Порядок осуществления безналичных расчетов

Как следует из понятия предпринимательской деятельности, основной ее целью является получение прибыли. Прибыль предприниматели получают в результате реализации товаров, работ, услуг.

Реализацией товаров, работ, услуг организацией и индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
(Ст.39 НКРФ)

Законодательством РФ установлены случаи, когда передача товаров, работ, услуг не признается реализацией. В частности, не рассматриваются как реализация:
- осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты;
- передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации;
- передача товаров, работ, услуг, если такая передача носит инвестиционный характер;
- передача имущества участнику хозяйственного общества или товарищества при выходе из организации, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйствующего субъекта.

Государственное регулирование реализации товаров, работ, услуг можно подразделить на правовое и организационное.

Правовое регулирование выражается в принятии нормативных правовых актов, устанавливающих определенные требования к процессу реализации. В законодательстве установлены требования к качеству реализуемых товаров, работ, услуг и порядку их реализации, к учету совершенных хозяйственных операций, определению цены и др. Нормативные правовые акты, содержащие такие правила, были рассмотрены в соответствующих главах данного учебника. В этой главе остановимся на порядке формирования финансовых результатов деятельности.

Организационное регулирование реализации товаров, работ, услуг осуществляется через деятельность государственных органов.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности, как уже отмечалось, может быть прямым и косвенным. К прямому государственному регулированию в данной области относятся установление случаев обязательного заключения договоров, в частности, для обеспечения государственных нужд, установление запретов на реализацию товаров, работ, услуг, не соответствующих государственным стандартам, и др. Косвенное регулирование выражается, в частности, в стимулировании предпринимательской деятельности путем предоставления льгот, например, для предпринимателей, которым присвоено звание «Поставщик продукции для государственных нужд России». Субъектам малого предпринимательства гарантируется участие в производстве товаров для государственных нужд в размере не менее 15 процентов общего объема поставок каждого вида продукции.

Правовыми формами реализации товаров, работ, услуг являются различные договоры. В зависимости от предмета реализации выделяют:
- договоры, направленные на передачу товаров в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление;
- договоры, направленные на передачу результатов работ;
- договоры, направленные на оказание услуг.

Нормы, определяющие содержание, условия заключения, расторжения и исполнения договоров, основания ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий содержатся в Гражданском кодексе РФ, а также в иных законодательных актах. Так, Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» устанавливаются требования к содержанию договора лизинга и его форме, предусматриваются права и обязанности сторон. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» определяет обязательные требования к форме и содержанию договора, заключаемого между оценщиком и заказчиком.

Договоры, опосредующие предпринимательскую деятельность по реализации товаров, работ, услуг, могут заключаться традиционным способом, т. е. путем проведения переговоров, обмена письмами, телеграммами. Помимо этого законодательством предусмотрена возможность заключения таких договоров на торгах, биржах, ярмарках и выставках.

Порядок заключения договоров на торгах установлен Гражданским кодексом РФ и целым рядом законодательных и подзаконных актов. Гражданским кодексом закрепляются общие правила проведения торгов в форме аукционов и конкурсов. Специальные нормы регулируют отношения по проведению торгов, предметом которых является заключение договоров в отдельных сферах предпринимательской деятельности.

Общие положения заключения договоров на товарных биржах установлены Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле». Специальные положения закрепляются правилами биржевой торговли, которые принимаются каждой товарной биржей. В этих правилах должны быть определены."
- порядок проведения биржевых торгов;
- виды биржевых сделок;
- порядок регистрации и учета биржевых сделок;
- порядок информирования членов биржи и других участников биржевой торговли о биржевых сделках на предшествующих биржевых торгах (в том числе о ценах биржевых сделок и о котировке биржевых цен), о товарных рынках и рыночной конъюнктуре биржевых товаров;
- порядок взаимных расчетов членов биржи и других участников биржевой торговли при заключении биржевых сделок и пр.

К особенностям биржевых сделок относятся:
1) заключение их участниками биржевой торговли;
2) заключение сделок в ходе биржевых торгов;
3) заключение сделок в отношении биржевого товара, под которым понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности;
4) регистрация заключенных сделок на бирже.

Заключение договоров на ярмарках и выставках также имеет свои особенности. Организация деятельности ярмарок и выставок регламентируется специальными нормативными актами.

Например, в целях развития выставочной деятельности в агропро-мьп1шенномирь1бохозяйственном комплексе России образованаКомиссия по развитию выставочно-ярмарочной деятельности в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексе России. Положение о Комиссии утверждено приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 20 декабря 2004 г. № 5431. Основными задачами Комиссии являются:
выработка и реализация современной концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в агропромышленном и рыбо-хозяйственном комплексе России;
- определение приоритетности выставок-ярмарок и связанных с ними мероприятий в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексе России;
- содействие продвижению на международный рынок отечественных передовых научно-технических разработок и товарной продукции, представленных на выставках и ярмарках;
- рассмотрение проектов нормативных правовых актов, касающихся выставочно-ярмарочной деятельности в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексе России.

Для реализации указанных задач Комиссия вправе принимать решения рекомендательного характера по выставочно-ярмарочной деятельности для участников и организаторов этих мероприятий.

В некоторых случаях нормативными правовыми актами устанавливаются Правила оказания услуг и проведения работ. В качестве примера можно привести утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. № 725 Правила оказания услуг почтовой связи2 или утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1235 Правила оказания услуг телефонной связи.

Существенные особенности имеет порядок реализации товаров, работ, услуг для государственных нужд. Их наличие предопределило необходимость рассмотрения данного вопроса в отдельном параграфе.

Источник: 
Ершова И.В - Предпринимательское право.Учебник