Взаимосвязь биологического и социального начала в природе. При всей кажущейся неопределенности и многозначности понятие «общество» используется для обозначения той социальной среды, где действует человек. Специфика общества как социальной среды может быть выявлена лишь через сопоставление общества с природой. Заметим, что термин «природа» используется в двух смыслах.
В широком смысле природа понимается как единство неорганического и органического мира, в котором человек и общество являются частью природы и развиваются по общим законам (например, закон нарастающего многообразия, закон движения от простого к сложному и т.д.). Человек в этом смысле рассматривается как существо биологическое, представляющее высшую ступень развития живой природы. Как биологический вид человек произошел от одного из видов человекообразных обезьян. В процессе же освоения им природы посредством производства, а также благодаря характеру производительной деятельности человек дистанцировался от своего животного предка. Это произошло благодаря способности человека созидать, обучаться и пользоваться культурой в форме языка, создавать устойчивые формы коллективного взаимодействия.
В узком смысле природа понимается как природно-географическая среда, внешняя и противостоящая обществу, выступающему искусственной средой обитания человека. Сам человек в этом случае рассматривается как существо культурное, отличающееся социальными качествами, возникающими из взаимодействия людей друг с другом. В отличие от животного предка человек наделен разумом и волей, способен сознательно ставить перед собой цели, которые стремится достичь, выбирать методы их достижения, предусматривать возможные результаты своих действий.
Учет биологического и социального начал в человеке важен для понимания причин возникновения общества, механизмов его развития, объяснения человеческих поступков. Игнорирование взаимосвязи биологического и социального может приводить к формированию односторонних представлений об обществе.
Например, абсолютизация биологического начала в природе человека привела к появлению расистских теории, деливших народ на «высшие» и «низшие» расы. Так, в основе фашистской теории о превосходстве тевтонов и родственных им по крови народов, принадлежащих к нордической расе, над евреями, славянами, отнесенными к низшим народам («нечеловекам»), лежала идея о «сверхчеловеке» немецкого философа Фридриха Ницше (1844—1900). Он считал, что традиционная западная христианская мораль, опиравшаяся на «стадный инстинкт» и «рабскую мораль», не соответствует грядущему кризису, который последует после смерти Бога. Ницше заявил:
Бог умер Людям пора создать новую систему ценностей В ее основе лежит усиление инстинктивной основы жизни, которая требует перенесения акцента на жизненную силу.
Нищие утверждал, что игра сил, приведшая к существованию жизни, не имеет конечной цели, а одного человека над другим возвышает «воля к власти». Поэтому будущее принадлежит тем людям, которые способны с помощью своей жизненной силы подняться над стадом, т.е. «недочеловеками». Личность такого типа он назвал «сверхчеловеком». Нацисты использовали эту идею для обоснования притязаний арийской расы (т.е. сверхлюдей) на мировое господство. В одной из своих речей фюрер (вождь) третьего рейха А. Гитлер утверждал:
Мы хотим произвести отбор слоя новых господ, чуждого морали жалости, слоя, который будет сознавать, что имеет право на основе своей лучшей расы господствовать, слоя, который сумеет установить и сохранить без колебаний свое господство над широкой массой
Однако современная наука отмечает, что лишь 15% актов человеческой деятельности носят чисто биологический характер, в то время как 85% являются результатом его интегрированности в общество, проявлением специфически человеческого образа жизни творческого и свободного субъекта.
Конечно, людям свойственны такие генетически обусловленные рефлексы, как моргание, хватание и т.п., но более сложные виды поведения не запрограммированы. Люди не только не обладают врожденными образцами поведения, но и медленно осваивают навыки, необходимые для выживания. Так, например, детеныши обезьян сами добывают себе пищу через 3—6 месяцев после рождения, а выживание ребенка целиком зависит от взрослых. Однако зависимость ребенка от взрослых способствует усвоению значительно более сложных навыков, например умения говорить, которым не обладает ни одно из живых существ, кроме человека.