Смысл любого воспитания (нравственного, гражданского, религиозного, эстетического, физического и т.д.) заключается в осмысленном и целенаправленном взращивании человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. В его основе лежит социальное действие, которое немецкий ученый М. Вебер определял как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие.
В отличие от социализации — процесса относительно стихийного и нелокализованного в пространстве и во времени правовое воспитание включает в себя целенаправленную деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.
Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Правовое воспитание — сложная и многоаспектная система деятельности. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики, через иные, неправовые формы и каналы формирования общественного сознания. Однако правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.
В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы с населением:
- правовое всеобучение;
- пропаганда права средствами массовой коммуникации;
- правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.).
Система мероприятий правового всеобучения включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», «Суд идет», комментарии нового законодательства специалистами и т.д.
Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы — приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка, которые подразделяются на общие и специальные.
К общим методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и воспитанию.
Важным методом правового воспитания является правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, способствующий росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды — воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.
Специальные методы правового воспитания используются правоохранительными органами. Это контрольно-воспитательные и надзорные меры, которые применяются к определенной категории граждан, склонной к совершению правонарушений в случаях, прямо указанных в законе.
Основные принципы правового воспитания — это связь с жизнью, юридической практикой, научный характер, яркость и образность, а также ориентирование на укрепление законности, повышение авторитета закона, знание действующих норм и умение ими пользоваться.
Таким образом, формы, средства, методы и принципы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы.