Принцип доминирования потребностей

Поведение человека в данный момент определяет потребность, обладающую наибольшей силой. Об этом писал А. Маслоу, построивший иерархию потребностей. Их можно расположить в виде пирамиды, а можно так, как показано на рисунке.

Физиологические потребности занимают высшую ступень иерархии, потому что они обладают наивысшей силой, до тех пор пока не удовлетворены. Это базисные для выживания человека потребности в еде, одежде, убежище. Пока они не удовлетворены в той степени, в какой создают приемлемый комфорт для нашего тела, вся или почти вся человеческая деятельность направлена на их удовлетворение. Иначе говоря, пока человек голоден, ему холодно и нет приличного жилища, он думает только об этом и ни о чем другом.

Что случается с нашей мотивацией, когда потребности первого уровня удовлетворены? Доминировать начинают потребности следующей ступени — в безопасности. Они превращаются в мотива-горы. Как только они удовлетворены, силу обретают следующие потребности.

Удовлетворение потребности в безопасности — древнейшее занятие, с которого начинается человеческая история и культура. Обезьяна впервые взяла в руки палку не в качестве орудия труда, а в качестве оружия обороны. У наших предков было слишком много конкурентов в борьбе за пищу. Поначалу питаясь падалью — тем, что оставалось после охоты крупных животных, предлюди вынуждены были прежде всего обороняться от других живых существ, стремившихся удовлетворить ту же самую биологическую потребность.

Превращение оружия в орудие — это уже второй акт исторической драмы становления общественного труда. По времени, возможно, он был продолжительнее первого.

В каком-то смысле и орудие труда можно рассматривать как оружие, т. е. как средство удовлетворения потребности в безопасности. Действительно, запасы мяса или зерна, подготавливаемые при помощи орудий труда, гарантировали безопасность человеческого существования.

Второе крупное изобретение — «приручение» огня. Для чего он понадобился человеку? Вряд ли для того, чтобы поджаривать мясо. освещать жилище, согревать тело или плавить металл. Во всяком случае, не с самого начала. Все это появилось позже.

А вначале была защита от более сильных хищников. Только огонь выручил первобытных людей и позволил им выжить в конкурентной борьбе. В ночной тьме огонь представлял единственную точку безопасности. Итак, благодаря овладению огнем человек выделился из мира животных, сам еще будучи по существу животным. Позже огонь превратился в символ преодоления дикости и ужаса первобытной жизни. По мнению ученых, употребление огня является началом культуры.

Потребность в безопасности важна, когда человек испытывает страх перед физической опасностью или лишения, блокирование физиологических потребностей. Другими словами, это потребность в самосохранении и уверенности в будущем. Человек хочет сохранить собственность или работу и тем самым обеспечить себя пропитанием и жильем на ближайшее будущее. Но пока он не уверен в завтрашнем дне, другие потребности для него не значимы.
Когда доминируют социальные потребности, человек стремится к общению с другими, объединению и т. д. Будучи принятым в коллектив или группу единомышленников, индивид стремится удовлетворить следующий уровень потребностей — в самооценке и признании с их стороны. Кое-кто не останавливается на том и требует больше — не только признания, но и уважения. Позже возникает потребность в чем-то еще большем — в престиже, власти и контроле за другими. Одни чувствуют свое превосходство и возросшую способность влиять на все, что происходит вокруг. Они чувствуют, как другие зависят от них. Но у других не выходит то. что получилось у первых. И вместо конструктивного поведения у них возникает деструктивное. Когда служащий не встречает признания своего вклада со стороны руководителя, он становится агрессивным, скрытным, подбивает товарищей к сговору, не подчинятся приказам и нарушает нормы. Такое поведение называется безответственным, иррациональным. Его причины — в неудовлетворении потребностей в оценке.
Потребность в самореализации — это потребность реализовать свой потенциал, все, на что способен: музыкант должен играть музыку, поэт — писать стихи, профессор — учить. Маслоу сказал: «То, чем человек может быть, этим он должен стать». Ее реализуют разными путями: один стремится быть идеальным отцом, другой — эффективным менеджером, третий — спортсменом.

Самореализация — воплощение того, что наиболее важно для человека. Способы самореализации меняются в течение жизни.

Иерархия потребностей Маслоу — это идеальный тип. В реальной жизни присутствуют его бесчисленные двойники, чаще всего не похожие на оригинал. Так, Махатма Ганда, лидер индийского народа, часто приносил в жертву свои низшие потребности во имя высших целей: неделями он голодал в знак протеста против чинимой несправедливости. Он стремился реализовать сразу высшую потребность — в самореализации, в то время как все другие были не удовлетворены.

В реальной жизни большинство людей склонны лишь частично удовлетворять каждую потребность, частично они остаются неудовлетворенными. Обычно они заботятся об удовлетворении физиологических и потребности в безопасности, нежели потребности социальной, оценки и самореализации.

Для проверки эмпирической обоснованности теории Маслоу проведены сотни конкретных исследований, но ни одно из них прямого подтверждения идеи не дало. Являясь теоретической идеализацией поведения индивида, данная концепция не имеет и в принципе иметь не может эмпирически проверяемых, следствий. Отчасти и сам Маслоу осознавал значительные ограничения своей теории, поскольку в реальности действия человека являются результирующей не одной, а одновременно нескольких потребностей. При этом проследить вклад каждой из них невозможно, ибо они представляют собой единое целое, а не разрозненную сумму. Такое целое — эффект новой качественной связи, которая обладает силой реальной потребности, но эмпирически не фиксируется.

Источник: 
Кравченко А. И., Общая психология : учебное пособие. - Москва : Проспект. 2011.-432с.
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.