Приемы эффективной аргументации

→ Проявляйте эмоции
Эмоциональность – важнейшее качество публичного выступления. Показывайте аудитории, что Вас волнует то, о чем Вы рассказываете, и Вы действительно хотите донести свою обеспокоенность до слушателей. Эмоция в публичном выступлении – очень сильное риторическое средство, на которое слушатели легко отзываются, поэтому внимание оратору будет обеспечено.

Необходимо иметь в виду, что эмоциональная речь, эмоциональный нажим на аудиторию или отдельного слушателя часто оказываются эффективнее логической рациональной аргументации.

Некий французский аристократ никак не мог понять из объяснений своего преподавателя, почему сумма углов треугольника равна двум прямым углам. Наконец преподаватель воскликнул:
– Я клянусь Вам, Ваше высочество, что она им равна!
– Почему же Вы мне сразу не объяснили столь убедительно? – спросил аристократ.

Однако не стоит забывать, что эмоциональность оратора должна быть сдержанной.
→ Обращайтесь к жизненно важным для слушателей фактам
→ Старайтесь показать реальную пользу для слушателей от своих предложений или информации
Выступая перед любой аудиторией, старайтесь объяснить слушателям, почему именно Ваша информация важна для них. Покажите им реальную пользу от своих предложений или идей, объяснив, что слушатели смогут сделать или получить, вплоть до деталей.

• Это поможет вам обрести здоровье…
• Я научу вас …
• Вы узнаете сегодня, как можно… и т. д.

→ Персонифицируйте свои идеи
Называйте имена тех, кто поддерживает какую-либо точку зрения, высказывайте собственное личное мнение.
→ Будьте лаконичны
Краткие выступления хорошо запоминаются и кажутся аудитории более компетентными. «В хорошем рассказе, как и на военном корабле, не должно быть ничего лишнего», – писал А. Чехов. Лаконизм выступления достигается за счет тщательного отбора материала.
→ Предупреждайте возражения
Для того чтобы избежать нежелательных вопросов и предупредить возражения, оратору следует самому изложить их заранее и дать на них ответы.

• Здесь обычно возражают, что…
• Я знаю, мне могут возразить, что…
• И т. д.

Произнеся подобную фразу, изложите свое понимание проблемы, и последнее слово останется за Вами. Сначала приведите чужую точку зрения, а потом свою.

Пример
Выступление на совещании. Я считаю, что в первую очередь нам необходимо разработать долгосрочную программу развития нашего предприятия. Конечно, мне могут возразить, что в условиях нестабильной экономики это сделать невозможно, но…

→ Ссылайтесь на мнение авторитетов
Цитируйте мнения авторитетных для аудитории людей.
→ Используйте цифры
Статистические данные, цифровой материал способны убедить любую аудиторию.

Правила использования цифровых данных в устном выступлении
→ Убедительны только краткие цифровые данные.
→ Статистические данные следует представлять в сравнении или в пропорции.
→ Цифры лучше округлять.
→ Точно указывать источник статистических данных.
→ Вместо точного количества километров, кубометров и населения предлагать наглядные сравнительные данные.
→ Не представлять длинные ряды цифр.

Пример
• Вместо фразы: «В 1920 году покупательная способность доллара по отношению к 1926 году, принятому за единицу, была 0,648, а в 1940 году – 1,272» следовало сказать: «В 1940 году на доллар можно было купить вдвое больше, чем в 1920».
• По площади, как Москва…
• Население в три раза больше, чем в Петербурге…
• Такого количества газа нашему дому хватит на 2,5 года…

→ Опирайтесь на наглядность
Известно, что около 80 % информации человек получает через зрение. Этим объясняется важнейшая роль зрительной стороны восприятия устного выступления. Около 20 % информации усваивается аудиторией только благодаря аудиовизуальным приемам (слайдам, графикам, флип-чартам, видеоматериалам и др.).

→ Используйте юмор
Юмор любит любая аудитория. Шутки хорошо запоминаются, они поднимают престиж оратора, располагают к нему аудиторию, снимают усталость и напряжение. Лучший юмор в публичном выступлении – свой собственный. Конечно, можно воспользоваться и чужим, не забыв, однако сослаться на его автора. Поднять настроение аудитории могут шутливые замечания оратора по поводу местных условий или особенностей ситуации выступления, или замечаний предыдущих ораторов. Хорошо воспринимаются шутки оратора в свой адрес – это всегда располагает к нему аудиторию.

Правила смешных историй
→ Рассказывайте только то, что хорошо знаете.
→ Ваша шутка должна быть понятна всем присутствующим.
→ Шутка должна развивать тему Вашей речи.
→ Шутка должна быть короткой.
→ Рассказывая шутку или анекдот, нельзя путаться или сбиваться.
→ Не пользуйтесь старыми остротами, чтобы не услышать в ответ: «Старо!»
→ Выступая перед большой аудиторией, избегайте пикантных шуток и подробностей.
→ Не делайте больших пауз для смеха.
→ Шутка всегда должна быть неожиданной для аудитории.

Источник: 
Лешутина И.А., Риторика