Предмет исследования психологии малых групп существует как проблема. Она заключается в обозначении границ предмета исследования с целью разграничения социальной психологии и психологии малых групп, а также нахождения общего предмета исследования. Являясь структурным компонентом социальной психологии, ее неотъемлемой частью, малая группа сегодня вбирает в себя все известные достижения «большой науки»: межличностные конфликты, межличностное влияние, социальная перцепция, общение, лидерское, ролевое и статусное поведение человека, а также многое другое.
Вместе с тем собственными исследованиями психологии малых групп следует признать работы в области статусно-ролевой структуры группы, ее сплоченности, социально-психологического климата, референтности, генезиса (этапов развития) малых групп.
Понимая психологию малых групп как важную и основную часть социальной психологии, важно провести сравнительный анализ видения их предмета исследования. Дополнением к предмету исследования психологии малых групп будет представление о предмете исследования в общей психологии.
Главное и фундаментальное отличие социальной психологии от психологии малых групп - дистантность первой в отношении человека и контактность второй. Малые группы считаются контактными, т. е. в них человек представлен непосредственно: он влияет на группу, ее членов и сам испытывает влияние с их стороны.
Социальная психология как бы дистанцируется от непосредственного влияния на человека. Во многом это происходит из-за того, что изучаются большие группы, сообщества, объединения. Социальная психология изучает структуру больших групп, их генезис; изучает настроение толпы, ее поведение; изучает способы регуляции массовидных явлений; изучает влияние масс на психику человека, на формирование его личности со стороны разнообразных социальных институтов.
Таблица 1. Сравнительный анализ предмета исследования общей, социальной и психологии малых групп
Общая психология | Социальная психология | Психология малых групп |
---|---|---|
Психические свойства регулируют и побуждают поведение человека | В процессе взаимодействия у человека формируются психические свойства, помогающие ему адаптироваться в социальной среде | Психические свойства помогают человеку выстраивать поведение в малой группе |
Человек предстает со стороны своей биологии, объективно и субъективно отражающей внешний раздражитель | Человек - социальное существо, объективно и субъективно реагирующее на социальную среду | Психика человека является результатом членства в разнообразных малых группах |
Человек организует поведение на основе индивидуального опыта | Опыт человека является следствием усвоения общественных установок | Опыт человека является итогом взаимодействия в малой группе |
Поведение человека определяется эгоцентричными мотивами | Поведение человека является следствием интересов общества | Поведение человека является следствием интересов малой группы |
Поведение взрослого человека определяется его детским опытом | Человек развивается и изменяется под воздействием социальной среды | Человек развивается и изменяется под воздействием малой группы |
Поведение человека регулируется его интеллектом: памятью, вниманием, мышлением, воображением | Поведение человека определяется нормами и правилами общества | Поведение человека определяется характером группового влияния: активностью, сплоченностью, правилами, нормами, ролями |
Поведение человека определяется восприятием и пониманием окружающего мира | Поведение человека определяется восприятием и пониманием социальных объектов, групп и объединений | Поведение человека определяется восприятием и пониманием других людей, близкого окружения |
Поведение человека определяется его внутриличностными конфликтами | Поведение человека реагирует на социальные конфликты: мятеж, война, восстания | Поведение человека в малой группе определяется межличностными конфликтами |
Поведение человека определяется собственными потребностями и желаниями | Человек ведет себя в соответствии с ожиданиями общества | Человек ведет себя в соответствии с ожиданиями членов малой группы |
Предмет исследования психологии малых групп начал обретать свои очертания в 30-х годах XX столетия после идей известного немецкого психолога К. Левина, который ввел в социальную психологию термин «групповая динамика». С точки зрения автора, под этим явлением следует понимать сплоченность малой группы, групповую атмосферу, генезис группы, нормы и правила, по которым группа функционирует.
Термин «динамика» говорит о том, что все явления в группе изменчивы и подвижны, в каждый момент времени они другие, но достаточно устойчивы, чтобы рассматривать их с точки зрения элементов, определяющих настроение и жизнедеятельность людей и группы в целом.
Таким образом, термин «групповая динамика» говорит о процессах, происходящих в группе с момента формирования до распада.
Датированные тем же временным периодом социометрические работы Я. Морено также были включены в предмет исследования психологии малых групп. Морено привнес термин «статусная структура группы», который сегодня считается базисным. После исследований ролевого поведения человека американского социального психолога Дж. Мида стали говорить о статусно-ролевой структуре малой группы.
Параллельно исследованиям групповой динамики изучалось индивидуальное поведение человека: конформизм - нонконформизм, лидерство, межличностная аттракция, социальная перцепция, межличностные конфликты, моббинг и буллинг, манипулирование и многое другое. Сегодня эти явления активно изучаются в рамках психологии малых групп.
Фокус современных исследований психологии малых групп можно разделить на две части, первая из которых выступает объектом исследования, а вторая - предметом:
- Изучаются элементы групповой динамики: виды малых групп, их структура, групповая атмосфера, сплоченность, нормы, правила, генезис группы ...;
- Изучается поведение человека в условиях групповой динамики: межличностная аттракция, конфликты, конформизм, социальная перцепция, лидерство, манипулирование .
Таким образом, объектом исследований психологии малых групп являются элементы групповой динамики: виды малых групп (семья, бригада, класс, команда, коллектив.), их статусно-ролевая структура, групповая атмосфера, сплоченность, внутригрупповые нормы и правила, генезис группы.
Предметом исследования психологии малых групп является межличностное внутригрупповое взаимодействие, опосредованное элементами групповой динамики.
Психологический анализ взаимоотношений индивидов в группе может быть рассмотрен с точки зрения как общепсихологического, так и социально-психологического подходов:
- общепсихологический подход анализирует поведение индивида внутри группы: причины и формы поведения, обусловленные психикой человека, его взглядами, установками и мировоззрением;
- социально-психологический подход основывается на исследовании взаимодействия между группой (как целым) и ее членами; рассматриваются формы влияния группы на человека, а также, наоборот, человека на группу.
Главным элементом межличностных отношений в группе является человек. Он предстает в двух ракурсах: индивид и личность или объект и субъект. Индивид в группе, он же объект - это пассивный, зависимый, безответственный, безвольно подчиняющийся групповым нормам и правилам. Личность - это субъект, осуществляющий самостоятельное, ответственное и рефлексивное поведение. Индивид непосредственно подчиняется групповому влиянию; личность опосредует групповое влияние, выстраивая авторское поведение.