Предупреждение конфликтов

Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Так и конфликты. Их зарождение надо уметь распознать с самого начала. Надо заранее заблокировать те места, где они могут возникнуть, убрать те причины, которые могут привести к ним.

Большое значение для предупреждения конфликта имеет четкая организация труда, бесперебойный режим работы, моральное удовлетворение работников, что обеспечивает их хороший настрой, уверенность в себе и рабочей группе. Конфликты можно предупредить систематической воспитательной работой в коллективе. Конфликты легко предупреждаются в хорошо организованном коллективе. Чем сплоченнее коллектив, тем меньше возможности возникновения в нем конфликтов.

Трудовой коллектив наделен воспитательной, организующей и мобилизующей возможностями. Его производственная и повседневная деятельность и непрерывно проводимая воспитательная работа формируют у членов коллектива духовную общность, мастерство, товарищество, солидарность и моральную устойчивость. Все это сплачивает людей, нормализует взаимоотношения, устраняет конфликтные тенденденции. В каждом коллективе имеются все условия для обеспечения здорового психологического климата, в принципе исключающего конфликты с негативной направленностью. В этом плане играет порой решающую роль руководитель трудового коллектива, осуществляющий организаторскую и воспитательную деятельность, которая включает следующие функции:

  • поддержание плановой, разумной организации повседневной деятельности в трудовом коллективе;
  • использование научных программ и методов изучения и оценки персонала;
  • постоянная индивидуальная работа с подчиненными, в особенности с теми, кто имеет конфликтную направленность;
  • плановый и дифференцированный подход к работе со всеми работниками;
  • создание и поддержание благоприятных межличностных отношение между отдельными индивидами;
  • внимательное изучение условий жизни (произведенной деятельности) всех категорий работников.

Жизненные наблюдения свидетельствуют о том, что тот, кто склонен придерживаться тактики соперничества, к критике относится с предубеждением. Этот тип людей как бы заблокирован от понимания нужд и чаяний других, удовлетворение своих претензий у них стоит на первом месте. Такие типы нередко являются носителями конфликтности. Мероприятия по предупреждению конфликтов должны предусматривать здесь вполне конкретную работу. Вот характерные признаки поведения лица с конфликтной устремленностью:

  • действует напролом;
  • часто подтасовывает факты;
  • ищет слабое место в позиции оппонента;
  • считает, что отступление ведет к потере лица;
  • использует тактику «затыкания рта»;
  • считает себя знатоком;
  • маскирует свои намерения (голосом, манерами);
  • считает, что выигрыш в аргументах очень важен;
  • отказывается от дискуссии, если она идет не в его пользу.

Очень часто объектом нападения тех, кто устремлен к соперничеству, являются лица, придерживающиеся тактики уступчивости, а также ухода от конфликтных ситуаций. Эти два типа людей, хотя они и имеют две разные тактики поведения в конфликтной ситуации, тем не менее обнаруживают ряд сходных признаков поведения:

  • обычно проигрывают в ситуациях борьбы и споров;
  • выражают свою точку зрению извиняющимся тоном;
  • считают, что проиграют, если выразят несогласие с оппонентом;
  • переживают, когда другие не понимают их доводов;
  • избегают говорить о своем несогласии в глаза;
  • воспринимают расхождения во мнениях очень эмоционально;
  • считают, что в конфликтных ситуациях не следует «высовываться»;
  • часто стоят перед искушением уступить оппоненту;
  • считают, что люди с трудом переживают конфликтную ситуацию;
  • никогда не действуют сгоряча.

Руководителю, осуществляющему деятельность по предупреждению конфликтов, следует своевременно выявлять потенциальных возмутителей спокойствия, ставить барьер нападкам этих людей на «козлов отпущения» и направлять их энергию на совместное сотрудничество. Хорошо организованная общественно- полезная деятельность тружеников производства будет здесь тем могучим средством, с помощью которого можно решить задачу по предупреждению любого назревающего конфликта.

Ключевые слова: Конфликт
Источник: Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Материалы по теме
Педагогические конфликты
Стасенко В.Г., Психология общения
Конфликты мотивов
Хайнц Хекхаузен, Психология мотивации достижения
Характеристики социального конфликта
Фролов С.С., Основы социологии
Двойственный характер функций конфликта
Анцупов А.Я., Конфликтология
Условия эффективности основных стилей поведения личности в конфликте
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Причины проблем в отношениях между родителями и детьми
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Конфликтные действия в социальном конфликте
Соколов С.В., Социальная конфликтология
Конфликт между личностью и группой
И.Т. Кавецкий, Т.Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В....
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий