Позитивные функции конфликта

Л. Козер систематизировал функции конфликта, оцененные еще в первой половине XX в. Г. Зиммелем как позитивные, следующим образом:

1. Группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп.
Широко известно утверждение, что дружить легче против кого-то. Несомненно, внешний враг может помочь усилению консолидации между членами группы. И этот механизм неоднократно использовался в истории политики.

2. Установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений, интеграция и идентификация, социализация и адаптация как индивидов, так и групп.
Позитивным выходом из конфликта может стать более отчетливый свод правил межгруппового взаимодействия, демаркация границ между группами или подразделениями, сферами их компетенции и ответственности.

3. Получение информации об окружающей социальной среде.
Конфликт может использоваться как инструмент для более глубокого понимания ситуации. В аналогичной функции применяется так называемая «разведка боем».

4. Создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти, социальный контроль.
Конфликт может привести к перераспределению власти, законодательной констатации новых реалий, нового баланса сил, более адекватно отвечающего сложившейся ситуации.

5. Нормотворчество.
При позитивном разрешении конфликта фиксируются новые правила взаимоотношений между субъектами конфликта и между третьими силами, чьи интересы также фигурировали в его ходе.

6. Создание новых социальных институтов.
Конфликт является одним из «родоначальников» новых организаций и направлений деятельности. Большое число организаций возникло в процессе и в результате отделения групп сотрудников от материнской организации. Именно конфликт позволил им сплотиться и осознать отличия своих интересов от интересов их прежних сослуживцев и руководителей.

7. Интенсификация рефлексии.
В процессе конфликта активизируются личностные и интеллектуальные силы оппонентов. Они могут привести к новым неординарным решениями. Некоторые решения, для кристаллизации которых в обычных условиях потребовались бы годы, достигают своей зрелости за гораздо более короткие интервалы времени.

8. Качественные преобразования.
В результате разрешения конфликта могут возникать новые структуры, не имевшие предшественников в доконфликтной ситуации. Это касается как социальных и организационных систем, так и технических решений. То же можно сказать о многих образцах социальной и материальной жизни.

Ключевые слова: Конфликт
Источник: Менеджмент. Учебное пособие
Материалы по теме
Природа конфликта
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Теория реального конфликта
Психология межгрупповых отношений.— О.А. Гулевич., М.: Московский психолого-социальный...
Профсоюзы и трудовые конфликты
Липсиц И.В., Экономика
Способы разрешения ролевых конфликтов
Фролов С.С., Основы социологии
Психологические составляющие конфликта
Анцупов А.Я., Конфликтология
Влияние индивидуальных социально-психологических особенностей на динамику и управление межличностным конфликтом
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Принципы и стратегии решения конфликтов
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Понятие социального конфликта. Общественное согласие
Соколов С.В., Социальная конфликтология
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий