Прагматизм в философии

Прагматизм (от греч. pragma — дело) — это философское направление (доктрина, учение), получившее наибольшее развитие и популярность в США, которое рассматривает всякое теоретическое знание с точки зрения его практической применимости и полезности. Прагматизм оказал глубокое воздействие на интеллектуальную жизнь США первой половины XX века, а возник он в этой стране в конце XIX века.

Видными теоретиками американского прагматизма были Чарльз Пирс (1839—1914), Уильям Джемс (1842— 1910) и Джон Дьюи (1959—1952).

Это был бунт этих и других философов против того, что они определили как бесплодную философскую традицию, которая поддерживалась в американских университетах, и против бесполезной традиционной метафизики, которая расцвела в Европе. Прагматизм — это американская версия позитивистской философии. Его создатели утверждали, что их метод и теория могут быть чрезвычайно полезны в решении интеллектуальных проблем и в ускорении прогресса общества.

Соединенные Штаты возрождались после гражданской войны. Длительное время философская деятельность в США была отражением влияния европейской философской традиции. Да и вообще философия в этом обществе, еще достаточно молодом, не пользовалась большим уважением и не привлекала, не интересовала молодых американцев.

Американские кальвинисты в Новой Англии только продолжали английские философские дискуссии. Их целью было приспособить эти взгляды к проблемам нового американского общества. Даже Джонатан Эдвардс, который был, пожалуй, самым оригинальным метафизиком в истории США, оставался под сильным влиянием неоплатоников и таких европейских философов, как Джон Локк, Николя Мальбранш. В XVIII веке в США возросло влияние философов французского Просвещения, затем — субъективного идеалиста Давида Юма.

В середине XIX века наступило оживление в американской философии. Эмигранты из Германии, ученики Г. В.Ф. Гегеля, будучи под влиянием новых научных теорий, особенно теории эволюции Ч. Дарвина, оказали на американских философов сильное влияние и придали существенное ускорение развитию философии.

В США появился первый «Журнал спекулятивной философии», который публиковал переводы статей европейских философов и стал ареной для дискуссий американских философов, способствовал повышению интереса к американским философам, пробующим создать собственную идеологию.

Исходным пунктом американского прагматизма, как и европейского позитивизма, стало обвинение философии в отрыве от жизни, в увеличении в философии количества исследований по проблемам онтологии, соотношения духа и материи и даже протест против чрезмерно абстрактных схем теории познания. Основоположники американского прагматизма стали утверждать, что задачей философии является поиск методов решения конкретных задач, которые постоянно возникают перед человеком в его повседневной жизни. Мышление должно быть приспособлено к окружающей среде, должно опираться на опыт; нет необходимости выходить за пределы опыта: проблемы иррационализма, трансцендентного идеализма и им подобные проблемы — это псевдопроблемы, и философия не должна тратить времени на их решение.

В существовавшей до сих пор философии, подчеркивали отцы прагматизма, идет постоянное противопоставление знания и незнания, исследуются возможности и границы познания, ведутся дискуссии о том, какое знание может считаться истинным и каковы критерии его истинности и т. п. Представители прагматизма на смену этим проблемам традиционной философии выдвигают новые, среди которых главная — дилемма уверенности и сомнения. Задачей философии они объявляют достижение прагматической уверенности.

Таким образом, в прагматизме проблема знания перестает быть задачей рационального познания, т. е. познания разума, и переходит в область психологии. Специфическим в прагматизме становится и учение об истине и ее критериях. Аристотелевское классическое определение истины, как и взгляды других философов на истину и ее достоверность, в прагматизме заменяются понятием «духовного комфорта», т. е. истинным считается то, в чем ты уверен, что это истинно. Уверенность в своей правоте — это и есть стремление к истине.

У. Джемс утверждал, что истиной является только такая теория, которая лучше работает на нас. Следовательно, истинно только то, что ведет нас к успеху, к положительным практическим последствиям. В свою очередь Дж. Дьюи подчеркивал, что истина — это инструмент практического действия.

Следовательно, задача философии, согласно теоретикам прагматизма, заключается в выработке совокупности конкретных средств (инструментов), которые помогут людям решать конкретные жизненные задачи в их практической деятельности (в «проблемных ситуациях»).

Термин прагматизм Ч. Пирс заимствовал у И. Канта, который прагматическими называл те законы, которые применяются в опытных науках, в отличие от наук практических, т. е., по И. Канту, нравственных, этических, законы которых врожденные, существующие а priori, т. е. доопытно.

Прагматизм стремился освободить философию от чрезмерных абстракций и вербализма, согласно которому изменение мира (динамичность) — основная характеристика и закон существования мира.

