебом единым, если ему не хватает хлеба. Но что происходит с желаниями человека, когда хлеба достаточно, когда его желудок постоянно сыт? Сразу же появляются другие, более высокие потребности, и начинают доминировать в организме. Когда и они удовлетворяются, новые, еще более высокие потребности выходят на сцену, и так далее» (Теории личности в западно-европейской психологии. М., 1996. С. 418).
К этому надо добавить, что человек может не осознавать своих психологических потребностей и стремиться к удовлетворению других, нефундаментальных. Психологические потребности не так очевидны, как физиологические. Это само по себе создает проблему человеческого существования. Не всегда также физиологические потребности идут именно в указанной последовательности. Потребность самоактуализации может быть и на втором месте, опережая остальные. Заметим в связи с этой потребностью, что для экзистенциалистов человек есть проект самого себя.
Фромм пишет, что «вся жизнь индивида есть ни что иное, как процесс рождения самого себя... По существу, мы должны бы полностью родиться к моменту смерти, но судьба большинства людей трагична: они умирают, так и не успев родиться» (Психоанализ и культура. С. 294—295).
Маслоу также использует понятие метапотребностей, которые составляют единство с фундаментальными потребностями, так что неудовлетворение их вызывает метапатологии. Это может быть ощущение недостатка ценностей, бессмысленности и бесцельности жизни. Так что к иерархии фундаментальных потребностей есть основания добавить такие потребности, как потребность в справедливости, истине, красоте, смысле жизни и т.п. Неудовлетворение метапотребностей вызывает метажалобы. Наличие таких жалоб показывает, что все обстоит достаточно благополучно. Уровень жалоб, по Маслоу, может свидетельствовать о просвещенности общества.
Маслоу считает, что высшие потребности и ценности существуют в самой человеческой природе, а не приходят от какого-либо внешнего источника. К высшим ценностям Маслоу относит истину, добро, красоту, целостность, жизненность, уникальность, совершенство, справедливость, простоту, самодостаточность.
Человек не всегда был таким, каков он сейчас. Материалом для представлений об эволюции человека служат археологические находки, памятники культуры, изучение примитивных народов, развитие ребенка. По мнению Фромма, первой стадией развития человека была нарциссическая, для которой характерна вера во всемогущество магии. На этой стадии ребенок (как показали исследования Ж. Пиаже) знает только самого себя и ощущает лишь свои потребности. Все остальное для него — способ удовлетворения личных желаний. Эту стадию можно назвать эгоистической.
На следующей стадии, которую Фромм называет стадией тотемизма, поклонения природе, человек (как и ребенок) начинает воспринимать окружающее как субъекты, причем постепенно осознает принципиальные различия между живым и неживым (а до этого не отличает живого человека от неживой куклы), затем между животным и человеком и, наконец, доходит до третьей стадии, на которой в нем начинает формироваться представление о другом как таком же, как и он сам, с потребностями, аналогичными его собственным. На этой стадии человек начинает объективно воспринимать окружающее и одновременно чувствовать любовь к другим людям. Это Фромм называет подлинно человеческой жизнью.
В качестве идеала, достижимого в настоящее время немногими, Маслоу ввел понятие самоактуализации, под которым имеется в виду «полноценное развитие человека» исходя из его биологической природы и фундаментальных и метапотребностей. Идеальное общество самоакту-ализировавшихся личностей Маслоу назвал «эупсихией». Маслоу ставит риторический вопрос: может быть, именно самоактуализирующиеся реализуют истинную биологическую природу человека как вида?
Но и это еще не все. В последней своей книге «Высшие устремления человеческой природы» (1971), вышедшей после его смерти, Маслоу постулировал существование потребностей, выходящих за рамки самореализации, — трансцендентальных, или трансперсональных. Но это утверждение выходит за рамки социума и самой философии.
Эволюция человека может быть, таким образом, представлена в виде следующей схемы: нарциссизм — тотемизм — объективизм — самоактуализация — трансперсонализм.