Предмет и задачи детской психологии

Прежде чем определить, что является предметом детской психологии, необходимо выяснить, какой временной промежуток психического развития ребенка изучает эта наука.

Обратимся к возрастной психологии, науке, изучающей возрастную динамику развития личности, ее психических процессов и особенностей от рождения до старости. В соответствии с эпохами жизни в возрастной психологии выделяют ряд составляющих этой науки: детскую психологию, психологию младшего школьника, психологию подростка, психологию юности, зрелости и геронтопсихологию (психологию лиц пожилого и старческого возраста). Таким образом, детская психология охватывает первый, самый значимый в жизни человека этап, в котором происходит интенсивное физическое, познавательное и личностное развитие ребенка — период развития от рождения до поступления в школу. В этот незначительный по взрослым меркам период в психике ребенка происходят грандиозные изменения.

Новорожденный ребенок беспомощен. У него еще нет четких образов окружающих предметов, его эмоции связаны в основном с удовлетворением естественных потребностей. Конечно же, новорожденные малыши отличаются друг от друга — одни спокойны, другие, напротив, крикливы и подвижны. Но в этом возрасте еще нельзя говорить об индивидуальных особенностях ребенка — это физиологические различия, обусловленные свойствами нервной системы.

Но к 7 годам ребенок становится совершенно иным: он достаточно самостоятелен, владеет довольно сложными видами деятельности, осознает свои желания, умеет подчинять свое поведение определенным требованиям. У него складываются конкретные индивидуальные психологические качества, формируются свойства личности. Таким образом, ребенок постоянно приобретает что-то новое.

Непрекращающееся движение вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности, воображения и многое другое — BGe это факты, характеризующие развитие ребенка. Они служат тем материалом, который использует для своих выводов детская психология.

Дети одного возраста имеют индивидуальные различия: одни спокойны, медлительны, их отличает сосредоточенность в деятельности, другие чересчур подвижны, непоседливы, неусидчивы, не могут длительное время концентрировать свое внимание на выполняемой деятельности. Однако во всех детях есть нечто общее — все они проходят определенные этапы или стадии развития, которые характеризуются определенными психологическими особенностями.

Если проследить развитие детей, можно заметить определенные изменения, наблюдаемые у каждого из них в том или ином возрасте.

В первый год жизни дети овладевают различными движениями и действиями — ползанием, ходьбой, хватанием, простейшими действиями с предметом и др.; в определенной последовательности развиваются предпосылки речи — от гуления к лепету, а затем к самостоятельному произнесению отдельных слов.

На протяжении двух последующих лет (2-3 года) дети активно осваивают родную речь, возрастает их самостоятельность в удовлетворении отдельных потребностей, например органических (прием пищи, отправление естественных надобностей и др.), появляется осознание себя как субъекта, как отдельного человека и др.

У дошкольников (4—7 лет) формируется способность согласовывать свои действия с действиями других людей, способность оценивать свои поступки и поступки окружающих, сдерживать свои непосредственные побуждения. Дети этого возраста имеют достаточно большой объем знаний об окружающей действительности, познавательные процессы дошкольников приобретают относительную произвольную управляемость.

Изменения, наблюдаемые на разных возрастных этапах, носят не случайный, а закономерный характер. Детская психология изучает психологические особенности детей каждого возраста, изменения, происходящие внутри конкретного возрастного периода. Кроме того, детскую психологию интересует то, как происходит переход от одной стадии развития к другой, в первую очередь те новообразования, которые появляются в психике ребенка на границе периодов. При этом выделяются особенности, которые типичны, свойственны большинству детей этого возраста. Таким образом, детская психология изучает факты, но более важно исследование закономерностей психического развития ребенка.

Итак, предметом детской психологии является психическое развитие ребенка.

Психическое развитие ребенка включает три стороны: развитие его деятельности, психических процессов и формирование личности. Рассмотрим каждую из сторон.

Развитие деятельности. Ребенок в процессе развития осваивает разнообразные виды деятельности: предметную, игровую, продуктивные виды, элементы трудовой и учебной. На каждом возрастном этапе один вид деятельности становится ведущим, определяющим главнейшие изменения в психике ребенка. В процессе развития происходит не просто освоение деятельности, но и совершенствование психики в деятельности.

Развитие психических процессов. Ребенок, как известно, не рождается с уже готовыми психическими процессами: по мере его развития происходит возникновение, изменение, совершенствование внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, чувств, воли ребенка. Психические процессы становятся все более произвольными.

Формирование личности. В процессе взросления у ребенка формируются достаточно устойчивые внутренние психологические качества, которые начинают определять поведение, поступки ребенка, позволяют ему оценить себя, осознать место, занимаемое в системе общественных отношений. Старший дошкольник — это уже личность с собственными намерениями, потребностями, со своим отношением к окружающему миру — материальному и социальному.

Таким образом, в процессе развития ребенка изменяются виды его ориентации в окружающей действительности, формы психической регуляции деятельности, изменяется его место в обществе, в системе социальных отношений. Ребенок из беспомощного существа становится, по выражению Д. Б. Эльконина, субъектом многообразной человеческой деятельности.

