Поведение личности: понятие, виды, эволюция

Понятие «поведение» характеризует целенаправленную проявленную активность животного организма.

В основе конкретной линии поведения лежит определенная (органическая или культурная) потребность животного    организма.

Потребность подразумевает поиск одних стимулов и/или уход от других ради поддержания своего комфортного существования, прежде всего самой жизни. При этом присутствие недостающих позитивных стимулов и/или отсутствие (уменьшение) негативных стимулов становятся жизненно необходимым условием для сохранения и развития индивида. Это целостное психофизическое состояние, содержащее импульс к действию. Следствием актуализации    потребности являются исполнительные действия, обеспечивающие удовлетворение этой потребности. Любая потребность изначально содержит в себе когнитивный компонент со всеми его атрибутами. Крайняя форма потребности — нужда, лишение, обделенность чем-либо.

Потребность связана с выбросом эмоций. Индивид испытывает от этого специфическое эмоциональное возбуждение. На начальных этапах развития личности о потребностях сигнализируют базовые эмоции в их чистом виде, например чувство голода или страха. По мере развития личности, ее осознания потребности соединяются с оттенками желаний, влечений, стремлений, представляя подчас запутанный конгломерат.

Потребности подразделяют по характеру деятельности, например оборонительная, пищевая, половая, познавательная, игровая и коммуникативная потребность. Также в структуре поведения выделяют влечение — неотчетливо осознанную потребность, желание — осознанную потребность, и намерение — решение о воплощении желаний. Намерение всегда предполагает конкретный выбор и приложение воли.

По мнению автора, смешение потребности с желанием неточно, эти понятия следует четко разделить. Отличием потребности от желания является элемент необходимости. При потребности необходимость очевидна, необходимость заложена в самом смысле слова; проявленная потребность означает присутствие угрозы для нормального существования индивида. В случае желания необходимость объективно отсутствует; ее присутствие определяет лишь субъективный фактор, иными словами, зависит от свободы выбора индивида. Бывает, некий индивид буквально вбивает некую идею себе в голову и готов за нее положить голову на плаху. Так желание уродливо трансформируется в насущную потребность. Подобное явление встречается, например, в сектах в периоды фанатичной вовлеченности участников в единое действо.

С позиций результата поведение может быть адекватным (соответствующим ситуации, нормальным) и ненормальным, в том числе обусловленным психическим заболеванием. Ненормальное, не вызванное психическим заболеванием, поведение носит название «отклоняющееся», или «девиантное». Сюда относят также необычное (эксцентричное) поведение, которое не относят к патологическим. Для эксцентрика характерны: нежелание подчиняться общепринятым нормам и образцам, независимость от мнения социума, творческое начало, любознательность, идеализм и счастливая одержимость чем-либо, неплохое умственное развитие.

Девиантное поведение (лат. deviatio — уклонение) подразумевает действия и поступки, противоречащие принятым в обществе нравственным нормам. Девиантное поведение включает в себя многие формы. В частности, различают антисоциальную, делинквентную и аддиктивную формы поведения. Смысл антисоциального поведения понятен из названия, такое поведение бросает вызов устоям общества. Делинквентное поведение (лат. delinquentis — правонарушитель) представляет дальнейшее «развитие» девиантного. Нарушаются не только нравственные, но уже и правовые нормы общества, отсюда действия субъектов попадают под статьи законов об административном и уголовном наказании. Аддиктивное, или зависимое, поведение (англ. addiction — пагубная привычка, порочная склонность) описывает поведение, «привязанное» к некоему фактору, ставшему психологически значимым в жизни индивида. Чаще всего таковым выступает химическое вещество. Примеры: наркозависимость, токсикозависимость и т.п. Распространена зависимость от факторов окружающей реальности (игровая зависимость). Встречается и социальная зависимость, например патологическая привязанность матери к своему ребенку и наоборот.

В поведении особое место принадлежит ориентировочной реакции и оборонительному рефлексу - действиях, во многом, автоматических, слабо контролируемых, уходящих корнями в подсознание.

  • Ориентировочная реакция (деятельность) — это форма поведения, связанная с обследованием окружающего пространства на предмет возможного появления стимула; входит в комплекс общей подготовки организма к действию на внешний раздражитель.
  • Оборонительный рефлекс (лат. reflexus — отраженный) — форма безусловного рефлекса, защитная реакция организма в ответ на разрушительные воздействия, обычно сопровождается отрицательными эмоциями (страх, гнев).

Анализ поведения тесно связан с такими понятиями, как воля, мотивация, характер, эмоции, мышление, память, внимание, стресс, научение.

Эволюция поведения

В развитии личности, начиная с момента ее рождения, можно условно выделить ряд этапов. Разные авторы описывали их по-своему. Общепринято, что наиболее важные решения, определяющие отношение личности к жизни в целом, и его базовые модели поведения закладываются в первые три года жизни. Японцы образно говорят, что в это время к ребенку следует относиться как к Богу. В период от трех до шести лет ребенок усваивает основные принципы поведения в социуме, и японцы полагают, что в это время он должен усвоить поведение раба. В дальнейшем личность ребенка рассматривают как равную взрослому, со всеми вытекающими последствиями.

