Принципы разделения власти

Разделение властей — это теоретическая доктрина и реальная практика разделения власти между несколькими политическими институтами. Суть разделения заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

Попытки разделения властей или ограничения власти суверена предпринимались еще в античных государствах. В Средние века во многих европейских странах власть была поделена между государством и церковью.

В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Он считал, что народ является высшей властью и с помощью общественного договора учреждает государство и передает власть правителям, которые делят власть на законодательную и исполнительную.

Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»). По его мнению, для ограничения злоупотреблений властью и установления верховенства закона власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип разделения властей был реализован при образовании США и закреплен в Конституции страны 1787 г. Суть этого принципа заключается в том, что политическая власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти является относительно независимой и выполняет свою специфическую функцию. Однако это не простое распределение функций между различными звеньями государственного аппарата, а создание трех относительно независимых сфер властвования со своими особыми структурами.

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления. Законодательную власть в республике осуществляет парламент, избираемый гражданами на определенный срок, исполнительную власть — правительство, которое формирует либо президент (в президентской республике), либо парламент (в парламентской республике), судебную власть — органы судебной системы. В функции судебной власти входит не только осуществление правосудия, но и контроль за соблюдением законов исполнительной и законодательной ветвями власти, а также защита прав граждан.

Для того чтобы одна ветвь власти не посягала не прерогативы другой, пределы компетенции каждой из ветвей детально расписаны и закреплены законодательно, например в конституции. Таким образом, создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.

Источник: 
Основы социологии и политологии - Козырев Г.И - Учебник для ссузов - 2008 - 240
Темы: 
Материалы по теме
Принципы организации и функционирования политической власти
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Теория элиты
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Психологическая концепция власти
Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / А. А. Горелов. — М.: Эксмо, 2009. — 256...
Исторические модели взаимоотношений власти и человека
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Понятие власти
Поздняков Э. А. - Философия государства и права - 2016
Распределение и разделение власти
Сморгунов Л. В., Сравнительная политология: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения...
Власть и влияние в современной организации
Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. :...
Влияние и власть в организациях
Чередниченко И.П., Тельных Н.В. - Психология управления
Оставить комментарий