Предмет психологии и физиологические механизмы психики

Общая характеристика. Психология — область знаний о внутреннем (психическом) мире человека, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и других процессов и явлений психики.

Предметом психологии являются факты, закономерности и механизмы психики.
Объяснение природы психических явлений всегда было предметом острой борьбы между материализмом и идеализмом.

Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материн. Материалисты утверждали, что психику следует рассматривать как явление вторичное, производное от материи.

Согласно теории отражения:

  1. психика — свойство мозга, его специфическая функция;
  2. психика — отражение объективной действительности;
  3. правильность отражения подтверждается практикой.

Психическое отражение дает возможность правильно отражать окружающую действительность; совершается в процессе активной деятельности личности; углубляется и совершенствуется; преломляется через индивидуальность; носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесоооразность повеления и деятельности. В то же время сам психический образ формируется в процессе предметной Деятельности.

Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

Физиологические механизмы психики. Психическая деятельность организма осуществляется множеством физиологических механизмов: одни из них воспринимают воздействия, другие преобразуют их в сигналы, строят план ведения и контролируют его, третьи — придают поведению энергию и стремительность, четвертые — приводят в действие мышцы и т . д. Управление простейшими двигательными реакциями осуществляется спинным мозгом, координация более сложных движений — стволовой частью мозга и мозжечком, сложная психическая деятельность — корой больших полушарий.

Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности обеспечивает: прием внешних воздействий; преобразование их в нервные импульсы (кодирование) и передачу в мозг; декодироваиие и переработку принятой информации, выдачу команд в виде нервных импульсов к мышцам, железам; прием п передачу в мозг информации о результатах совершенного акта (обратная связь): коррекцию повторных действий с учетом данных обратной связи.

Механизм анализаторов выполняет одну из функций головного мозга: с помощью разложения сложных явлений окружающей действительности на отдельные элементы обеспечивает психическое отражение мира.

Каждый анализатор состоит из трех основных частей:

  1. рецептор — концевой аппарат;
  2. проводниковый нервный путь;
  3. центральное звено, расположенное в соответствующей зоне коры
Темы: Психика
Материалы по теме
Социальные факторы и психические расстройства у детей и подростков
Дмитриева Т.Б., Руководство по социальной психиатрии
Психическое здоровье и семья
Юрьева Л.Н., История. Культура. Психические и поведенческие расстройства
Особенности психики и поведения в раннем возрасте
Богачкина Н.А., Психология - конспект лекций
Клинический метод диагностики психического расстройства
Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «...
Психическое развитие как усвоение общественно-исторического опыта
Урунтаева Г.А., Детская психология
Является ли воображение самостоятельным психическим процессом?
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Речь у детей с задержкой психического развития
Психология детей c задержкой психического развития / О. В. Защиринская — «Санкт-...
Мозг и психика
Рогов Е.И., Общая психология. Курс лекций
Оставить комментарий