Принцип доминирования потребностей

Поведение человека в данный момент определяет потребность, обладающую наибольшей силой. Об этом писал А. Маслоу, построивший иерархию потребностей. Их можно расположить в виде пирамиды, а можно так, как показано на рисунке.


Физиологические потребности занимают высшую ступень иерархии, потому что они обладают наивысшей силой, до тех пор пока не удовлетворены. Это базисные для выживания человека потребности в еде, одежде, убежище. Пока они не удовлетворены в той степени, в какой создают приемлемый комфорт для нашего тела, вся или почти вся человеческая деятельность направлена на их удовлетворение. Иначе говоря, пока человек голоден, ему холодно и нет приличного жилища, он думает только об этом и ни о чем другом.

Что случается с нашей мотивацией, когда потребности первого уровня удовлетворены? Доминировать начинают потребности следующей ступени — в безопасности. Они превращаются в мотива-горы. Как только они удовлетворены, силу обретают следующие потребности.


Удовлетворение потребности в безопасности — древнейшее занятие, с которого начинается человеческая история и культура. Обезьяна впервые взяла в руки палку не в качестве орудия труда, а в качестве оружия обороны. У наших предков было слишком много конкурентов в борьбе за пищу. Поначалу питаясь падалью — тем, что оставалось после охоты крупных животных, предлюди вынуждены были прежде всего обороняться от других живых существ, стремившихся удовлетворить ту же самую биологическую потребность.

Превращение оружия в орудие — это уже второй акт исторической драмы становления общественного труда. По времени, возможно, он был продолжительнее первого.

В каком-то смысле и орудие труда можно рассматривать как оружие, т. е. как средство удовлетворения потребности в безопасности. Действительно, запасы мяса или зерна, подготавливаемые при помощи орудий труда, гарантировали безопасность человеческого существования.

Второе крупное изобретение — «приручение» огня. Для чего он понадобился человеку? Вряд ли для того, чтобы поджаривать мясо. освещать жилище, согревать тело или плавить металл. Во всяком случае, не с самого начала. Все это появилось позже.

А вначале была защита от более сильных хищников. Только огонь выручил первобытных людей и позволил им выжить в конкурентной борьбе. В ночной тьме огонь представлял единственную точку безопасности. Итак, благодаря овладению огнем человек выделился из мира животных, сам еще будучи по существу животным. Позже огонь превратился в символ преодоления дикости и ужаса первобытной жизни. По мнению ученых, употребление огня является началом культуры.

Потребность в безопасности важна, когда человек испытывает страх перед физической опасностью или лишения, блокирование физиологических потребностей. Другими словами, это потребность в самосохранении и уверенности в будущем. Человек хочет сохранить собственность или работу и тем самым обеспечить себя пропитанием и жильем на ближайшее будущее. Но пока он не уверен в завтрашнем дне, другие потребности для него не значимы.


Когда доминируют социальные потребности, человек стремится к общению с другими, объединению и т. д. Будучи принятым в коллектив или группу единомышленников, индивид стремится удовлетворить следующий уровень потребностей — в самооценке и признании с их стороны. Кое-кто не останавливается на том и требует больше — не только признания, но и уважения. Позже возникает потребность в чем-то еще большем — в престиже, власти и контроле за другими. Одни чувствуют свое превосходство и возросшую способность влиять на все, что происходит вокруг. Они чувствуют, как другие зависят от них. Но у других не выходит то. что получилось у первых. И вместо конструктивного поведения у них возникает деструктивное. Когда служащий не встречает признания своего вклада со стороны руководителя, он становится агрессивным, скрытным, подбивает товарищей к сговору, не подчинятся приказам и нарушает нормы. Такое поведение называется безответственным, иррациональным. Его причины — в неудовлетворении потребностей в оценке.


Потребность в самореализации — это потребность реализовать свой потенциал, все, на что способен: музыкант должен играть музыку, поэт — писать стихи, профессор — учить. Маслоу сказал: «То, чем человек может быть, этим он должен стать». Ее реализуют разными путями: один стремится быть идеальным отцом, другой — эффективным менеджером, третий — спортсменом.

Самореализация — воплощение того, что наиболее важно для человека. Способы самореализации меняются в течение жизни.

Иерархия потребностей Маслоу — это идеальный тип. В реальной жизни присутствуют его бесчисленные двойники, чаще всего не похожие на оригинал. Так, Махатма Ганда, лидер индийского народа, часто приносил в жертву свои низшие потребности во имя высших целей: неделями он голодал в знак протеста против чинимой несправедливости. Он стремился реализовать сразу высшую потребность — в самореализации, в то время как все другие были не удовлетворены.


В реальной жизни большинство людей склонны лишь частично удовлетворять каждую потребность, частично они остаются неудовлетворенными. Обычно они заботятся об удовлетворении физиологических и потребности в безопасности, нежели потребности социальной, оценки и самореализации.

Для проверки эмпирической обоснованности теории Маслоу проведены сотни конкретных исследований, но ни одно из них прямого подтверждения идеи не дало. Являясь теоретической идеализацией поведения индивида, данная концепция не имеет и в принципе иметь не может эмпирически проверяемых, следствий. Отчасти и сам Маслоу осознавал значительные ограничения своей теории, поскольку в реальности действия человека являются результирующей не одной, а одновременно нескольких потребностей. При этом проследить вклад каждой из них невозможно, ибо они представляют собой единое целое, а не разрозненную сумму. Такое целое — эффект новой качественной связи, которая обладает силой реальной потребности, но эмпирически не фиксируется.

Темы: Потребности
Источник: Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Материалы по теме
Мотив как объект, отвечающий за потребности человека
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Физиологические потребности
Батуев А.С., Высшая нервная деятельность. Учебник для вузов
Потребности и потребительская мотивация в рекламе
Психология рекламы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов / Л.В. Лебедева. — М.:...
Классификация потребностей и мотивов
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Потребность как необходимость
Мотивация и мотивы, Ильин Е.П
Экономические потребности и их классификация. Закон Энгеля
Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — 4-е изд., стереотип.
ERG-теория Альдерфера
Менеджмент. Учебное пособие
Потребность как состояние
Мотивация и мотивы, Ильин Е.П
Оставить комментарий