Принципы разделения власти

Разделение властей — это теоретическая доктрина и реальная практика разделения власти между несколькими политическими институтами. Суть разделения заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

Попытки разделения властей или ограничения власти суверена предпринимались еще в античных государствах. В Средние века во многих европейских странах власть была поделена между государством и церковью.

В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Он считал, что народ является высшей властью и с помощью общественного договора учреждает государство и передает власть правителям, которые делят власть на законодательную и исполнительную.

Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»). По его мнению, для ограничения злоупотреблений властью и установления верховенства закона власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей был реализован при образовании США и закреплен в Конституции страны 1787 г. Суть этого принципа заключается в том, что политическая власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти является относительно независимой и выполняет свою специфическую функцию. Однако это не простое распределение функций между различными звеньями государственного аппарата, а создание трех относительно независимых сфер властвования со своими особыми структурами.

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления. Законодательную власть в республике осуществляет парламент, избираемый гражданами на определенный срок, исполнительную власть — правительство, которое формирует либо президент (в президентской республике), либо парламент (в парламентской республике), судебную власть — органы судебной системы. В функции судебной власти входит не только осуществление правосудия, но и контроль за соблюдением законов исполнительной и законодательной ветвями власти, а также защита прав граждан.

Для того чтобы одна ветвь власти не посягала не прерогативы другой, пределы компетенции каждой из ветвей детально расписаны и закреплены законодательно, например в конституции. Таким образом, создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.

Ключевые слова: Власть
Источник: Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Материалы по теме
Реформа политической власти в РФ 2004 г.
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Виды и формы власти
Менеджмент. Учебное пособие
Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. — 3-е изд.,...
Современные теоретические трактовки политической власти
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Система федеральных органов исполнительной власти
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс...
Виды власти в группе
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Реформирование политической власти в России 2008-2010 гг.
Исаев Б., Баранов Н., Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. —...
Лидерство, руководство, власть
Андреева И.В., Социальная психология
Оставить комментарий