Природа демократии

Демократию можно рассматривать и на уровне всего общества, тогда она плавно перерастает в политическую форму организации общества, и на уровне территорий, предприятий, фирм и даже школьного класса. Тогда ее нельзя относить к сфере политики. Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (например, партийная демократия, производственная демократия).

На микроуровне демократия — всего лишь форма участия всех в решениях, касающихся судьбы этих всех. Она отвечает на самый банальный вопрос: кто в фирме, классе, команде, доме верховодит— масса или вожак? Вожак может верховодить, но только в повседневной текучке, а в принципиальных ситуациях он должен принять мнение группы как закон. Если этого нет, то нет и демократии.

Демократия основана на признании народа в качестве источника власти. Главные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.

При демократии люди совершенно свободны в принятии решения о том, что для них хорошо, а что плохо. Поэтому если подобное право узурпирует политическая партия или правительство, решающее, какой экономический уклад, какое политическое устройство, какой распорядок жизни лучше всего подходит народу, такое общество нельзя считать демократическим.

Демократия — одна из древних форм власти в общинно-родовом строе, старейшина избирался добровольно. Он выдерживал конкурс, должен был обладать красноречием, физической силой, мудростью, отвагой, честностью. Принимая решение, вождь опирался на мнение совета общины, выражавших волю большинства.

При демократии к подчиненным прислушиваются, их привлекают к управлению, вознаграждают, раздают почести и звания, с ними заигрывают, их ублажают. Это происходит неслучайно. Источником власти при демократии выступает мнение народных масс, проявляющих добровольное подчинение, уважение к своим правителям. Правитель является не только авторитетным лидером для населения, но также гарантом его прав и свобод. Демократический правитель нуждается в поддержке снизу, поэтому постоянно привлекает рядовых граждан к участию в управлении государством либо непосредственно, либо через народных избранников-депутатов. Напротив, диктатор, если он пришел к власти без помощи народа и вопреки его воле, держится на грубой силе и страхе. Ему нет нужды привлекать массы к управлению государством. Такое участие даже опасно для него.

Демократия — это процесс, в ходе которого люди свободно выбирают козла отпущения.
Лоренс Питер

Демократическую и диктаторскую власть подданные защищают по-разному — в первом случае добровольно, во втором — принудительно.

Когда 300 спартанцев погибли у Фермопил, они фактически защищали не только родину, но и власть избранных ими правителей. Но защищать тирана, ничего не давшего народу, люди вряд ли будут по собственной воле. Так происходило в большинстве исторических случаев. Однако есть исключения. Б годы Великой Отечественной войны советские солдаты шли в бой с возгласами: «За Родину, за Сталина!» Правда, и гитлеровцы шли в бой добровольно, считая, что вершат правое дело фюрера. В таком случае говорят о том, что правитель страны, хотя он и диктатор, обладает харизмой — особым личным авторитетом.

В демократическом обществе политики, рвущиеся к власти, всячески угождают народу, стремясь заручиться на выборах его поддержкой. Если такого заигрывания нет, то нет и демократии. Заигрывание означает, что право решающего голоса передано народным массам. Другое дело, что политики хитрят, выдавая за мнение широких народных масс мнение группы, партии, просто своих приверженцев, покупая прессу или голоса избирателей, придумывая иные способы обхода закона. Но сам факт заигрывания свидетельствует о том, что в данном обществе, пусть всего лишь формально, решающий голос принадлежит народу. Его, этот голос, доискиваются, за него борются, его домогаются. Значит, он для политиков очень важен.

Разумеется, между формальней и реальней демократиями пролегает целая пропасть. Устройство древних Афин и современной Америки мы можем называть демократией. В этот ряд можно причислить еще около 20—30 стран. Но и только. И это за всю человеческую историю и по всем континентам! Отсюда можно заключить лишь одно: реальная демократия — крайне редкий продукт человеческой деятельности. Она — не менее, а может быть гораздо более дефицитное благо, нежели власть, деньги, престиж и т. д.

Гораздо больше подделок под демократию. Их можно называть формальной, мнимой, иллюзорной демократией. Суть дела от этого не меняется. Но важно отметить вот что. Обычно подделывают товар только престижной фирмы, только то, что ценится выше всего и пользуется огромной популярностью. Не было еще ни одной страны и ни одной исторической эпохи, где и когда народ не желал бы демократии, предпочитая ей все другие формы устройства. Даже стремление к «сильной руке», спровоцированное тем беспорядком, который в данный момент царит в обществе, или к священной монархии, скажем во времена египетских фараонов, объясняется все тем же — желанием народа получить сильного правителя, который устроил бы им сытную и достаточно свободную жизнь. Правителя, который не остается глух к чаяниям и потребностям простого народа, одергивает чиновников, узурпирующих право народа участвовать в управлении государством и заниматься свободной хозяйственной жизнью.

Поддерживать свою власть демократия может:

  • на основе добровольного авторитета, т. е. уважения граждан к органам власти;
  • с использованием силы, например по отношению к преступникам, нарушающим принятые большинством народа законы, а также для защиты от внешних врагов.

Напротив, источником установления, а позже и поддержания диктатуры выступает сила. Диктатура чаще всего не выражает свободное волеизъявление народа. Она создается как узаконенная сила одиночки или небольшой группы олигархов.

И к демократии, и к диктатуре применимо выражение «сильная власть». И в том и в другом случае эта сила узаконена, т. е. опирается на конституцию. Но при демократии верховный закон государства принимается по воле и для защиты интересов народа, а во втором — без согласия народа и против его интересов. Массовые репрессии, которые практиковались и практикуются в диктатурах, доказывают, что власть здесь направлена против интересов народа.

Демократия — это теория, согласно которой простые люди знают, чего хотят, н должны получить это без всякого снисхождения.
Генри Лупе Менкен

Если власть проявляет слабость и позволяет нарушать законы всем кому не лень, то в стране воцаряются произвол и анархия, растут преступность и коррупция, вслед за которыми часто утверждается силовой режим правления, например диктатура. Слабая власть существует и при демократии, и при диктатуре.

Правление Гитлера и Сталина расценивается историками как диктаторский режим. Иначе его именуют силовым режимом. Он был узаконен конституцией, т. е. являлся законной властью. Его нельзя считать демократическим, хотя власть Гитлера и Сталина опиралась на поддержку широких масс населения. Их режим власти позволил стабилизировать экономику, покончить с преступностью и безработицей, создать мощные вооруженные силы. Однако естественные и политические права граждан такой режим не соблюдал. В концентрационных лагерях томились сотни тысяч интеллигентов и простых людей, не согласных с диктатурой. Режимы власти Гитлера и Сталина на десятки лет затормозили политический прогресс, развитие свободы и прав человека, демократических институтов власти. Люди подчинялись власти из-за страха, но не по доброй воле. Обе диктатуры удовлетворяли низшие потребности людей в еде и крыше над головой, но совершенно не удовлетворяли высшие — социальные, политические, духовные. Настоящей демократией стоит называть только такой политический режим, который позволяет удовлетворять и низшие, и высшие потребности человека.

Источник: 
Кравченко А. И., Политология: учебник. - Москва: Проспект, 2011.-448 с.
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.