Правовое регулирование иностранных инвестиций

Основным законодательным актом, регулирующим основы осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее - Закон об иностранных инвестициях).

Отношения, возникающие при осуществлении иностранных инвестиций, регулируются также международными договорами и нормами международного права. Для примера можно назвать Сеульскую конвенцию 1985 г. об утверждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.), Конвенцию о защите прав инвестора (Москва, 28 марта 1997 г.).

Основная идея Сеульской конвенции предоставление иностранным инвесторам финансовых гарантий от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций. Задача Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, являющегося международной организацией, заключается в предоставлении гарантий, в том числе страховании некоммерческих рисков инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране - члене Агентства из других стран - членов Агентства. Гарантии, предоставляемые в соответствии с Конвенцией, распространяются:
- на риск, связанный с переводом валюты;
- риск экспроприации или аналогичных мер;
- риск нарушения договора, включая отказ принимающего правительства от договора с держателем гарантии или нарушение такого договора, в определенных Конвенцией случаях;
- риск войны и гражданских беспорядков.

Большую роль в регулировании изучаемой деятельности играют двусторонние соглашения. Такие соглашения существуют у Российской Федерации как у правопреемника СССР, так и в результате их заключения в качестве субъекта международного права. В частности, можно назвать соглашения с Великобританией, ФРГ, США, Швейцарией, Испанией, Францией и др. Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2001 г. № 456 «О заключении соглашений между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений»1 одобрено Типовое соглашение между Правительствами РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капитальных вложений. На основании этого типового акта были заключены соглашения с Болгарией, Грецией, Данией, Польшей и пр.

Иностранными инвесторами в РФ признаются:
- иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, гражданская правоспособность которых определяется в соответствии с законодательством государства, в котором они учреждены, и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ. Исходя из данной формулировки, в российском законодательстве государственная принадлежность иностранных организаций устанавливается на основании критерия инкорпорации, т. е. регистрации, внесения в определенный реестр соответствующего государства2;
- иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются в соответствии с законодательством государства их гражданства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;
- лица без гражданства, которые постоянно проживают за пределами РФ, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются в соответствии с законодательством государства их постоянного места жительства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;
- иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 251 АПК РФ иностранное государство (а в случаях, предусмотренных международным договором РФ и федеральным законом,- международная организация) обладает судебным иммунитетом. В Европейской конвенции об иммунитете государств от 16 мая 1972 г. РФ не участвует. Подходы, выработанные судебной практикой, описаны в п. 5, 6 Обзора судебной практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов3;
- международные организации, которые вправе в соответствии с международными договорами РФ осуществлять инвестиции на территории РФ.

Иностранной инвестицией признается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота и не ограничены в обороте в РФ. Законом предусмотрена возможность вложения денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав не результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации.

Иностранные инвестиции могут быть классифицированы аналогично отечественным. Вместе с тем, Закон об иностранных инвестициям содержит специальное определение прямой инвестиции.

Прямой иностранной инвестицией считаются:
- приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества;
- вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;
- осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн рублей.

В соответствии со ст. 4 Закона об иностранных инвестициях, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Данная формулировка позволила ряду ученых высказать мнение, что в российском законодательстве закреплен национальный правовой режим в отношении иностранных инвесторов, если иное не установлено федеральными законами.

Закон об иностранных инвестициях предусматривает возможность установления изъятий из этого правила двоякого рода:
- изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов. Они могут быть установлены федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов. Они могут быть установлены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления определяются законодательством РФ.

Вместе с тем, следует отметить, что в подавляющем большинстве международных договоров Российская Федерация определяет со своими партнерами режим наибольшего благоприятствования для иностранных инвесторов.

В соответствии с Законом, на территории РФ инвестиции могут осуществлять:
- иностранные инвесторы;
- российские коммерческие организации с иностранными инвестициями;
- филиалы иностранных юридических лиц при условии, что цели создания и деятельности головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам;
- дочерние и зависимые общества коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Они не пользуются гарантиями и льготами, установленными Законом при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории РФ.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ2 в соответствии с ее Уставом, утвержденным Приказом Минюста РФ от 22 апреля 2003 г. № 1003, осуществляет следующие функции:
- аккредитация и ведение сводного Государственного реестра аккредитованных на территории РФ представительств иностранных компаний;
- выполнение процедур по аккредитации и ведение Государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц на территории РФ;
- регистрация российских инвестиций за рубежом и др. Филиалу иностранного юридического лица может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Требования к положению о филиале юридического лица установлены ст. 22 Закона об иностранных инвестициях.

Законом определены основные гарантии прав иностранных инвесторов на территории РФ. Назовем некоторые из них:
1) гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории РФ;
2) гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ;
3) гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
4) гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
5) гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ. Условия и порядок предоставления гарантии определяются ст. 9 Закона и Правительством РФ. В частности, такая гарантия распространяется на иностранных инвесторов, коммерческие организации с иностранными инвестициями, если доля (вклад) иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале составляет свыше 25 процентов, а также на коммерческие организации с иностранными инвестициями, реализующие приоритетный инвестиционный проект независимо от доли (вклада) иностранного инвестора.

Приоритетный инвестиционный проект - инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн рублей (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона), включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Стабильность гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет с начала финансирования проекта за счет иностранных инвестиций. В исключительных случаях при реализации иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями приоритетных инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд рублей, срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство РФ вправе принять решение о продлении указанного срока;
6) гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ;
7) гарантия использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
8) гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции;
9) гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;

гарантия участия иностранного инвестора в приватизации в соответствии с законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества.

Для привлечения иностранных инвесторов для таких субъектов установлены специальные льготы. В некоторых случаях предоставление льгот ставится в зависимость от доли иностранного инвестора в уставном капитале. Так, в соответствии с п. 5 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях, иностранный инвестор, коммерческая организация с иностранными инвестициями, созданная на территории РФ, в которой иностранный инвестор владеет не менее чем 10 процентами доли (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, при осуществлении ими реинвестирования пользуются в полном объеме гарантиями и льготами, предусмотренными данным Законом.

В силу ст. 16 Закона об иностранных инвестициях, льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством и законодательством о налогах и сборах. Так, в соответствии с подп. 7 ч. 1 ст. 150 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Порядок предоставления тарифных льгот предусмотрен ст. 37 Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Законодательством предусматриваются и льготы нетарифного характера для иностранных инвесторов. В частности, иностранные инвесторы и коммерческие организации, в уставном капитале которых иностранные инвестиции составляют более 30 процентов, вправе без лицензий экспортировать продукцию собственного производства, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами, действующими на территории РФ.

Под продукцией собственного производства предприятий с иностранными инвестициями понимается продукция, которая полностью произведена на данном предприятии или подвергнута переработке с соблюдением установленных требований, среди которых:
- наличие в случаях, установленных действующим законодательством, специального разрешения на осуществление соответствующего вида деятельности;
- использование собственных основных и оборотных фондов в виде материальных и (или) финансовых ресурсов, что должно быть подтверждено аудиторской проверкой;
- осуществление работниками, постоянно занятыми на данном предприятии, основных технологических процессов производства продукции;
- содержание в стоимости конечной продукции, предназначенной для экспорта, не менее 30 процентов добавленной на данном предприятии стоимости.

Специальные требования установлены для продукции собственного производства предприятий отраслей добывающей промышленности, а также нефте- и газодобывающей и перерабатывающей промышленности.

Факт отнесения продукции к собственному производству удостоверяется сертификатом, предъявляемым декларантом на таможне при вывозе продукции.

Источник: 
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник