Понятие «социальная структура» является одним из самых употребляемых в социологии: сам термин «структура», происходящий от латинского struere (строить), был введен в оборот Г. Спенсером. Указанный термин в данный период достаточно широко использовался в естественных науках, в первую очередь в анатомии и биологии, где он применялся для обозначения постоянных отношений между отдельными частями организма и его целым. Использование подобной терминологии являлось не случайным, поскольку для Г. Спенсера было характерно рассмотрение общества по аналогии с живыми организмами. Такой подход к анализу общества предполагает рассмотрение его в качестве сложного составного целого, состоящего из организованных элементов, между которыми существует постоянная взаимосвязь. Не вызывает сомнений тот факт, что любое общество представляет собой совокупность определенных элементов, к числу которых относятся отдельные индивиды, социальные группы, институты и т. д.
Под социальной структурой в социологической науке чаще всего понимается совокупность устойчивых социальных общностей людей, которые находятся в определенной взаимосвязи и взаимодействии.
При этом между отдельными социологами не существует единства по поводу того, что именно необходимо рассматривать как «элементы» общества, связи между которыми образуют социальную структуру. Одни социологи полагают, что такими элементами являются просто индивиды, составляющие общество, вторые — что это не столько индивиды, сколько социальные роли, выполняемые ими, третьи — что это социальные институты и т. д.
В зависимости от применяемого конкретным ученым подхода к структурированию общества в качестве элементов социальной структуры могут выделяться социальные связи и отношения, социальные институты, социальные общности, группы, страты, социальные организации, социальные роли и т. д. В целом социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. Социальная структура дифференцируется по различным признакам: национальным, классовым, профессиональным, возрастным, половым, территориальным. Соответственно, социальная структура общества часто рассматривается как совокупность следующих структур: социально-классовой, профессионально-квалификационной, социально-этнической, территориально-поселенческой и др. Так, социально-классовая структура основана на различных отношениях между людьми по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Еще древние общества характеризовались разделением на имущие и неимущие слои, или эксплуататоров и эксплуатируемых. В современном обществе также сохраняется классовое деление, а классы выделяются по отношению к собственности и общественному разделению труда. Последнее вообще имеет очень важное значение для формирования социальной структуры. С общественным разделением труда связана профессиональная дифференциация людей, выделение различных общностей, различающихся как характером труда, так и уровнем квалификации и т. д. К примеру, определенные слои выделяются в рамках рабочего класса (неквалифицированные или малоквалифицированные рабочие, а также рабочие, имеющие среднюю и высокую квалификацию) и среди лиц, занятых умственным трудом, или интеллигенции (специалисты со средним специальным и высшим образованием, техническая и гуманитарная интеллигенция).
Отметим, что в научной литературе существуют различные классификации профессиональных ролей работников СМИ. Типология современных журналистов может быть рассмотрена прежде всего исходя из системы функций, присущих журналистике. В рамках такой типологии выделяются журналист-информационщик, или распространитель информации (disseminator): указанная задача является основной для хроникеров и репортеров, хотя все корреспонденты в принципе ориентированы в своей деятельности на информирование аудитории; журналист-аналитик, или эксперт, аналитик информации (interpreter), журналист-критик, оппонент власти (adversary), который выступает в качестве своеобразного контролера власти, реализуя соответствующую контролирующую функцию; журналист-пропагандист, или агитатор, социальный организатор, пропагандирующий определенные ценности и идеи, предлагающий те или иные образцы для подражания, призывающий к осуществлению определенной деятельности (такой журналист решает прежде всего задачи идеологического и культурнопросветительского характера); журналист-развлекатель (entertainer), который выполняет развлекательную функцию.
Основанием для типологизации журналистов может выступать миссия самой журналистской профессии: здесь выделяются, соответственно, журналист-гуманист (идеалист), для которого характерны понимание журналистики как важного инструмента формирования общественного мнения и неукоснительное следование принципам журналистской этики; журналист-специалист, ставящий во главу угла преданность профессии, компетентность, аналитизм; журналист-художник (литератор), стремящийся к творческой самореализации в процессе осуществления профессиональной деятельности. Интересно, что некоторые исследователи, к числу которых относится С. Пасти, различают среди журналистов идеалистов и гуманистов и отдельно выделяют такую специфическую разновидность представителей данной профессии, как пропагандистов, понимая под ними «беспринципных и лживых» журналистов, которые способны ради собственной выгоды подделывать факты, манипулировать аудиторией, ставя соображения карьеры и материального успеха выше каких-то убеждений, этических и иных принципов.
Традиционно классификация профессиональных ролей журналистов осуществляется в зависимости от каналов или платформ (здесь необходимо отметить, что в настоящее время все более востребованными становятся журналисты-универсалы), а сами журналисты могут отдавать предпочтение определенному виду творчества — словесному, визуальному или словесно-визуальному. Отсюда проистекают различия по характеру журналистской деятельности, которая может быть творческой, технической, комбинированной: так, функцией корреспондента является получение, обработка и трансляция информации, редактора — редактирование информации и ее компоновка, бильдре-дактора — визуализация информации и т. д. Можно также выделить журналистов печатной прессы (газетные и журнальные журналисты), журналистов электронных СМИ (радио-, теле-, интернет-журналист). Форма собственности (т. е. статусные отношения владельца, издателя, учредителя) также могут детерминировать особые журналистские роли: журналист общественных СМИ, журналист государственных СМИ, журналист частных СМИ и журналист СМИ смешанной формы собственности. Характер отношений журналистов и редакций также может оказывать воздействие на характер журналистской деятельности: штатный журналист, как правило, более ограничен в своих действиях, а так называемый фрилансер, или журналист на договоре, на гонораре, является более свободным в выражении собственной позиции. В зависимости от типа средств массовой информации в них могут выделяться особые отделы, в которых готовятся определенные разделы периодического издания (в универсальном СМИ это может быть социальная проблематика, политические и экономические блоки; в специализированном, к примеру, в спортивном СМИ — разделы, посвященные отдельным видам спорта и т. д.). Соответственно, выделяются журналисты универсальных, специализированных и корпоративных СМИ. Большинство специалистов в процессе осуществления своей профессиональной деятельности избирают для себя определенную творческую специализацию: журналист-новостийщик, журналист-аналитик, журналист-очеркист (эссеист, фельетонист).
В настоящее время функцию альтернативного средства массовой информации выполняет блогосфера, поэтому российским блогерам, в частности, по мнению А. В. Кульминской, свойственно создание больших сетей для расширения возможностей социального взаимодействия. Кульминская в ходе проведенного ей исследования пришла к выводу о том, что в рамках социальной среды, именуемой блогосферой, сформировалась новая социальная общность блогеров.
Вообще под социальной общностью в социологии принято понимать относительно устойчивую совокупность людей, которая отличается более или менее одинаковыми характеристиками условий и образа жизни, сознания, схожестью в разделяемых ее представителями социальных норм, интересов и ценностных ориентаций.
Особенность социальных общностей заключается в том, что они, в отличие от социальных институтов и организаций, не создаются индивидами целенаправленно, а формируются под влиянием объективного хода развития общества, совместного характера жизнедеятельности его членов. Различные виды социальных общностей могут формироваться по-разному: одни возникают на основе общественного производства, другие (народности, нации) формируются на этнической основе, в основе третьих, социально-демографических общностей находятся естественные демографические факторы, к числу которых в первую очередь относятся пол и возраст.
Упомянутая выше общность блогеров как новый феномен российского общества сформировалась на основе социального взаимодействия в виде интернет-коммуникации, которая реализуется в специфической социальной среде — блогосфере. Формирование рассматриваемой общности было обусловлено тем обстоятельством, что в рамках блогосферы наличествует определенное социальное взаимодействие, а члены этой общности, блогеры, отличаются активным включением в социальные практики, а также стремлением преобразовать окружающую их социальную среду. А. В. Кульминской в ходе проведенного ей эмпирического исследования было выявлено наличие идентификации и самоидентификации российских блогеров как владельцев сетевых дневников, для которых социальное взаимодействие в блогосфере стало выступать в качестве образа жизни. Лица, составляющие данную общность, склонны посредством своей деятельности удовлетворять потребность в самоутверждении, что проявляется в стремлении найти собственную референтную группу, используя для этого новейшие технические средства.
Как было установлено А. В. Кульминской, социальное взаимодействие блогеров осуществляется на двух уровнях: в рамках самой общности и между общностью и российским обществом. Формирование первого уровня происходит путем публикации сообщений, которые содержат понятный для читателя смысл и включают в себя текст, графические или медиаобъекты. Здесь во взаимодействии участвует как исходное сообщение, так и ответы, полученные на него, в связи с чем в качестве участников взаимодействия здесь можно рассматривать всех, кто прочитал исходное сообщение или дискуссию в нем (74 % участников социального взаимодействия в блогосфере комментируют только те записи, которые показались им наиболее интересными). Второй уровень формируется в процессе так называемой капитализации блогосферы, когда происходит осуществление принятых в ходе блог-дискуссии решений, а также осмысление опубликованных сообщений членами различных групп и общностей, которые, не принимая участия в блог-дискуссии, определенным образом обсуждают и осмысливают данные сообщения в рамках соответствующей группы (исследования показывают, что наиболее активные дискуссии возникают вокруг общественно значимых тем, причем читатели блогов находят в них те новости, которые не освещаются традиционными СМИ).
Социальная общность российских блогеров может быть охарактеризована как «средний уровень архитектуры общества»: она включена в такие крупные социальные группы, как российское общество, глобальное интернет-сообщество, а также непосредственно его русскоязычный сегмент, при этом сама рассматриваемая общность характеризуется внутренней неоднородностью. Дело в том, что существуют различия в стратегиях социального взаимодействия между российскими блогерами, которые обуславливают процесс дифференциации внутри сообщества блогеров и имеют следствием появление внутри нее новых социальных групп. Так, по типу самопрезентации выделяется блогер — определенная личность, блогер-призрак, коллектив блогеров; в зависимости от типа публикуемого контента и особенностей его содержания — создатели и компиляторы; по степени обладания специфическим ресурсом — лидеры мнений, эксперты, рядовые пользователи; исходя из типа используемой технической базы — зависимые и независимые блогеры. На примере анализа социальной общности блогеров видно, что понятие социальной общности обладает большим исследовательским потенциалом, поскольку предполагает одновременно наличие внутренней структуры и включенности в более крупные сообщества. В качестве общих признаков социальной общности выступает наличие социального взаимодействия, общность целей и интересов, а также наличие сходного образа жизни.