Приемка, хранение, подготовка товаров к продаже

Приемка товаров является важной операцией торгового предприятия. Ее организация должна обеспечивать максимально сжатые сроки с минимальными потерями и при полном сохранении качества товара.
При приемке товара в магазинах могут применяться различные виды оборудования: погрузочно-разгрузочное (тележки, гидравлические подъемники), весовое (весы механические и электронные, весы для фасовки и маркировки товара и т.д.), а также вспомогательное (сканеры для считывания штриховых кодов, калькуляторы и др.)
Приемка товаров в магазине включает в себя следующие операции:
• проверку транспортного средства и сопроводительных документов;
• проверку количества поступивших товаров;
• проверку качества и комплектности товаров;
• документальное оформление приемки;
• принятие товаров на учет.

Принимая товар, работники магазина должны проверить наличие на транспортных средствах или на контейнерах пломб отправителя, их исправность, оттиски на пломбах, состояние транспортного средства или контейнера, наличие защитной маркировки груза, а также исправность тары.
Затем проверяют транспортные и сопроводительные документы на соответствие характеристик (наименования, количества, цены и др.) данным транспортных и сопроводительных документов. Транспортным документом является товарно-транспортная накладная. К сопроводительным документам относятся товарная накладная, счет, счет-фактура, а также некоторые другие документы, перечень которых зависит как от особенностей поступившего товара, так и от способа его доставки.
Если поступивший товар не имеет сопроводительных документов, то материально ответственные лица проверяют его по фактическому наличию и составляют соответствующий акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика. Акт составляют в трех экземплярах. Товары, поступившие таким образом, принимаются материально ответственными лицами на ответственное хранение до получения сопроводительного документа и оприходования товара. Получатель имеет право взыскать с поставщика штраф за несвоевременную выписку документов.
При поступлении в магазин товаросопроводительных документов материально ответственные лица сверяют данные составленного ими акта с данными сопроводительных документов.
В ходе приемки необходимо проверить наличие на упаковке товаров и в сопроводительных документах информации о сертификации (для товаров, подлежащих обязательной сертификации) и сроках годности (для товаров, у которых этот срок должен быть установлен обязательно).
Не подлежат приемке товары с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующие требованиям к качеству, стандартам.
Существуют такие специфические товары, как, например, алкоголь, у которого цикл предпродажной подготовки весьма сложен и длителен. Так, при поступлении на склад новой партии необходимо проверить подлинность акцизной марки, сертификаты, таможенные документы и пр.
Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется материально ответственными лицами в соответствии с договором поставки или купли-продажи товаров. Актирование недостач, недоброкачественности, недостатков маркировки, составление и предъявление претензий поставщикам проводятся в порядке и в сроки, предусмотренные договором. Если в договоре будет указано, что приемка должна соответствовать какому-либо из перечисленных документов, то ее проводят на основе содержащихся в них инструкций.
Рассмотрим рекомендательные правила приемки, предусмотренные в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (№ П-6) и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (№ П-7).

Проверка количества поступивших товаров
Приемку товаров по количеству производят путем сопоставления данных сопроводительных фактов (счетов-фактур, товарно-транспортных накладных, спецификаций, упаковочных ярлыков, описей и др.) с фактическим наличием товаров.
Указанная проверка может быть выборочной или сплошной. Выборочная (частичная) проверка количества продукции с распространением результатов проверки какой-либо части продукции на всю партию допускается, когда это предусмотрено стандартами, техническими условиями, иными обязательными правилами или договором.
Технология и сроки приемки товаров по количеству определяются местом приемки и состоянием тары.
Приемка может быть осуществлена:
• при централизованном способе доставки товара — на складе получателя;
• при децентрализованном способе доставки товара, если тара отсутствует или повреждена — на складе поставщика;
• при доставке и выдаче продукции органом железнодорожного, водного, воздушного или автомобильного транспорта и при условии, если тара отсутствует или тара неисправная, — в месте вскрытия опломбированных или в месте разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров или на складе органа транспорта; в случае расхождений составляется коммерческий акт.

