Природа и общество: соотношение и взаимосвязь

Взаимосвязь биологического и социального начала в природе. При всей кажущейся неопределенности и многозначности понятие «общество» используется для обозначения той социальной среды, где действует человек. Специфика общества как социальной среды может быть выявлена лишь через сопоставление общества с природой. Заметим, что термин «природа» используется в двух смыслах.

В широком смысле природа понимается как единство неорганического и органического мира, в котором человек и общество являются частью природы и развиваются по общим законам (например, закон нарастающего многообразия, закон движения от простого к сложному и т.д.). Человек в этом смысле рассматривается как существо биологическое, представляющее высшую ступень развития живой природы. Как биологический вид человек произошел от одного из видов человекообразных обезьян. В процессе же освоения им природы посредством производства, а также благодаря характеру производительной деятельности человек дистанцировался от своего животного предка. Это произошло благодаря способности человека созидать, обучаться и пользоваться культурой в форме языка, создавать устойчивые формы коллективного взаимодействия.

В узком смысле природа понимается как природно-географическая среда, внешняя и противостоящая обществу, выступающему искусственной средой обитания человека. Сам человек в этом случае рассматривается как существо культурное, отличающееся социальными качествами, возникающими из взаимодействия людей друг с другом. В отличие от животного предка человек наделен разумом и волей, способен сознательно ставить перед собой цели, которые стремится достичь, выбирать методы их достижения, предусматривать возможные результаты своих действий.

Учет биологического и социального начал в человеке важен для понимания причин возникновения общества, механизмов его развития, объяснения человеческих поступков. Игнорирование взаимосвязи биологического и социального может приводить к формированию односторонних представлений об обществе.

 Например, абсолютизация биологического начала в природе человека привела к появлению расистских теории, деливших народ на «высшие» и «низшие» расы. Так, в основе фашистской теории о превосходстве тевтонов и родственных им по крови народов, принадлежащих к нордической расе, над евреями, славянами, отнесенными к низшим народам («нечеловекам»), лежала идея о «сверхчеловеке» немецкого философа Фридриха Ницше (1844—1900). Он считал, что традиционная западная христианская мораль, опиравшаяся на «стадный инстинкт» и «рабскую мораль», не соответствует грядущему кризису, который последует после смерти Бога. Ницше заявил:

Бог умер Людям пора создать новую систему ценностей В ее основе лежит усиление инстинктивной основы жизни, которая требует перенесения акцента на жизненную силу.

Нищие утверждал, что игра сил, приведшая к существованию жизни, не имеет конечной цели, а одного человека над другим возвышает «воля к власти». Поэтому будущее принадлежит тем людям, которые способны с помощью своей жизненной силы подняться над стадом, т.е. «недочеловеками». Личность такого типа он назвал «сверхчеловеком». Нацисты использовали эту идею для обоснования притязаний арийской расы (т.е. сверхлюдей) на мировое господство. В одной из своих речей фюрер (вождь) третьего рейха А. Гитлер утверждал:

Мы хотим произвести отбор слоя новых господ, чуждого морали жалости, слоя, который будет сознавать, что имеет право на основе своей лучшей расы господствовать, слоя, который сумеет установить и сохранить без колебаний свое господство над широкой массой

Однако современная наука отмечает, что лишь 15% актов человеческой деятельности носят чисто биологический характер, в то время как 85% являются результатом его интегрированности в общество, проявлением специфически человеческого образа жизни творческого и свободного субъекта.

Конечно, людям свойственны такие генетически обусловленные рефлексы, как моргание, хватание и т.п., но более сложные виды поведения не запрограммированы. Люди не только не обладают врожденными образцами поведения, но и медленно осваивают навыки, необходимые для выживания. Так, например, детеныши обезьян сами добывают себе пищу через 3—6 месяцев после рождения, а выживание ребенка целиком зависит от взрослых. Однако зависимость ребенка от взрослых способствует усвоению значительно более сложных навыков, например умения говорить, которым не обладает ни одно из живых существ, кроме человека.

Источник: 
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. - 495 с.
Темы: 
Материалы по теме
Основные сферы общества
Кравченко А. И., Обществознание : учебник. - Москва : Проспект, 2015. - 280 с.
Теории прогрессивного развития общества
Исаев Б.А., Социология. Краткий курс.: ООО «Питер Пресс»; Санкт-Петербург; 2007
Внешние факторы, провоцирующие возникновение зависти
Е. П. Ильин: Психология зависти, враждебности, тщеславия: Питер; Санкт-Петербург; 2014
Общественные конфликты
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина
Понятие гражданского общества, его структура
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Правовое воспитание граждан
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Основные этапы и характерные черты современного гражданского общества
Политология - под ред. Буренко В.И., Журавлева В.В. - 2004
Основные институты общества
Кравченко А. И., Обществознание : учебник. - Москва : Проспект, 2015. - 280 с.
Оставить комментарий