Основные черты прагматизма, по мнению историков философии:

  • гуманизм — индивидуальный человек в прагматизме рассматривается, подобно Протагору, мерой всех вещей. Это отличает прагмаизм от схоластики, абсолютизирующей эту меру в надчеловеческих сферах;
  • отказ от вербализма, т. к. критерий истины прагматизм видит не в чувствах, не в языке, а в жизненной практике человека;
  • плюрализм, поскольку отказывается от абсолютизации любой односторонности в философии;
  • радикальный эмпиризм, т. к. в познании ориентируется исключительно на опыт и отказывается признавать врожденное доопытное знание (априоризм);
  • волюнтаризм, основанный на утвержденном У. Джемсом принципе отношения воли к вере: если невозможно рациональное обоснование жизненно важного выбора, человек имеет право на эмоциональный выбор;
  • персонализм, полагающий личность и личностное существование важным предметом философии и рассматривающий проблемы свободы и нравственного воспитания человека через его связь с Богом;
  • сознательный антропоморфизм, проявившийся в трактовке мышления как средства приспособления организма к среде с целью успешного действия;
  • американизм, т. е. прагматизм — это уже не продолжение и интерпретация немецкой классической философии, а собственно американская философия.

Прагматизм также исключал объективистский (незаинтересованный) подход к познанию и экстенсивное накопление новых и новых истин, которые ничему не служат. Это направление философии оказало влияние на другие течения философии XX века, а также на развитие таких отраслей науки, как социальная психология, политические науки. Хотя прагматизм потерял свое былое значение в философии во второй половине XX века, он остается основополагающим при разработке и оценке внешнеполитической доктрины правительства США. В практике международных отношений американские политики считали, что истинно все то, что выгодно США. На этой основе построена политика глобализма, политика «расширяющихся границ США», политика «сфер влияния США», «двойных стандартов» и др.

Прагматизм представляет собой определенный метод решения и оценки интеллектуальных проблем и определенную теорию о видах знания, которые могут быть постигнуты. У. Джемс подчеркивал, что американцы отличаются недоверием к чистому теоретизированию. Какова цель и смысл теоретической активности, к чему она может привести? Чему служат занятия интеллектуальными проблемами, выдвигаемыми теоретиками? На эти вопросы сам У. Джемс не находил позитивного ответа.

Отвечая на вопрос, является ли некоторое философское утверждение истинным, У. Джемс считал необходимым предварительно определить, какую функцию выполняет это суждение и что стало бы, если бы оно оказалось истинным. В прагматизме философствование и интеллектуальная деятельность вообще имеют целью разрешение проблем, которые возникают в результате наших усилий. Ценность наших идей должна измеряться тем, к чему они могут быть применены. По отношению к каждой теории нужно уточнить, что изменилось бы, если бы мы в нее поверили, а также какие были бы последствия для нашей деятельности, если бы мы стали поступать в соответствии с этой теорией.

Мы должны стремиться к тому, чтобы наши теории стали орудием для разрешения проблем, возникающих в опыте, поэтому они должны быть оценены конечным результатом, успехом в решении этих задач. Если кто-то гуляет в лесу и заблудится в нем, то, в соответствии со взглядами прагматиков, помочь самому себе в этой ситуации можно посредством анализа, и это деятельность теоретическая. Мы анализируем положение солнца, направление его движения, свое знание территории, анализируем, кто и как может помочь нам выйти их этого неприятного положения. Ценность этой аналитической деятельности, истинность и неистинность проведенного нами анализа определяется результатом, тем, будет ли удачным выход из создавшейся ситуации. Многие классические теории философии имеют либо мало, либо вообще не имеют измеримой в этом смысле ценности: непосредственные проблемы, которые возникают перед человеком в ходе его практической деятельности остаются точно такими же. Мы не получаем от таких теорий никаких подсказок, как эти проблемы разрешить. Не существует никаких предвидимых последствий, позволяющих оценить такие метафизические теории, касающиеся природы мира. Прагматизм считает теорию истинной только тогда, когда она полезна. На вопрос о том, что значит, что некоторая теория или концепция истинны, представители прагматизма должны ответить, что это зависит от того, насколько удачно она позволяет разрешить задачи, возникающие в опыте. И, наоборот, некая теория или концепция является заблуждением, если попытка ее верификации, проверка на опыте, неудачна. Это критерий истинности, утверждают в прагматизме. Когда ученый проверяет некую теорию, он проектирует тестирующий эту теорию эксперимент, с помощью которого он проверяет истинность этой теории в определенных условиях. У. Джемс утверждал, что единственный довод, что некоторая теория является истинной, есть тот, что она подтверждается в опыте.

Всякие другие суждения об истинности, такие как ее объективность, абсолютность, независимость, непротиворечивость и т. п., не имеют никакого значения.

После рассмотрения этих общих положений философии прагматизма рассмотрим учение классиков прагматизма более детально и персонифицировано.

Ключевые слова: Прагматизм
Источник: Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия. — М.: Прометей, 2018. — 379 с.
Материалы по теме
Философия прагматизма Ч. Пирса
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия прагматизма Д. Дьюи
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Философия прагматизма У. Джемса
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 2: Неклассическая философия...
Оставить комментарий