Причины организационных конфликтов

Основные причины организационных конфликтов  можно разделить на три категории:

  1. вызванные спецификой рабочего процесса организации;
  2. обусловленные психологическими особенностями межличностного взаимодействия;
  3. определенные личностными особенностями и различием черт характера сотрудников.

Львиная доля организационных конфликтов обусловлена спецификой рабочего процесса, чаще всего организационные конфликты вызываются факторами, препятствующими достижению персоналом основной цели своей деятельности. Такими факторами являются:

  1. непосредственная зависимость конечного результата работы от труда, обусловленная особенностями технологического процесса, когда результат труда одного работника негативно влияет на результативность деятельности остальных (например, в ходе выполнения смежных операций в производственном процессе);
  2. перевод проблем с вертикального на горизонтальный уровень отношений (например, дефицит инструментов и оборудования, распределение ресурсов может вызывать конфликты между рядовыми работниками, в то время как их решением должны заниматься руководители соответствующих подразделений);
  3. невыполнение должностных обязанностей руководителем или работниками (например, нежелание или неумение обеспечить необходимые условия для выполнения своих функциональных задач подчиненными или отказ подчиненных выполнять распоряжения и требования руководителя); наличие серьезных ролевых несоответствий в системе «руководитель – подчиненный» (несовпадение ролевых ожиданий в отношении поведения сотрудников, занимающих определенные организационные должности, с их реальными поступками).

Следующими по значимости являются факторы, препятствующие достижению сотрудниками организации своих целей, таких как высокий уровень оплаты труда, благоприятные условия деятельности, возможность полноценного отдыха:

  1. взаимозависимость работников, вызванная тем, что достижение целей одним непосредственным образом зависит от других членов группы;
  2. длительная нерешенность ряда проблем вертикального уровня, которая может вызвать серьезное обострение отношений между рядовыми работниками или менеджерами, располагающимися на одном и том же горизонтальной уровне организации;
  3. дисбаланс в системе «руководитель – подчиненный», препятствующий реализации потребностей и достижению цели и руководителем, и подчиненным.

Организационные конфликты могут стать выражением серьезного несоответствия поступков членов трудового коллектива принятым в организации нормам или жизненным ценностям, воплощением которых является организационная культура и организационная мораль. С увеличением возраста работников все большая доля конфликтов приходится на трудные ситуации, обусловленные спецификой рабочего процесса, и наблюдается уменьшение адаптационных и дисциплинарных конфликтов.

Другими причинами организационных конфликтов являются:

  1. неблагоприятный социально-психологический организационный климат, сформировавшийся под влиянием различных групп с противоречивыми общегрупповыми интересами и потребностями, обусловленными культурными, социальными и этическими различиями сотрудников;
  2. неудовлетворительное социально-психологическое взаимодействие между членами организации (коллеги не понимают, не учитывают намерения, состояние и потребности друг друга);
  3. нарушение личной территориальности, вызванное захватом отдельным индивидом или целой группой чужого рабочего пространства и претензиями на полный контроль над ним;
  4. эмоционально-психологическое своеобразие личностных черт работников (черты характера, провоцирующие конфликты).
Источник: 
Шаш Н.Н., Конфликтология
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.