Предмет науки логики

Основной тип мышления — понятийный (или абстрактнологический). Именно его исследует логика. Абстрактное мышление — это процесс рационального отражения материального мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность и закономерные связи предметов и явлений, творчески преобразовывать их сначала в теории, а затем и на практике.

Как известно, все материальные предметы, явления и процессы имеют как содержание, так и форму. Наши мысли — следствие размышления — не являются исключением из этого правила. Содержание мысли — это совокупность всех ее компонентов, свойств, состояний, характеристик, структурных связей, законов, представляющих собой результат отражения материального мира. Содержание мыслей человека бесконечно разнообразно: мы можем думать и рассуждать о политике и искусстве, о любви и ненависти, об экономической реформе и смысле жизни. Вполне очевидно, что в содержательном плане мысли продавца отличаются от мыслей покупателя, правовед думает совсем о другом, нежели экономист. И ученый использует в своих рассуждениях такие понятия и термины, которые, как правило, не употребляются в повседневном мышлении и языке.

В связи с этим деятельность экономиста, например, сопряжена с мышлением, имеющим специфический характер. Экономическое мышление, в каких бы областях оно ни проявлялось — в банковском деле, торговых организациях, на рынке труда и занятости, при решении практических задач воспроизводства качественных товаров и услуг, накопления и уточнения теоретических знаний — обладает рядом устойчивых общих характеристик. Главными из них являются:

  • способность правильно понимать тенденции экономического развития общества;
  • умение разбираться в сущности и способах осуществления экономический политики государства;
  • верная оценка места своей деятельности в общем экономическом развитии страны;
  • умение реально оценивать сущность и последствия конкретных экономических процессов и явлений и др.

Основанием для выделения экономического образа мышления в отдельный вид является самостоятельность экономики как социальной реальности.

Особый тип экономического мышления — предпринимательство, характеризуемое совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений, реализуемых в практической деятельности. Как считают специалисты, предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство характера. Что касается мышления предпринимателя, то оно, по мнению экономиста Йозефа Шумпетера, сильно ограничено и избирательно, направлено на довольно узкий круг явлений, которые предприниматель должен изучить досконально. Ограниченность кругозора не позволяет предпринимателю сравнивать много различных вариантов достижения своей цели и предаваться долгим колебаниям.

Экономическое мышление не просто отражает экономические явления и процессы, а через них — все основные виды экономических отношений, но и конструирует своеобразную картину экономического бытия. Связность этой картины также обеспечивается логическими средствами.

“Смотреть на вещи с точки зрения экономиста, — отмечает профессор Пол Хейне, — значит систематизировать хорошо известные всем явления с помощью таких понятий, как спрос, альтернативная стоимость, предельный эффект и сравнительная выгода. Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хуже менеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела... Экономическая наука позволяет всем нам лучше понимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широком круге сложных общественных взаимосвязей”.

В различных по содержанию мыслях можно обнаружить нечто существенно общее. Оно характеризуется не конкретным содержанием этих мыслей, а типичностью, схемой, способом построения. При этом все содержательное многообразие укладывается в сравнительно небольшое число мыслительных форм. Дело в том, что логический строй мышления человека обладает очень важным свойством — какую бы словесную оболочку ни принимали наши мысли, на каком бы языке ни излагались, они обязательно должны принять общечеловеческие формы. Без этого невозможно осуществить обмен мыслями людей разных поколений и профессий, а также взаимное понимание представителей стран и народов.

Наши знания о форме достаточно многообразны. Различают, например, форму заполнения декларации о доходах. Мы говорим о форме территориально-государственного устройства, формах естественной или вынужденной безработицы и т. п. Например, к формам общественной организации производства относятся концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование. А среди форм концентрации промышленности выделяются концентрация производства технологически и конструктивно однородной продукции на специализированных предприятиях, а также концентрация взаимосвязанных разнородных производств одной или разных отраслей промышленности в рамках одного предприятия-комбината. В любом случае форма отражает способ связи содержательных частей.

Многообразно понимается и логическая форма. Наши мысли слагаются из некоторых содержательных частей. Способ их связи и представляет форму мысли. Так, различные предметы отражаются в абстрактном мышлении одинаково — как определенная связь их существенных признаков, т. е. в форме понятия. В форме суждений отражаются отношения между предметами и их свойствами. Изменение свойств предметов и отношений между ними отражается в форме умозаключений. Следовательно, каждая из основных форм абстрактного мышления имеет нечто общее, что не зависит от конкретного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли — признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, каждая из них имеет при этом свою специфическую структуру.

Возьмем, к примеру, два высказывания: “Некоторые ценные бумаги — акции” и “Некоторые экономисты являются менеджерами”. Вполне очевидно, что содержание данных высказываний различно. Заменим все их содержательные компоненты символами. Скажем, то, о чем мыслим — латинской буквой S, а то, что мыслится об S — латинской буквой Р. В итоге получим в обоих случаях одни и те же элементы мысли: “Некоторые S есть Р”. Это и есть логическая форма приведенных суждений, полученная в результате отвлечения от конкретного содержания.

