Понятие сознания в общей психологии

Человек, мистически, есть Сознание, с ограниченным к нему доступом. То, что мы называем человеком — лишь страждущая оболочка Сознания.

Ключевым понятием психологии является понятие сознания, четкого определения которому до сих пор нет. Оставшееся с советских времен марксистское определение сознания, как формы отражения объективной действительности в психике человека, видимо, не совсем удачно, поскольку само понятие отражения (отражение зеркала) не подразумевает работы, а, между тем, именно работа происходит в сознании. Более точным видится понимание сознания в древних восточных культурах (например, в философии йоги и китайской), которые рассматривают сознание в качестве формы чистой энергии, с заложенной в ней данностью к познанию формы и самопознанию (творчеству), а также данностью воли. В функциональном плане сознание есть система черного ящика, управляющая собой для реализации заложенного в нем внутреннего потенциала.

Теории сознания

Говоря о сознании, мы невольно сталкиваемся с необходимостью философского понимания устройства Мира (Вселенной). Современные теории допускают, что наша осязаемая реальность на самом деле — лишь иллюзорный образ, некое искаженное подобие более реального голографического изображения. Наш осязаемый физический мир, с его линейным делением времени на прошлое, настоящее и будущее, представляет упрощенную (в нашем мировоззрении) проекцию истинной реальности, назовем ее голографической, с ее нелинейным отражением времени. В этой голографической модели истинный источник сознания лежит в трансцендентной реальности «замершего времени».

Процесс образования Мира исторически всегда виделся творением или, как сейчас формулируют, освоением сознания материальной формы. В мистических традициях это называется иначе: освоение тонким планом (сознанием) плотного плана (материи). Вспомним исторический документ — Библию: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдохнул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». В нашем понимании тонкий план подразумевает собой сознание (Бог, Божественный Дух, чистое сознание, космический разум), то, что иначе называется идеей. Сознание являет, по сути, чистую энергию, имеющую всю атрибутику Ян6. Плотный план представлен материальными предметами, имеющими форму; они наполнены «замершей», пассивной энергией Инь.

Понимая мир как совокупность энергетических форм, многие ученые и мистики считают, что категорическое разделение Вселенной на живые и неживые объекты не имеет смысла. Одушевленная и неодушевленная материя неразрывно связаны друг с другом, и жизнь находится в скрытом состоянии во всей Вселенной. Даже камень в некоем смысле живой, поскольку жизнь и сознание присутствуют не только в материи, но и в «энергии», «пространстве», «времени», во «всей ткани вселенной», во всем, что мы абстрактно выделяем и ошибочно рассматриваем как независимо существующие объекты.

Цель творения человека — самопознание себя в процессе освоения. Вот простенькая гипотеза. Человек создал компьютер, принципы «мышления» которого во многом идентичны таковым у человека; создал свое образное грубое подобие. И теперь вовсю использует его для исследования самого себя. Не так ли Сознание пытается исследовать самое себя с помощью нехитрого человеческого тела?

Первичным импульсом к творению является Воля, причем данная изначально. В жизни человека воля подразумевает концентрацию и направление внимания, мышления, действий и эмоций, иными словами — всех усилий на достижение поставленной цели. Фактически воля представляет подпрограмму реализации программы развития личности.

Самопознание невозможно без отделения какой-то части себя от целого; с этих позиций человеческая Душа являет собой часть целого — Божественного Духа, чистого сознания. Таким образом, считается, что человеческая Душа спускается в плотный план, имеющий форму — человеческое тело — для его освоения, то есть познания плотного плана (формы) и самого себя в процессе познания. Естественно, Душа сохраняет связь с Божественным сознанием (или, по крайней мере, имеет такую возможность). В контексте сказанного имеет смысл выделить две категории сознания: сознание в широком (философском) смысле, или Божественное сознание (категория Души), и сознание в узком смысле (используемое психологами), или человеческое сознание. В дальнейшем под сознанием автор будет подразумевать именно человеческое    сознание,    ограниченное

человеческим разумом и эмоциями. Наиболее общим доказательством этого сознания служит тот факт, что не «мысли и чувства существуют», а «я мыслю» и «я чувствую» (У. Джеймс). Есть четкий критерий различия между этими понятиями сознания: Божественное сознание (сознание Души) непрерывно (поток сознания), человеческое сознание дискретно (обрывки мыслей, наплывы эмоций). Давая жизнь человеку, Душа обретает в нем новое имя: «внутреннее интуитивное «я».

Понятия правды и лжи в психологии

Все настолько запутано...

Сознание имеет дело с той реальностью, которую оно (сознание) воспринимает. Правда есть выражение истинной (объективной) реальности. Ложь — ее искажение, субъективное преломление Истины. Поскольку реальность у человека в 99,99 % случаев всегда ментально трансформирована благодаря субъективизму многих компонентов: восприятия, анализа и интерпретации, получается, что любая человеческая правда никогда не является Истиной, а, следовательно, представляет собою ничто иное, как ложь. Иногда видение звездного неба на поверку может оказаться созерцанием микробов под микроскомом. Такова действительность. Тем не менее для понимания эффективности функционирования человеческой психики приходится абстрагироваться от действительности и ввести понятие правды как относительной истины.

Для полноты разговора об Истине следует упомянуть о феномене медитации, используемом мистиками (об этом см. ниже), и интуиции, присущей каждому индивиду. Эти пути доступа к Истине фактически минуют мышление; осознание Истины происходит лишь на финальном отрезке в форме видения и правильного понимания некоего образа, опыта или нужного решения.

Архетип, эгрегор, тонкие и плотные формы сознания

Человеческая Душа как часть целого соединена с другими частями, с другими Душами и коллективами Душ. Эти объединения получили название «архетип» («эгрегор»).

Исследования З. Фрейда, К. Юнга и С. Грофа выявили факт присутствия в глубине индивидуального подсознания форм, не связанных с жизнью индивида и принадлежащих к иному, по-видимому, коллективному слою подсознания. Например, в трансовых переживаниях и снах пациентов можно обнаружить символы, относящиеся к другим временам и культурам, которые сам индивид не знает и не мог знать. К. Юнг назвал эти проявления общественного подсознания термином «архетип» («сверхтип»). Существуют символы архетипов. Например, Илья Муромец — архетип русского народа, военный — архетип армии, школьный звонок — архетип школы.

В русской мистической традиции вместо архетипа используется иной термин — эгрегор. Под эгрегором понимают некую абстрактную идею, объединяющую на тонком плане разные объекты плотного плана (А. Подводный). Образно говоря, некие первичные объекты добровольно принудительно отдают часть своей энергии как дань, получая за это высшее покровительство и защиту. Эгрегор не имеет каких-либо количественных рамок (идея может объединить и небольшую группу коллекционеров бабочек, и все человечество в целом), но имеет разную силу, увлекающую за собой первичные объекты плотного плана. К примеру, сила идеи русской революции не только захватила в свой водоворот человеческие массы в России, но и оказала влияние на весь ход мировой истории.

Рассматривая сознание как форму энергии, правильно обозначить разные потоки энергии, пронизывающие наше пространство, термином «энергоинформационные формы». Душа, по сути, является информационно энергетической формой, обитающей в плотном (человеческом) теле. Душа воспринимает все пространство окружающего Мира в виде информационно энергетических потоков. В зависимости от уровня, интенсивности и других, во многом неведомых нам характеристик уместно выделять тонкие и плотные информационно-энергетические потоки. Плотные потоки прекрасно различаются нашими органами чувств, тонкие, по свидетельству мистиков, воспринимаются специальными центрами восприятия тонкого тела — чакрами7. В быту тонкие потоки человек воспринимает так называемым шестым чувством (интуицией). Мысль и эмоции относят к тонким формам.

Мистики утверждают, что человек способен не только воздействовать на мир активными действиями, но и прямо влиять на ситуацию с помощью тонкого, невидимого плана, в том числе таких инструментов сознания, как эмоции и мышление. Действительно, установлен факт, что человек способен своими эмоциями вызывать изменение жизнедеятельности других живых существ, в том числе растений. Это вполне согласуется с теорией сознания как энергоинформационного поля.

Воображая некую ситуацию, создавая в представлении некий виртуальный образ, человек может менять ситуацию в плотном плане. В этом смысле каждый человек — маг. Например, некто страстно мечтает о покупке, и это ему удается; или: стремится в душе проявить себя так, как ему давно подсказывает его внутренний голос, и его мечта, как правило, сбывается. Об этом можно, конечно, спорить, настаивая на случайных совпадениях. Однако, по мнению современных философов, каждая случайность на самом деле представляет собой неочевидную закономерность.

Восточная философия учит, что внешний мир создает человеку такие ситуации (и человек этому способствует, привлекая их!), чтобы оптимальным образом заставить человека набрать необходимый именно ему жизненный опыт в соответствии с программой развития, заложенной и управляемой его внутренним «я». С.Е. Лец остроумно заметил, что «жизнь принуждает человека ко многим добровольным поступкам».

Человеческое сознание вынуждено воспринимать задачи программы косвенно, через внутренние переживания, запускаемые и формируемые нашим внутренним «я», и человек воспринимает правильность внутренних импульсов не логически, не на уровне рационального, а на уровне глубинного переживания верности сделанного выбора. Такое глубинное переживание всегда интуитивно и, как правило, алогично, точнее, необъяснимо.

Ключевые слова: Сознание
Источник: Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное. - Х.: Полиграф-М. 2016.
Материалы по теме
Основные характеристики и структура сознания
Константинов В.В., Методологические основы психологии
Особые (измененные) состояния сознания
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Понятие сознания, структура и источники формирования сознания
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Феноменология сознания
Гарри Хант, О природе сознания
Роль труда и языка в развитии сознания
Теплов Б.М., Психология
Массовое сознание и общественное мнение: структура, свойства, функции и виды
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Генезис сознания, биологические и социальные предпосылки возникновения сознания
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Современные представления об этапах развития психики, понятие о сознании
Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека
Оставить комментарий