Во всех случаях, когда при приемке груза от транспортных организаций устанавливают повреждение или порчу груза, несоответствие наименования и веса груза или числа мест данным, указанным в транспортном документе, а также во всех иных случаях, когда это предусмотрено правилами, действующими на транспорте, получатель обязан потребовать от транспортной организации составления коммерческого акта (отметки на товарно-транспортной накладной или составления акта — при доставке груза автомобильным транспортом).
Тара может быть:
• исправная;
• поврежденная (со следами вскрытия, подмоченная и т.д.);
• тара отсутствует.
Порядок и сроки приемки товара по количеству в торговом предприятии в исправной таре
Если товар пришел в исправной таре, то он принимается в два этапа. На первом этапе, в момент поступления товара в магазин проверяют вес брутто и число тарных мест. Если оно не соответствует документам, то извещается поставщик и вопросы по недостаче тарных мест решаются с ним.
Второй этап: не позднее 24 ч (по скоропортящимся товарам) и 10 дней (по нескоропортящимся товарам) с момента поступления товар принимается по весу нетто или по числу товарных единиц внутри тарных мест.
Для районов Крайнего Севера, отдаленных районов и других районов досрочного завоза установлены более продолжительные сроки приемки товаров по количеству. Так, приемка непродовольственных товаров проводится не позднее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся) — не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров — не позднее 48 ч после поступления.
Если при приемке продукции выявлено несоответствие веса брутто отдельных мест весу, указанному в транспортных или сопроводительных документах либо на трафарете, либо числу товарных единиц внутри тарного места, то получатель не должен производить вскрытие тары и упаковки.
Действия материально ответственных лиц при обнаружении недостачи:
• магазин должен дальнейшую приемку приостановить;
• поместить товар на ответственное хранение;
• поступившую партию товара следует хранить отдельно от имеющихся в магазине материальных ценностей и обеспечить ее полную сохранность;
• о выявлении недостачи составить акт за подписями лиц, принимавших товар;
• вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя одногород-него1 отправителя, а если продукция получена в оригинальной упаковке либо в нарушенной таре изготовителя, не являющегося отправителем, — представителя одногороднего изготовителя.
Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) вызывается в случаях, предусмотренных в договоре. В этих случаях иногородний отправитель (изготовитель) обязан не позднее чем на следующий день после получения вызова получателя сообщить телеграммой или телефонограммой, будет ли им направлен представитель для участия в проверке количества продукции. Неполучение ответа на вызов в указанный срок дает право получателю осуществить приемку продукции до истечения срока, установленного для явки представителя отправителя (изготовителя).
Представитель одногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящейся продукции — в течение 4 ч после получения вызова.
Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее чем в 3-дневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если другой срок не предусмотрен в иных обязательных правилах или в договоре.
Представитель отправителя (изготовителя) должен иметь документ на право участия в приемке продукции у получателя.
При неявке представителя отправителя (изготовителя) по вызову получателя, а также в случаях, когда вызов представителя иногороднего отправителя (изготовителя) не является обязательным, приемка продукции по количеству и составление акта о недостаче производится:
а) с участием представителя другого предприятия (организации), выделенного руководителем или заместителем руководителя этого предприятия (организации), либо
б) с участием представителя общественности предприятия-получателя, назначенного руководителем или заместителем руководителя предприятия из числа лиц, утвержденных решением заводского, фабричного или местного комитета профсоюза этого предприятия, либо
в) односторонне предприятием-получателем, если отправитель (изготовитель) дал согласие на одностороннюю приемку продукции.
Если при приемке продукции с участием представителя будет выявлена недостача продукции против данных, указанных в транспортных и сопроводительных документах (счете-фактуре, спецификации, описи, в упаковочных ярлыках и др.), то результаты приемки продукции по количеству оформляются актом. Акт должен быть составлен в тот же день, когда недостача выявлена.
При неявке представителя поставщика в установленные сроки, а также в случаях, когда его вызов не обязателен, дальнейшую приемку проводят с представителем общественной организации, в ведении которой находится магазин.

Порядок и сроки приемки товара по количеству в торговом предприятии без тары или в поврежденной таре
Проверку веса нетто и количества товарных единиц в каждом месте магазин проводит одновременно с приемкой по массе брутто и числу мест в момент получения товара от поставщика.
Следует отметить, что если при приемке товара выявлены излишки по сравнению с указанными в сопроводительных документах, получатель вправе по своему усмотрению либо принять большее количество и оплатить его, либо принять и оплатить предусмотренное количество, отказавшись от излишков. О выявленных излишках также делается пометка в акте.
Принятые предприятием в установленном порядке товары приходуются в день их поступления по фактическому наличию. Приемка товаров оформляется составлением материально ответственным лицом приходного ордера на фактически принятый товар. Форма приходного ордера № М-7 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 г. № 71а.