Таким образом, логическая форма, или форма абстрактного мышления — это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет чистого, лишенного формы, содержания; нет чистых, бессодержательных логических форм. Например, приведенная выше логическая форма суждений “Некоторые S есть Р” имеет все-таки некоторое содержание. Из нее мы узнаем: у всякого предмета мысли, обозначаемого буквой S, есть признак, обозначаемый буквой Р. Причем слово “некоторые” показывает, что признак Р принадлежит только части элементов, составляющих предмет мысли. Это и есть “формальное содержание”.

Однако в целях специального анализа можно отвлекаться от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики. Отсюда и ее название — формальная.

Формальная логика, исследуя формы мышления, не игнорирует его содержание. Формы, как было уже отмечено, наполнены конкретным содержанием, связаны с совершенно определенной, специфической, предметной областью. Вне этого конкретного содержания форма существовать не может и сама по себе ничего не определяет с практической точки зрения. Форма всегда содержательна, а содержание всегда оформлено. С этими сторонами мышления и связано различение его истинности и правильности. Истинность относится к содержанию мыслей, а правильность — к их форме.

Рассматривая истинность мышления, формальная (двузначная)1 логика исходит из того, что под истиной понимается такое содержание мысли, которое соответствует самой действительности. Понятие “истина” тесно связано с понятием “правда”. Правдивое — это не только истинное, но и правильное, честное, справедливое. Характеризуя данную сторону правды, современный западный мыслитель Р. Уитли остроумно заметил: “Каждый хочет, чтобы правда была на его стороне, но не каждый хочет быть на стороне правды”. Если же мысль по своему содержанию не соответствует действительности, то она — ложная. Отсюда истинность мышления — это его коренное свойство, проявляющееся в способности воспроизводить действительность такой, какова она есть, соответствовать ей по своему содержанию. А ложность — свойство мышления искажать это содержание, извращать его.

В условиях рыночных отношений большое практическое значение имеет различение видов ложного знания, например, “дезинформации”, “заблуждения”, “клеветы”. Дезинформация — это передача преднамеренно сформулированного ложного знания как истинного или объективно истинного знания как ложного. Заблуждение — это непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту мышления. Клевета — это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого человека или подрывающих его репутацию. Сокрытие истины также является разновидностью ложного сведения. Вот почему юридический закон определяет меру ответственности человека за преднамеренные ложные мысленные построения, которые он реализует в поведении, общении и деятельности. Ложь всегда субъективно-социальна, исходит только от субъекта, отражает отношения людей, но не связана с объектом познания.

Другая важная характеристика мышления — его правильность. Правильность мышления — это его коренное свойство, также проявляющееся в отношении к действительности. Оно означает способность мышления воспроизводить в структуре мысли объективное строение материального бытия, соответствовать действительным отношениям предметов и явлений. И наоборот: неправильность мышления означает его способность искажать структурные связи и отношения бытия.

Формальная логика отвлекается от конкретного содержания мыслей, а не от содержания вообще. Поэтому она учитывает истинность или ложность исследуемых суждений. Однако центр тяжести переносится на правильность мышления. Причем сами логические структуры рассматриваются независимо от составляющего их логического содержания. В задачу логики входит анализ именно правильного мышления, поэтому оно по имени этой науки называется еще логичным. Правильное, логичное мышление имеет следующие существенные признаки: определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.

Определенность — это свойство правильного мышления воспроизводить в структуре мысли реальные признаки и отношения самих предметов и явлений, их относительную устойчивость. Она находит свое выражение в точности и ясности мысли, отсутствии сбивчивости и путаницы в элементах мысли и самих мыслях.

Непротиворечивость — свойство правильного мышления избегать в структуре мысли противоречий, которых нет в отражаемой действительности. Оно проявляется в недопустимости логических противоречий в строгих рассуждениях.

Последовательность — свойство правильного мышления воспроизводить структурой мысли те структурные связи и отношения, которые присущи самой действительности, способность следовать “логике вещей и событий”. Она обнаруживается в непротиворечивости мысли самой себе.

Обоснованность есть свойство правильного мышления отражать объективные причинно-следственные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира; проявляется в установлении истинности или ложности мысли на основе других мыслей, истинность которых установлена ранее.

Указанные выше существенные признаки правильного мышления непроизвольны. Они представляют собой результат осмысления взаимодействий человека с внешним миром. Их нельзя ни отождествлять с коренными свойствами самой действительности, ни отрывать от них. Правильность мышления, отражая объективные законы мира, возникает и существует стихийно, задолго до возникновения каких бы то ни было правил. Сами логические правила — это лишь вехи на пути постижения особенностей правильного мышления, действующих в них законов, которые неизмеримо богаче любого, пусть самого полного, свода таких правил. Но правила вырабатываются на основе этих законов, чтобы регулировать последующую мыслительную деятельность, обеспечивать ее правильность уже сознательно.

Таким образом, логическая правильность рассуждений обусловлена законами абстрактного мышления. Нарушение вытекающих из них требований ведет к логическим ошибкам. Закон мышления — это необходимая, существенная, устойчивая связь мыслей в процессе рассуждения. Данные законы одинаковы для всех людей, независимо от их социальной и национальной принадлежности, уровня доходов и материального благополучия, степени образованности и культуры. Логические законы действуют независимо от воли людей, не созданы по их желанию. Они — отражение связей вещей объективного мира. При этом человек не просто включается в сферу действия определенного логического закона, не только пассивно подчиняется его регулирующему влиянию, но и вырабатывает сознательное отношение к объективно протекающим мыслительным процессам. Познание законов логики, определение их объективной основы позволяет выдвинуть и сформулировать ее принципы. Принципы формальной логики, как и принципы любой науки, — это единство объективного и субъективного. С одной стороны, они выражают обобщенное содержание законов логики, с другой — выступают правилами мыслительной деятельности человека. Именно через осознанное формулирование принципов законы логики становятся регуляторами мыслительной деятельности людей, средствами их мышления.

Следовательно, формальная логика, чтобы быть средством обнаружения истины, должна, на основе изучения формальных структур абстрактного мышления, сохранять и учитывать логическую правильность рассуждений, обусловленную логическими законами. Какие же аспекты абстрактного мышления изучает формальная логика?

  • Во-первых, она рассматривает абстрактное мышление как инструмент познания мира, как средство получения формально-истинных знаний.
  • Во-вторых, ее интересует практическая результативность и правильность опосредованного (выводного) знания, полученного из ранее установленных и проверенных истин без обращения к опыту, а только в результате учета формально-логических законов и применения соответствующих правил абстрактного мышления.
  • В-третьих, абстрактное мышление рассматривается логикой как формальный процесс, имеющий свою особую структуру, отличающуюся от структуры объективно-истинного содержания мышления, поэтому формальная логика позволяет отвлекаться от содержания объекта и сосредоточивать внимание только на формах, в которых протекает тот или иной мыслительный процесс. Эти аспекты взаимозависимости логики и мышления определяют особенности формальной логики как науки.

Итак, формальная логика — это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания бытия и его конкретных видов. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения. Общезначимыми средствами мысли являются правила (принципы), логические операции, приемы и процедуры, формально-логические законы, т. е. все то, что используется для осуществления правильного абстрактного мышления.

Следовательно, предмет формальной логики составляют:

  • формы мыслительного процесса — понятие, суждение, умозаключение, гипотеза, доказательство и др.;
  • законы, которым подчиняется абстрактное мышление в процессе познания материального мира и самого мышления;
  • методы получения нового выводного знания — сходства, различия сопутствующих изменений, остатков и др.;
  • способы доказательства истинности или ложности имеющихся абстрактно-логических знаний — прямое или косвенное подтверждение, опровержение и т. д.

Таким образом, логика, в наиболее широком понимании ее предмета, исследует структуру абстрактного мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. Однако абстрактное мышление, обобщенно, опосредованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Формы и средства мышления, являясь идеальными образованиями сознания, материализуются в языке и могут анализироваться только с использованием речевых средств. Между общими структурами мышления и структурами языкового выражения существует тесная взаимосвязь: каждой мыслительной структуре адекватна определенная языковая структура и наоборот. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их форме, о законах мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач.

Особое место занимает язык в профессиональном мышлении экономиста. В сфере экономики используется своеобразная система языковых средств выражения мысли, получившая название “экономической язык”.

Экономический язык — система вербальных и других знаков, наделенных конкретным объемом, содержанием, смыслом и значениями в зависимости от отражаемых явлений и процессов экономики, экономических принципов, норм и законов.

Ключевые слова: Логика
Источник: Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Материалы по теме
Мышление человека как объект логики
Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Версия как разновидность гипотезы
Логика: Шпаргалка.: РИОР; Москва; 2010
Основные этапы развития логики
Логика: Учебник / И. В. Демидов; под ред. проф. Б. И. Каверина. — 7-е изд., испр., 2012
Ошибки демонстрации
Логика: Шпаргалка.: РИОР; Москва; 2010
Что такое логика и зачем она нужна
Гусев Д. А. Логика - М.: Прометей, 2015. -300 с.
Логическое существование
Шадрин Д.А., Логика
Логика и язык
Ганеев Б.Т. - Язык. Учебное пособие - 2001
Природа логической импликации
Коэн Моррис, Нагель Эрнест, Введение в логику и научный метод
Оставить комментарий