Итак, детская психология — это наука, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка от рождения до поступления в школу: развития его деятельности, психических процессов и качеств, формирования его личности.

В настоящее время делаются попытки расширить предмет детской психологии за счет введения в поле исследования периода внутриутробного развития. О. А. Шаграева приводит в качестве доказательства необходимости такого шага исследование Г. Г. Филипповой. В этой работе объектом исследования служит система психического взаимодействия «мать—ребенок» и автор считает, что элементом данной системы ребенок является с момента возникновения у него психического отражения в пренатальном (внутриутробном) развитии. Аналогичной позиции придерживается ряд зарубежных психологов, о чем свидетельствует введение в классификацию возрастов периода внутриутробного развития (А. Валлон, Д. Бромлей и др.). Вероятно, такая точка зрения имеет право на существование, однако, на наш взгляд, внутриутробное развитие ребенка подчинено иным и, прежде всего, биологическим закономерностям, тогда как развитие ребенка после рождения с самого момента его появления на свет происходит в социальных условиях, в объективном взаимодействии не только с матерью, но и с более широким кругом людей.

Можно выделить ряд задач, стоящих перед детской психологией.

1. Накопление фактов, характеризующих психическое развитие ребенка. На первый взгляд психологических фактов детского развития имеется достаточно много. Однако внимательное их рассмотрение приводит к иному выводу (фактические данные приведены из учебного пособия «Детская психология» / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько). Так, согласно данным проведенного в 1926 году исследования Н. А. Рыбникова, к трем годам в активном словаре ребенка насчитывалось 400—600 слов, а словарь шестилетнего достигал 2500— 3000 слов. Современные данные говорят о значительном увеличении количественных показателей: в 3 года — это 1000—1200 слов, а к 6 годам — 3000—3500 слов (В. Логинова).

Необходимость получения новых фактов определяется тем, что психическое развитие находится в зависимости от условий жизни и воспитания детей. Изменение этих условий, соответственно, делает эту задачу достаточно актуальной. Кроме того, необходимо учитывать и меняющийся социальный заказ, насущные потребности общества. Если в 1970-х — начале 1980-х годов наиболее важным являлось формирование у ребенка, прежде всего, определенного объема знаний, умений и навыков, в настоящее время, в соответствии с Концепцией дошкольного воспитания, на первый план выдвигается развитие интересов, потребностей и способностей детей. Следовательно, должны появиться и появляются новые направления исследований, позволяющие добыть новые факты, характеризующие психическое развитие детей.

2. Прослеживание изменений, происходящих в психике ребенка на протяжении периодов онтогенеза и на границе возрастов, и раскрытие закономерностей психического развития.

3. Изучение развития психических процессов ребенка. В области исследования психических процессов, особенно познавательных, имеется очень большое число работ. Вместе с тем остается ряд актуальных проблем, например выявления особенностей развития творческого воображения и творческого мышления, диалектичности детского мышления, качеств мыслительной деятельности ребенка и др.

4. Исследование влияния деятельности на психическое развитие ребенка. Вопросы влияния различных видов деятельности, которыми овладевает ребенок, постоянно находятся в центре внимания ученых, однако в связи с научно-техническим прогрессом происходит расширение сфер человеческой деятельности, что находит отражение и в жизнедеятельности ребенка.

5. Изучение формирования личности в онтогенезе. По-прежнему важным является исследование того, как формируется в детстве направленность личности, каковы содержание и формы активности ребенка, какие качества личности развиваются на каждом возрастном этапе и т. п.

6. Контроль за процессом развития психики детей. Эта задача возникла в связи с появлением новой сферы практики детской психологии в результате широкого распространения системы оказания психологической помощи детям. Подобно тому, как педиатр следит за физическим здоровьем детей, детский психолог должен следить за ходом психического развития ребенка: правильно ли он развивается, соответствует ли его развитие возрастным параметрам, если не соответствует, то в чем состоят трудности развития и как их следует корригировать.

Ключевые слова: Дети, Наука
Источник: Баранова Э.А., Введение в детскую психологию
Материалы по теме
Средства общения у детей
Лисина М.И., Общение, личность и психика ребенка
Эмоциональные расстройства у детей
Раттер М., Помощь трудным детям
Структура психологии
Штейнмец А.Э., Общая психология
Общая характеристика гуманистической психологии
Р.В. Петрунникова, И.И. Заяц, И.И. Ахременко. История психологии - Минск.: Изд-во МИУ, 2009...
Закономерности развития аномальных детей
Саенко Ю.В. Специальная психология: Учебно-метод. пособие. Таганрог:Изд-во ТИУиЭ, 2002. 142...
Вегетативно-сосудистая дистония у детей
Исаев Д.Н. - Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у...
Психологические знания древней Индии и Китая
Константинов В.В., История психологии
Источники психологического знания
Занковский А.Н., Психология деловых отношений
Оставить комментарий