Достаточно глубоко и интересно подошел к этому вопросу Э. Эриксон. Он сосредоточил внимание на «эго»-конструкте и предложил свою концепцию психосоциального развития личности.

На первой стадии (от рождения до 1 года) прививается чувство доверия/недоверия к взрослым опекунам (родителям) как символам окружающего мира. Это первичное понятие доверия/недоверия проективно распространяется и на доверие к самому себе.

На второй стадии (1-3 года) ребенок осваивает автономию, он начинает активно осваивать окружающий мир и формирует первичную модель уверенности/сомнения в себе.

Третья стадия (3-6 лет) характеризуется осознанием ответственности за принятые самостоятельно решения, причем эта ответственность первоначально ассоциируется с нравственным понятием вины, рискующей в отдельных случаях перейти в самоуничижение.

На четвертой стадии (6-12 лет) происходит закладка представлений о труде, прилежании и усердии.

Пятая стадия (12-18 лет) рассматривается как этап активного поиска индивидуальности. Подростки экспериментируют со своим самовыражением кто как может. Этот феномен в западной психологии назван кризисом идентичности.

Шестая стадия (18-35 лет) предполагает раскрытие своего потенциала и поиск взаимодополняющих партнеров. Именно на этом этапе создается семья и закладываются основы карьеры.

На седьмой стадии (с 35 лет до индивидуальной старости) постепенно культивируется потребность ответственности за близкого человека (чаще — детей); в противном случае возникает ощущение пустоты, бессмысленности жизни.

Восьмая, последняя стадия (индивидуальная старость) посвящена ностальгическим воспоминаниям о прошедшей жизни; незавершенные психологические проблемы дают о себе знать, являясь теми подсознательными якорями, за которые судорожно хватается личность, страшась смерти и жадно стремясь к бесконечному продолжению жизни.

М. Малер детализировала первые стадии в рамках теории объектных отношений. Так, вначале идет аутистическая стадия (от рождения до двух месяцев), во время которой ребенок большей частью спит и закрыт от окружающего мира знакомым образом матери.

Вторая стадия симбиоза (от двух до шести месяцев) предполагает начало детализации объектов внешнего мира, как факторов удовлетворения собственных потребностей.

На третьей стадии раскрытия (от шести до десяти месяцев) начинается познание пугающего окружающего мира, отчего появляется потребность в собственном фетише — символе безопасности (появляется любимая игрушка). В этот период ребенок проявляет беспокойство при виде незнакомых людей (феномен пугающего незнакомца).

Четвертая стадия практики (от 10 до 16 месяцев) проходит под знаком поисковой активности и отстаиванию своей независимости; слово «нет», как проявление независимости, на время становится излюбленным.

Пятая стадия сближения (от 16 до 24 месяцев) знаменует сознательное понимание любви, символом которой является мать; именно с ней устанавливаются наиболее теплые отношения.

На шестой стадии постоянства объекта (от двух до трех лет) ребенок окончательно усваивает независимость существования и поведения других людей и себя в этом мире.

На формирование поведения в течение жизни оказывают влияние многие факторы. Их можно организовать в достаточно простую трехуровневую модель:

  • первый уровень — восприятие базовых телесных потребностей (факторы голода и страха);
  • второй уровень — восприятие социальных моделей потребностей (факторы сенсорного удовлетворения и сенсорной депривации);
  • третий уровень — глубинное восприятие базовых духовных потребностей (факторы удовлетворенности творчеством и воли, определяющей необходимость, долженствование).

Важная роль в формировании правильного, адекватного поведения принадлежит контролю над своим поведением (критичности мышления). В специальной литературе тему нередко оставляют на произвол естественного понимания. Между тем вопрос крайне интересен. Контроль над своим поведением означает не только и не столько удержание в сфере внимания образа своих поступков. Ведущее место занимает постоянное сравнение текущей реальности с ранее сформированной (на основе накопленного опыта) виртуальной моделью прогнозируемого будущего. Это будущее только что настало, и оно оказалось совсем не таким, каким представляла его личность в своей виртуальной модели. Удержание внимания полностью зависит от достаточно осознанного желания, поддержанного волей.

Источник: 
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное. - Х.: Полиграф-М. 2016.
Материалы по теме
Личностные и поведенческие проблемы младших школьников
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Моральная регуляция поведения
Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и...
Общие закономерности формирования приобретенного поведения
...
Методы исследования в психологии активности и поведения
...
Генетика поведения
...
Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца
Андреева Г.М., Зарубежная социальная психология ХХ столетия
Виды реакций при действии экстремальных факторов
Рогачева Т.В., Залевский Г.В., Левицкая Т.Е., Психология экстремальных ситуаций и состояний...
Методика эффективного и рационального поведения с трудными оппонентами
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Оставить комментарий