Проверка качества и комплектности поступивших товаров
Приемка продукции по качеству и комплектности производится в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, другими обязательными для сторон правилами, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве, счет-фактура, спецификация и т.п.). Отсутствие указанных сопроводительных документов или некоторых из них не приостанавливает приемку продукции. В этом случае составляется акт о фактическом качестве и комплектности поступившей продукции и в акте указывается, какие документы отсутствуют.
Выборочная (частичная) проверка качества продукции с распространением результатов проверки качества какой-либо части продукции на всю партию допускается в случаях, когда это предусмотрено стандартами, техническими условиями, другими обязательными правилами или договором.
Приемка по качеству может осуществляться:
• при централизованном способе доставки товара — на складе получателя;
• при децентрализованном способе доставки товара, если тара отсутствует или повреждена, — на складе поставщика;
• при доставке и выдаче продукции органом железнодорожного, водного, воздушного или автомобильного транспорта и при условии что тара отсутствует или тара неисправная — в месте вскрытия опломбированных или в месте разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров или на складе органа транспорта; в случае расхождений составляется коммерческий акт.
Приемка продукции по качеству и комплектности производится на складе получателя в следующие сроки:
• при иногородней поставке — не позднее 20 дней, а скоропортящейся продукции — не позднее 24 ч после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при вывозке продукции получателем;
• при одногородней поставке — не позднее 10 дней, а скоропортящейся продукции — 24 ч после поступления продукции на склад получателя.

В районах Крайнего Севера, в отдаленных районах и других районах досрочного завоза приемка продукции производственно-технического назначения производится не позднее 30 дней, а скоропортящейся продукции — не позднее 48 ч после поступления продукции на склад получателя. В указанных районах приемка промышленных товаров народного потребления производится не позднее 60 дней, продовольственных товаров (за исключением скоропортящихся) — не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров — не позднее 48 ч после поступления их на склад получателя.
Действия торгового предприятия при обнаружении расхождений по качеству товаров аналогичны осуществляемым при обнаружении расхождений по количеству.
Торговые организации имеют право независимо от проверки качества товаров, произведенной ими в указанные сроки, актировать производственные недостатки, если они обнаружены при подготовке товаров к розничной продаже или при розничной продаже в течение четырех месяцев после получения товаров.
Акт о скрытых недостатках продукции должен быть составлен в течение 5 дней после обнаружения недостатков, однако не позднее четырех месяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами.
Когда скрытые недостатки продукции могут быть обнаружены лишь в процессе ее обработки, производимой последовательно двумя или несколькими предприятиями, акт о скрытых недостатках должен быть составлен не позднее четырех месяцев со дня получения продукции предприятием, обнаружившим недостатки.
Акт о скрытых недостатках, обнаруженных в продукции с гарантийными сроками службы или хранения, должен быть составлен в течение 5 дней после обнаружения недостатков, но в пределах установленного гарантийного срока.
Если для участия в составлении акта вызывается представитель изготовителя (отправителя), то к установленному 5-дневному сроку добавляется время, необходимое для его приезда.
Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые исчисляется с момента их розничной продажи, может быть составлен также в период хранения до продажи, независимо от времени получения товаров.

Скрытыми недостатками признаются такие недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке и выявлены лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу, монтажа, испытания, использования и хранения продукции.
При нарушении правил и сроков проведения приемки торговые организации в случае недостачи или снижения качества товаров лишаются возможности предъявления претензий к поставщикам или транспортным организациям.

Оформление приемки соответствующими документами
Если количество и качество товара соответствуют данным, указанным в сопроводительных документах, то это подтверждается наложением на них штампа магазина. Материально ответственное лицо, производившее приемку товара, ставит свою подпись на сопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.

Принятие товаров на учет
Принятые предприятием в установленном порядке товары оприходуются в день поступления по их фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (причинами могут быть вызов эксперта, проверка цены, качества, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в розничных ценах, а также причин невозможности оприходования.

Хранение товаров
После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Хранение товаров — процесс размещения их в складском помещении, содержание и уход за ними в целях сохранения их качества и количества, что должны обеспечить материально ответственные лица.

Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.
При хранении товаров в магазинах работники предприятий обязаны строго соблюдать:
• технологию хранения;
• правила и нормы складирования;
• санитарные правила, в том числе принципы товарного соседства;
• требования противопожарной безопасности.

Технология хранения
Технология хранения включает размещение и укладку товаров. За каждой группой товара закрепляют постоянные места хранения. Все товары необходимо хранить рассортированными по видам, артикулам, ценам, расцветкам и другим товарным признакам с таким расчетом, чтобы складская площадь была использована наиболее рационально.
Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя различные способы хранения и укладки.

Способы хранения товаров
• Сортовой — товары различной сортности размещаются отдельно один от другого.
• Партионный — каждая партия товара, поступившая на склад по одному транспортному документу, хранится отдельно; при этом не имеет значения, что в состав партии товаров могут входить товары различных сортов и наименований.
• Партионно-сортовой — каждая партия поступивших на склад товаров хранится обособленно, при этом внутри партии товары разбираются по сортам и также размещаются отдельно.
• По наименованиям — товары одного наименования хранятся отдельно от товаров других наименований в зависимости от их ценности.

Подготовка товаров к продаже
Важнейшей операцией технологического процесса в магазине является подготовка товаров к продаже, которая способствует освобождению продавцов и других работников от излишних затрат времени и труда в процессе обслуживания покупателей, быстрому отпуску товаров и увеличению пропускной способности магазинов, сокращает товарные потери и повышает коэффициент использования торгового зала.
Правила подготовки товаров к продаже предусмотрены в Правилах продажи отдельных видов товаров. В них предусмотрено, что товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увя-зочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены.
Операции по подготовке товаров к продаже делятся на:
1. Общие:
• распаковка,
• сортировка товаров,
• оформление ценников,
• придание изделиям товарного вида (чистка, утюжка).
2. Специальные, специфичные для отдельных видов товаров.
В продовольственной торговле большое значение имеет организация фасовки товаров (круп, макаронных изделий, муки, сахара, мяса, мясной гастрономии, сливочного масла и других продуктов). К специальным операциям подготовки продовольственных товаров к продаже также относятся:
• зачистка сливочного масла от штаффа (желтого слоя на поверхности монолита);
• обновление срезов с колбас;
• нарезка сыров и упаковка их в пленку;
• расфасовка бакалейно-кондитерских товаров в определенном количестве;
• удаление вязок и клипс с мелкоштучных колбасных изделий (сарделек);
• освобождение товаров от тары, поступивших в товарный зал в ней;
• удаление загрязнения с поверхности батонов колбас;
• удаление влаги с пакетов молока;
• сортировка мяса;
• удаление клемм и т.п.
Розничные торговые предприятия выполняют значительный объем разнообразных работ, связанных с подготовкой каждой единицы товара к продаже и отпуску покупателям. По товарам простого ассортимента, поступающим в упакованном и расфасованном виде, подготовительные операции сводятся к минимуму: образцы товаров просматриваются по внешнему виду, группируются, освобождаются от упаковки, снабжаются укрупненными ценниками и направляются в торговый зал для выкладки и предложения покупателям.
Товары сложного ассортимента, технически сложные приборы требуют специальной подработки даже в том случае, если они поступили в торговлю в упакованном виде, так как за период транспортировки в результате вибрации, толчков они могли получить отдельные повреждения. Такие товары распаковывают и проверяют в действии. Готовая одежда, поступающая не на плечиках, как правило, требует утюжки. Значительная часть продовольственных товаров требует фасовки и упаковки в потребительскую тару. Подготовка некоторых товаров, поступающих крупными партиями, связана с выполнением специфических работ, например накатывание тканей на дощечки для выкладки в торговом зале, предварительная группировка мелкоштучных изделий на картах, щитках. По всем товарам комплектуется торговый ассортимент.

