Приемы управления памятью

Память составляет основу познания мира человеком. По признанию С. Рубинштейна, отсутствие памяти превратило бы его в «существо мгновения». К счастью, память поддается тренировке. Психологическая практика располагает целой системой управления памятью, объединяющей отдельные приемы совершенствования памяти в серьезные эффективные технологии. Все они базируются на законах памяти.

Под управлением памятью понимаются целенаправленные усилия по улучшению ее характеристик. Процессы управления включают воздействия на объективные и субъективные факторы. Объективные факторы управления: окружающая обстановка, характер запоминаемого материала (его логичность, связность, наглядность и внешняя доступность), фармакологические средства, электрические, электромагнитные и акустические воздействия. Субъективные факторы управления: различного рода подсказки, психологические установки, мотивация, индивидуализированные приемы запоминания, физическое и психическое состояния человека.

Представление о сущности подсказок можно получить, если вспомнить драматическую школьную ситуацию: отвечающий у доски ученик забыл фрагмент задания. И тут с последней парты ему приходит помощь, незаметно для учителя открывают страницу с данным фрагментом. Конечно расстояние не позволяет прочесть материал, но в памяти ученика все равно восстанавливается содержание.

Без подобных подсказок невозможно обеспечить доступ в хранилище информации. Порой эти подсказки не осознаются в полной мере человеком порой же ему приходится сознательно искать их.

Каждый, очевидно, оказывался в такой ситуации во время напряженно подготовки к экзамену неожиданно возникает потребность в какой-то вещи. Которая находится в соседней комнате. Занятый, прежними мыслями, студент направляется в другую комнату. Но, оказавшись в ней, забывает, зачем пришел сюда. Мудрая мама дает совет: "Вернись назад, вспомнишь!" И это, действует.

Прием подсказок эффективно используется в практике работы следователя. Чтобы активизировать процесс воспроизведения информации у следователя, он обращается к ситуационным деталям происшествия: начался ли дождь до и после происшествия, в каком направлении шла электричка по соседнему пути, какие запахи ощущались, во что были одеты прохожие и т.д.

Следовательно, для воспроизведения забытой информации полезно перенестись в ту среду где эта информация «родилась». В житейской интерпретации этот вывод звучит по-другому: «дома и стены помогают». В привычной обстановке скорость пронесся воспроизведения информации увеличивается.

Характеристики памяти можно существенно улучшить, если сформировать себе соответствующую цель и установку на запоминание информации с той или иной детальностью (последнее очень важно).

Процессы памяти улучшаются при включении их непосредственно в деятельность. Как говорится, память развивается только под «нагрузкой»: чтобы научиться петь, надо... петь. И чем выше уровень самостоятельности в процессе деятельности, тем быстрее развивается память.

Чем выше мотивирована деятельность, тем прочнее запоминание. Именно отсутствием связи с активной повседневной деятельностью объясняется явление «студенческого парадокса», когда буквально на следующий день после сдачи экзамена от накопленных перед этим знаний по предмету остаются... одни слабые воспоминания.

Интересный материал, вызывая положительные эмоции, способствует запоминанию. Эмоциональная раскраска информации (юмористическая, драматическая) улучшает ее запоминание. По словам французского писателя А. Ривароля, память повинуется сердцу. Поэтому не следует браться за дело с негодованием или отвращением. Надо искренне полюбить его.

Чем сильнее материал осмыслен логически, тем его легче запомнить. В этой связи запоминание информации, состоящей из бессвязных фрагментов, следует организовать так, чтобы в ней появились условные логические связи. Так, в наборе бессвязных слов можно каждое из них увязать по смыслу единой мыслью, использовать мнемонические средства.

Запоминание оказывается более эффективным при структурировании информации на относительно законченные фрагменты (по схеме «дерево») и их повторении в течение «растянутого» времени (повторять предпочтительнее не подряд все сразу, а по отдельным фрагментам или в совокупности в течение нескольких отрезков времени - часов, дней).

Существенную помощь оказывает прием реферирования материала с выделением в нем главных мыслей и опорных пунктов.

Для лучшего запоминания можно использовать прием сопровождения фрагментов информации конкретными примерами или их сравнения между собой. Существенный эффект - в вербальном сопровождении («озвучивании») запоминаемого материала.

Перед ответственным мероприятием, требующим воспроизведения материала (экзамен, публичное выступление и др.), сразу после запоминания следует отходить к ночному сну. Установлено, что воспроизведение менее эффективно, если ему предшествует продолжительное бодрствование. Сон же снижает негативное влияние феномена интерференции информации.

Конечно же, весьма эффективным приемом запоминания информации является повторение. При этом следует учитывать, что:

  • запоминание информации происходит неравномерно, ступенчато (в частности, трудный материал вначале запоминается плохо, затем лучше; простой материал, наоборот, поддается запоминанию вначале легче, затем труднее);
  • материал лучше повторять фрагментами (по логически осмысленным частям), чем все подряд и без перерыва.

Число повторений материала не компенсирует слабого внимания к нему. При этом:

  • первый раз повторить заученный материал рекомендуется через 30-40 мин после его восприятия;
  • в первые дни повторение должно быть чаще, чем в последующие;
  • несколько десятков повторений в течение месяца небольшими фрагментами продуктивнее, чем сотни повторений в день материала в целом;
  • повторение материала наиболее эффективно при отходе к ночному сну, когда события ушедшего дня перестают «напирать» друг на друга.

Полезно знать и учитывать в повседневных беседах, что:

  • человек, как правило, высказывает 80% из того, что намерен сообщить, а собеседники воспринимают из этого лишь 70%, понимают - 60, в памяти же остается от 10 до 25%;
  • «средний» человек удерживает в памяти не более четверти того, что было сказано ему лишь пару дней назад;
  • память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит, и 10% из того, что слышит;
  • лучше всего память работает между 8-12 ч утра и после 21 ч вечера, хуже всего - сразу после обеда.

Главное условие эффективности любых приемов управления памятью - их индивидуализация. Все приемы, методы и технологии «заиграют» лишь в том случае, когда они соответствуют индивидуально-личностным характеристикам человека, идут в направлении его темперамента и характера, профессиональных интересов.

Ключевые слова: Память
Источник: Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.
Материалы по теме
Расстройства памяти: какие есть виды
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Стадии фиксации памяти
...
Память человека
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
История изучения памяти
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Развитие памяти у дошкольников
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Произвольная и непроизвольная память
Тертель А.Л., Психология. Курс лекций
Вытеснение и процессы памяти
Фрустрация, психологическая самозащита и характер. Том 2. Защитные механизмы, самосознание...
Временная организация памяти
...
Оставить комментарий