Преодоление сопротивления изменениям

Обычно, определяя отношение персонала к изменениям, менеджеры делят его на три категории — сторонников, буферную или среднюю группу и противников. Таким образом, получается «поле отношения».

Когда определено «поле отношения», самыми существенными являются следующие вопросы:

  1. Чем привлекают намеченные изменения своих сторонников?
  2. Почему часть работников выражает свое отношение к изменениям как частично «да» и частично «нет»?
  3. Чем мотивируют свое сопротивление противники изменений?

Только получив конкретные ответы на данные вопросы, мы можем обработать и систематизировать информацию «за», «да и нет», «нет». Собственно, такого рода информация позволяет наметить и реализовать определенную тактику проведения изменений.

Тактика изменений, начиная с подразделений, большинство сотрудников которых составляют сторонники.

Плюсы:

  1. изменения пользуются поддержкой большинства;
  2. помощь «снизу» в виде предложений, мнений, уточнений и т.д.;
  3. при хорошей организации проведения изменений и достигнутых необходимых результатах сами сторонники представляют собой «говоряще-убеждающую» рекламу по отношению к буферной группе и противникам;
  4. возможности распространения изменений на буферную группу.

Минусы:

  1. если изменения проводятся «тяп-ляп», ради какой-то мисс «Галочки», то все плюсы превращаются в свою противоположность.

При использовании этой тактики проводят периодические «замеры» отношения к изменениям представителей буферной группы и противников для выявления подвижек. В последующем изменения охватывают буферников и отслеживается «самочувствие» противников. Если среди них появляются «трещины», то постепенно «дожимают» и этот «лагерь».

Тактика изменений, начиная одновременно с подразделений, большинство сотрудников которых относятся к сторонникам и буферникам.

Плюсы:

  1. те же, что и в предыдущей тактике;
  2. возможность выявления причин сопротивления изменениям среди сотрудников буферной группы;
  3. выработка средств и их использование для преодоления сопротивления в буферной группе.

Минусы:

  1. тот же минус, что и в предыдущей тактике;
  2. большая трудоемкость реализации тактики.

Иногда, учитывая конкретные особенности, оправдывает себя «тотальная тактика» проведения изменений, которые затрагивают одновременно сторонников, буферную группу и противников. У последних даже появляется «спортивный азарт» для обороны своих позиций. Самое распространенное средство обороны — «молчаливый саботаж». Нет возражений, негативных оценок, открытых нежеланий, но изменения вязнут в «песке» неприятия и отторжения. Тогда прибегают к более чувствительным средствам типа «изменения по ходу изменений» —ликвидация подразделений, в которых засели сопротивленцы, рассеивание их среди сторонников, другие кадровые перемещения.

Один из ключевых моментов в сопротивлении — интересы людей.

Если соотнести противников, буферников и сторонников изменений с их интересами, то можно утверждать, что:

  • Противники — это самые сильные «охранники» своих интересов;
  • Буферники не прочь попробовать новое, поступиться своими интересами;
  • Сторонники наиболее легко расстаются с прежним и легки на подъем, их интерес — в переходе от одного состояния, которое их не вполне устраивало, к другому.

Используя систему координат, попробуем обозначить «точки интересов».

Чем больше человек отстаивает (явно или скрытно) свои интересы, тем больше он сопротивляется изменениям (точка «А»).

Чем меньше работник склонен отстаивать свои интересы, «цепляться» за них, тем больше он «за» изменения (точка «В»).

Средняя степень отстаивания интересов и сопротивления изменениям — точка «Б».

Следовательно, одна из неизменных тактик при проведении изменений — учитывать интересы людей, убеждать их словом и особенно делом в том, что они получат и «выиграют» при изменениях.

Ключевые слова: Кадры
Источник: Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Материалы по теме
Понятие должности и должностного лица
КАБАЧЕНКО Т.С. Психология управления: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России...
Планирование работы с кадрами
Щёкин Г.В.Теория и практика управления персоналом.2003
Кадры социальной работы
Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Законы Паркинсона
Полюшкевич О.А., Введение в психологию управления
Трудовые ресурсы в мировой экономике
Щербанин Ю.А., Мировая экономика
Стили профессионального общения
Евтихов О.В., Управление персоналом организации: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 297 с...
Этапы разработки кадровой политики
Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика
Понятие отбора персонала, его принципы
Монина Г.Б., Психология управления персоналом
Оставить комментарий