Перемаркировка товаров
Подготовка товаров к продаже в современных магазинах включает перемаркировку товаров, которая часто необходима не только из-за отсутствующих или некачественных штрихкодов (ШК), но и вследствие принятой в компании политики. Например, в некоторых фирмах для унификации перемаркировывают все коробки с продукцией и в учете используют именно собственные ШК. Это помогает не только застраховаться от изменения ШК продукции, но также контролировать сроки годности, вести партионный учет.
В современном мире появилась альтернатива штриховому кодированию — введение радиочастотных меток (Radio Frequency ID, или RFID). Микросхема RFID — это что-то вроде говорящего штрихкода, передающего информацию на устройство считывания или на сканер. Печатные штрихкоды обычно считываются лазерным сканером, которому для определения и извлечения информации требуется прямая видимость. При использовании технологии RFID сканер может считать закодированную информацию, даже когда бирка скрыта, например встроена в корпус изделия или вшита в одежду. Крошечная бирка RFID может содержать намного больше информации, чем штрихкод. Более того, в отличие от штрихкодов, бирки RFID могут передавать данные из различных упаковок в тележке покупателя или из коробок в закрытом контейнере с товарами. С ее помощью можно проследить весь путь товара — от склада до корзины покупателя. Впервые эта технология появилась в «магазине будущего», супермаркете, принадлежащем немецкой корпорации Metro. Технология RFID обеспечивает радиочастотную идентификацию. Совсем недавно такая технология понемногу приживалась в самых разных отраслях, начиная от авиастроения и заканчивая медициной. В торговле ее тоже использовали, но дороговизна технологии мешала широкому внедрению в рознице.
Сейчас ситуация изменилась. RFID-метками будут снабжены и палеты с товаром, и каждый отдельный артикул, и покупательские «карты лояльности». Каждой товарной единице наряду со штрихкодом производители присвоят глобальный торговый идентификационный номер OTI. В результате местоположение того или иного товара можно будет проследить на всем пути от его поступления в магазин до расчета у кассы.
Радиометками снабжаются даже такие товары, как аудио- и видеокассеты, CD и DVD. Здесь использовано новое решение «Icode» компании Philips: метка не только позволяет идентифицировать товар специальным считывателем (работают сканеры компании INTERMEC), она включена в работу системы антихищения и препятствует выносу неоплаченной вещи за пределы магазина.
Кроме того, покупатель может поднести видеокассету с такой меткой к «киоску», который представляет собой стационарный компьютер, размещенный на особой стойке и снабженный активным экраном, и на экране увидеть подробную информацию о фильме, который собирается купить, а также посмотреть несколько кадров из картины. Если к «киоску» подойти с каким-либо продуктом, на дисплее отобразятся не только данные
06 этом товаре, но и рецепты приготовления блюд из него. Система RFID состоит из бирок и сканеров. Бирки содержат
идентификационную информацию. Сканеры подключаются к биркам по радиосвязи, считывают с бирок данные на расстоянии около 1 м и отправляют полученную информацию в базы данных. При увеличении числа бирок увеличивается и поток данных между компьютером и считывающими устройствами.
В товарном шлюзе с помощью технологии RFID регистрируются загрузка и выгрузка поддонов и коробок. Информация автоматически заносится в базы данных систем логистики и управления складским хозяйством, а также в системы товарного хозяйства.
С помощью RFID можно отслеживать наличие товаров в торговом зале.
Когда покупатель снимает с полки, скажем, банку растворителя для краски, на экране компьютера может появиться видеоролик, показывающий, как пользоваться этим растворителем.
Технология RFID позволяет буквально читать мысли покупателя. Можно проследить, какие товары он снимает с полок, какие кладет в корзину, а какие, взяв в руки, ставит обратно.
Постоянные клиенты «магазина будущего» получают «карты лояльности». Для посетителей нового магазина на них, кроме RFID-метки, наносят магнитную полосу и штрихкод. На карте не только хранится вся информация о клиенте и о его покупках. Ее можно использовать и в качестве кредитной карты (для оплаты товара). В «магазине будущего» полки снабжены RFID-уст-ройствами, позволяющими считывать с этикеток информацию.
Более того, коммерческие предприятия, вкладывающие средства в установку инфраструктуры управления товарами, смогут использовать ее с другими приложениями без дополнительных расходов. Революция в области управления сетями поставщиков предприятий розничной торговли выльется в новые решения для конечных потребителей.
Например, компания-производитель мобильных телефонов Nokia представляет набор, позволяющий превратить обычный телефон в сканер RFID. Уже через несколько лет мобильные телефоны и карманные ПК, способные сканировать бирки RFID на товарах, дадут потребителям возможность автоматического доступа к содержащейся в компьютерных сетях информации без необходимости набирать адрес в Интернете.
Человек сможет просто просканировать бирку RFID любого физического объекта, чтобы сразу же получить доступ к текстовой и аудиовизуальной информации об этом объекте, например, к описанию продукции, подробным указаниям, музейным экскурсиям, образцам видеоматериалов и музыки и многому другому.
Хотя системы RFID уже сегодня облегчают жизнь многим людям, не все спешат принять эти крошечные приспособления. В США и Европе защитники прав потребителей обеспокоены использованием бирок RFID на товарах розничной торговли, опасаясь, что с их помощью компании смогут отслеживать все пристрастия потребителей, от их любимого сорта колбасы до размера, стиля и цвета одежды.

