Предмет и задачи медицинской психологии

Основные научные понятия психологии можно объединить в три основные категории: психические процессы, психические состояния, психические свойства или особенности личности.

Психические процессы. Психические процессы – элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности. Они наиболее кратковременны – от долей секунд, до десятков минут. Например: ощущения, восприятие, мышление, эмоции и чувства, память, волевые процессы и т. д.

К психическим процессам относят познавательные процессы: ощущения и восприятия как отражения непосредственно действующих на органы чувств предметов, раздражителей; память как возобновляющиеся отражения действительности; воображение и мышление как обобщенное и переработанное в сознании человека отражение свойств действительности, которые недоступны непосредственному познанию; эмоциональные процессы (возникновение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т. д.).

Психические состояния. К психическим состояниям относится проявления чувств (настроение, аффекты), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (уверенность, неуверенность, мышления (сомнение) и т. д. К психическим свойствам, или особенностям, личности относят качества ума, мышления, устойчивые особенности волевой сферы, закрепившиеся в характере, темпераменте, способностях; укоренившиеся и вновь возникающие побуждения действовать определенным образом, свойства чувств (вспыльчивость, сентиментальность) и т. д.

Психические состояния – сложнее и длительнее, могут продолжаться до нескольких недель. Например: состояния бодрости, подавленности, работоспособности или усталости и т. д.

Психические свойства – наиболее продолжительны и присущи человеку в течение всей жизни, либо длительного времени.

Психические состояния, психические процессы и свойства личности тесно связаны, между собой:
1. Психические процессы и свойства темперамента предопределяют то или иное состояние.
2. Состояния часто повторяясь могут стать предпосылкой для формирования привычки или черты характера.
3. Состояние бодрости и активности обостряют внимание.
4. Подавленность и пассивность ведут к рассеянности, поверхностным восприятиям и вызывают преждевременную усталость.

Психические процессы могут включаться один в другой:
1. Ощущение возбуждает внимание и мышление.
2. Восприятия сопровождаются представлениями и воображением.
3. Эмоции могут вызывать или подавлять волевые усилия.

Разделение всех проявлений психики на три категории условно. Понятие психический процесс подчеркивает процессуальность, динамику факта, устанавливаемого психологией. Понятие психическая особенность, или психическое свойство, выражает устойчивость психического факта, его закрепленность и повторяемость в структуре личности. Один и тот же психический факт, например аффект, т. е. бурная и кратковременная эмоциональная вспышка, с полным правом может быть охарактеризован и как психический процесс (поскольку в нем выражена динамика развития чувств, выявлены последовательно сменяющие друг друга стадии), и как психическое состояние (поскольку он представляет характеристику психической деятельности за определенный период времени), и как проявление психических особенностей человека (поскольку здесь обнаруживаются такие черты личности, как вспыльчивость, гневливость, несдержанность).

Схематически можно представить три основных направления психических действий: вовне, в обстоятельства, окружающие человека (отражение внешних событий и отношение к ним), и внутрь, в сферу изменений, происходящих в самом организме. Последняя направленность психических процессов в свою очередь может быть дифференцирована преимущественно в область телесных, в том числе висцеральных, системно-органных изменений, либо в сложное состояние и бесконечные изменения самих психических процессов. В результате все три сферы такой направленности становятся объектом отражения в сознании, тогда как сами они становятся доступными активному субъективному контролю и управлению (коррекции).

Сложная интеграция психикой внешних и внутренних влияний, всегда сохраняющих единство и взаимопроникновение, по существу и определяет целостное самоощущение, самочувствие человека здорового и больного. У человека с его сформировавшейся психикой любые внешние для нее воздействия – физические, биологические и общественные, всегда опосредуются через внутренние особенности, внутренний «опыт» организма и в первую очередь через его психику, его сознание.

Задачей психологии является также исследование рефлекторной природы психики вообще и сознания человека в особенности.

Одной из задач психологии является изучение закономерностей развития психики в животном мире, в истории человеческого общества и у отдельного человека в течение его жизни.

Специальной задачей психологии является выяснение структуры сознания и вместе с тем детальное изучение определенных форм его проявления – психических процессов, психических состояний и психических свойств личности.

Существенной задачей психологии – исследование психологической стороны различных видов деятельности человека.

Научная психология своим предметом имеет изучение закономерностей психических процессов, раскрытие индивидуально-психических свойств личности и психических состояний человека, а также изучение психологических основ его деятельности.

Медицинская психология является самостоятельным разделом медицинских знаний, который включает психологические проблемы больных людей на всех этапах формирования их болезни и в разных условиях пользования медицинской помощью. Содержание медицинской психологии становится действенным во взаимопроникновении со сложившимися задачами и целями практической медицины вообще и каждым конкретным разделом клинической медицины в частности. Каждый частный раздел медицинской практики, лишенный свойственных ему медико-психологических аспектов, остается лишь разделом эмпирической медицины, медицинского практицизма, исключает целостное понимание больного, его индивидуальные проблемы, возникающие в болезни, и нарушает единство его отношений с медицинскими работниками и медицинской службой.

Психология больного человека при разных формах патологии неодинакова. Это объясняется не только разными последствиями болезней для организма как такового, но и особенностями оценки больным их социальной значимости. Имеются общие медико-психологические закономерности, типичные для любого больного. Медицинская психология, развивая общие законы, остается в постоянной связи со всеми аспектами медицинских знаний и общей психологией, успехи которой неизменно совершенствуют как методы, так и ее содержание. Медицинская психология изучает психологию больного в конкретных общественных условиях (семья, производство, социальное положение, гражданство, особенности стационара и пр.), что определяет ее неизменную связь с общественными науками, в частности с социологией, этикой, эстетикой.

Э. Кречмер, автор известного курса медицинской психологии, основой содержания последней считает психологический анализ природы болезней и, в частности, нервно-психических. Такое построение курса для специалистов может быть оправданным. Некоторые зарубежные авторы в изложении курса медицинской психологии избрали в качестве позиции общую психопатологию, т. е. обсуждение симптомов и синдромов психических болезней.

Медицинская психология направлена не только на улучшение условий, необходимых контактов с больными, быстрейшее и наиболее полное выздоровление, но и на предупреждение болезней, охрану здоровья, формирование гармонии в личности, с которой имеют дело медицинские работники.

Медицинская психология изучает весь диапазон благотворных или пагубных влияний многообразно меняющейся личности человека и межличностных отношений на его здоровье и болезнь.

Медицинская психология – отрасль психологии, изучающая особенности психики больного и ее влияние на здоровье и болезнь, взаимоотношения врача и больного, пути оптимизации среды в интересах психического и физического здоровья людей, предупреждения нервно-психических расстройств.

Современная медицинская психология делится на две основные области. Первая связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией или детерминированных врожденными аномалиями. Вторая область медицинской психологии связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема – это влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы.

Подобно психологии и основным клиническим дисциплинам, медицинскую психологию в делят на общую и частную.

Медицинскую психологию принято делить на общую и частную.

Общая медицинская психология изучает:
1) основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной, болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы профилактических и лечебных учреждений;
2) учения о психосоматических и соматопсихических взаимовлияниях;
3) учения об индивидуальности (темперамент, характер, личность), эволюции и этапах ее постнатального онтогенеза (включая детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), аффективно-волевых процессах;
4) медицинскую деонтологию, включая вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны.

Частная медицинская психология изучает перечисленные вопросы применительно к каждой конкретной медицинской дисциплине: хирургии, терапии, педиатрии, санитарии, геронтологии, невропатологии, психиатрии и т. д. Частная медицинская психология раскрывает врачебную этику, особенности психологии больных, страдающих различными заболеваниями, медико-психологический аспект трудовой, военной и судебной экспертиз. Предметом внимания и изучения становятся:
1) особенности психологии больного с пограничными формами нервно-психических расстройств;
2) психология больных на этапах подготовки, проведения хирургических вмешательств и в послеоперационном периоде;
3) особенности психологии больных с сердечно-сосудистыми, инфекционными, опухолевыми, гинекологическими, нервными, кожными, психическим формами патологии.

Медицинская психология изучает влияние психических факторов на возникновение, течение болезней и процесс выздоровления людей.

Важными разделами медицинской психологии являются психогигиена – гигиена психической жизни, психопрофилактика – предупреждение расстройств психической деятельности и психотерапия – раздел терапии, использующий прямые методы воздействия на психику, обеспечивающие устранение болезненных расстройств у больного.

Наибольшее развитие получила первая область медицинской психологии, это проявилось в возникновении таких научных дисциплин, как нейропсихология (А. Р. Лурия) и экспериментальная патопсихология (Б. В. Зейгарник).

Предметом изучения медицинской психологии являются также: личность больного человека, личность медицинского работника (в том числе и будущего), взаимоотношения больного человека и медицинского работника в различных условиях– при посещении больного на дому, в амбулатории и клинике.

В этот круг вопросов входит также психология взаимоотношений медицинских работников каждого звена и всех звеньев между собой в процессе профессиональной деятельности и в быту, при специализации и усовершенствовании, в общественной жизни и т. д.

Медицинская психология изучает: 1) роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний; 2) место и роль психических процессов в возникновении и течении различных болезней; 3) состояние психики в процессе лечения заболевания и, в частности, реакции на различные медикаменты; 4) психические нарушения, возникающие при различных заболеваниях, и методы их купирования.

Среди важнейших проблем медицинской психологии принято рассматривать: 1) взамодействие психических и соматических процессов при возникновении и развитии болезней; 2) закономерности формирования представления о своем заболевании о больного; 3) изучение динамики осознания болезни; 4) формирование адекватных личностных установок, связанных с лечением; 5) использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтических целях; 6) изучение психологического воздействия лечебных методов и средств в целях обеспечения их максимального положительного влияния на физическое и психическое состояние пациента.

Важное место занимают, вопросы предупреждения ятрогений.

Патопсихология возникла на стыках психологии, психопатологии и психиатрии, в чем заслуга таких выдающихся отечественных деятелей, как Б. В. Зейгарник, Ю. Ф. Поляков и др. Нейропсихология сформировалась на границах психологии, неврологии и нейрохирургии (Лурия А. Р., Хомская Е. Д. и др.).

Патопсихология, согласно Б. В. Зейгарник (1976), изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Часто дискуссионным остается вопрос о разграничении предмета патопсихологии и психопатологии как раздела психиатрии. Это неизбежно, так как обе науки имеют дело с одним и тем же объектом – нарушениями психической деятельности. Как отмечает В. М. Блейхер (1976), психопатология не сводится к патологическим изменениям психики. Это наука, не только описывающая клинические проявления нарушений психики, но и изучающая их механизмы, в том числе и психологические.

Как писал Б. Д. Карвасарский: «Суммируя ряд высказываний наших ведущих психиатров и патопсихологов, различие между психопатологией и патопсихологией можно видеть в том, что первая, будучи клинической дисциплиной, оперирует медицинскими категориями (этиология, патогенез, симптом, синдром) и общепсихопатологическими критериями (возникновение, исход, прогноз болезни), основываясь при этом главным образом на клиническом методе, в то время как патопсихология изучает закономерности нарушений психической деятельности, пользуясь в основном своими, психологическими, методами и в своих понятиях». И далее «Перспективным в патопсихологии является направление, ставящее своей целью разработку патопсихологических синдромов – выявление и изучение нарушенных факторов в структуре психической деятельности и установление изменений психических процессов (интеллектуальных, перцептивных, мнестических и др.), основывающихся на этих факторах».

Задача же нейропсихологии, согласно взглядам А. Р. Лурии, это изучение мозговых механизмов психической деятельности человека с привлечением новых, психологических, методов для топической диагностики локальных поражений мозга. А. Р. Лурия (1978) видит задачу нейропсихологии как одного из разделов медицинской психологии в квалификации симптома – выделении фактора, лежащего в основе нарушения, и описании особенностей той структуры измененной психической деятельности, которая возникает в результате очагового поражения мозга.

С медицинской психологией связана психология аномального развития, или специальная психология. А она, в свою очередь, связана с патопсихологией, исследующей отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии; олигофренопсихологией – наукой о патологии психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологией – психологией формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты; тифлопсихологией – психологией развития слабовидящих и незрячих.

Источник: 
Середина Н. В., Шкуренко Д. А., Основы медицинской психологии: общая, клиническая, патопсихология / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 512 с.