Оформление ценников
Технология RFID и электронные товарные коды, несомненно, относятся к категории технологий, которые несут с собой кардинальные изменения в процесс продажи товаров. Технология RFID затронет все бизнес-процессы, независимо от ее места в стоимостной цепочке. Технология RFID неизбежно заменит традиционную технологию штрихкодов. С ее помощью поставщики и предприятия розничной торговли будут иметь более полную и более своевременную информацию на всех этапах экономического процесса.
Одна из основных задач организации подготовки товаров к продаже — правильное оформление ценников. Наиболее важную информацию о товаре покупатель обычно получает, изучая ценники, расположенные рядом с товарами. Не найдя нужного ценника, покупатель часто отказывается от идеи купить конкретный товар. Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. Задача торгового работника — следить, чтобы ценники на продукцию всегда были рядом с товаром, хорошо видны и понятны покупателям.
Облегчить работу по оформлению ценников позволяют электронные ценники.

Технология Electronic Shelf Labeling (ESL), или электронных ценников существует около 20 лет. Электронные ценники — одна из новейших технологий торговли, вызывающих сегодня большой интерес у представителей розничного бизнеса. В России первым примером использования новой технологии стал немецкий гипермаркет компании Marktkauf, открытый в 2003 г. в Москве.
В основе этой технологии лежит принцип отображения цены товара на жидкокристаллическом индикаторе. Ценник содержит дополнительные поля для отображения скидок, оптовых цен и другой вспомогательной визуальной информации. Артикул, код и наименование товара печатаются на этикетке, которая размещается на специальном поле ценника.
Применение электронных ценников позволяет свести к минимуму ручной труд, связанный с изготовлением большого числа обычных бумажных ценников. Вместе с тем на определенную группу товаров цена может изменяться в течение дня: например, в час пик она может быть минимальной или в виде специального предложения снижаться перед самым закрытием.
Каждый электронный ценник содержит информацию, необходимую сотрудникам магазина для оптимизации выкладки товара. Так, мерчандайзер может узнать через компьютер, стоит ли определенный товар на своем месте. Дополнительную информацию получает и покупатель. На ценниках может быть отражена информация о рекламных акциях, скидках. Кстати, в последнем случае изображение, выводимое на экран ценника, может мигать, привлекая тем самым внимание покупателя к определенным товарам. Стоимость одного электронного ценника сегодня составляет от 7 до 40 долл. США (в зависимости от размера). Они выпускаются в нескольких форматах и предполагают разные варианты инсталляции на любом оборудовании, в том числе, например, и в холодильных шкафах. При перепланировке торгового зала они могут перемещаться в любое место внутри зоны действия сигнала.
Покупатели могут возмущаться, когда им приходится в кассе платить по цене, отличной от указанной на ценнике. Такой факт может серьезно повлиять на имидж предприятия в целом, и восстановить его будет непросто. Каждый ценник содержит уникальный номер (8- или 13-символьный). Он доступен для считывания и может быть изменен с помощью специального устройства — инициализатора. Такая процедура производится с целью недопущения влияния близкорасположенных аналогичных систем одна на другую. Штрихкод, наклеенный на ценник, присваивается самому ценнику с помощью инициализатора. Таким образом ставится в соответствие наименование товара и код ценника в программе обновления информации на ESL.
Служебные символы на ценнике могут быть изменены согласно условиям и пожеланиям заказчика. Например, ценник для прилавков содержит следующие поля (рис. 3.10).

Помимо экономии трудозатрат, неизбежных при смене традиционных ценников, электронные позволяют нажатием одной клавиши с компьютера менеджера изменять цену одновременно на все товары в магазине, что, например, актуально во время проведения промоакций.

Источник: 
Чкалова О. В. - Торговое предприятие. Учеб. пособие - (Высшее экономическое образование) - 2008
Темы: