В психиатрической практике традиционно проводилось разделение наблюдаемых психопатологических проявлений по дихотомическому принципу на расстройства невротического уровня — неврозы и неврозоподобные состояния и расстройства психотического уровня — психозы. Граница между данными уровнями условна, но, тем не менее, такое разделение позволяет принципиально по-разному относиться к психически больным с лечебной и организационно эвакуационной точек зрения. Считается, что главное различие между психозами и неврозами — в объеме вовлечения в патологический процесс человеческой личности (как системы отношений): при первых вся она изменяется, при вторых нарушения затрагивают лишь часть ее.
В. А. Жмуров (2008) отмечает, что к критериям психотического регистра относятся:
- коренное, радикальное искажение картины реального мира в сознании пациента;
- тяжелые нарушения поведения, связанные с неспособностью пациента считаться с требованиями реальности и здоровыми тенденциями собственной личности и непониманием пациентом факта собственного психического расстройства (отсутствие критики).
Критериями непсихотического регистра психического поражения являются сохранение пациентом способности к реалистическому отображению действительности; адекватное в целом социальное поведение, базирующееся на учете реальных отношений; доминирование неболезненных тенденций личности и наличие критики.
Невротические и неврозоподобные расстройства, как правило, характеризуются мягкостью и сглаженностью симптоматики. Пациенты с психическими нарушениями невротического уровня обычно воспринимают окружающий мир практически так же, как и здоровые люди. Нередко это помогает им самим понять, что их недомогание — признак болезни. Если у такого пациента и возникают какие-либо странные и необычные мысли, то он, как правило, осознает их болезненный характер. Поэтому пациент с невротическими расстройствами может, с одной стороны, скрывать от окружающих свою симптоматику, опасаясь, что она дискредитирует его, а с другой стороны, стремиться избавиться от болезни, обращаясь к врачу, когда собственные усилия безуспешны. При этом нужно понимать, что некоторые феномены, рассматривающиеся как невротические симптомы, нередко встречаются у совершенно здоровых людей. Но если у здорового человека эти проявления возникают эпизодически и никак не влияют на общую адаптацию, то при психических расстройствах они могут приобретать устойчивый характер, преображая всю жизнь пациента вплоть до инвалидизации в отдельных случаях.
На психотический уровень расстройств указывают грубые нарушения в восприятии и осмыслении реальности (бред, галлюцинации, помрачение сознания), отсутствие осознания болезни (нарушение критики), неправильное поведение вплоть до нелепых и опасных действий (психомоторное возбуждение, склонность к агрессии, суицидальные поступки, отказ от помощи врача). Появление столь грубой симптоматики приводит к дезадаптации пациента, вследствие чего является безусловным признаком болезни. Считается, что в основе психоза лежат такие нарушения когнитивных функций, как аберрантная сали-ентность (способность фокусирования ограниченных ресурсов восприятия на наиболее важной части ситуации, функционирование которой определяется одноименной нейрональной сетью — salience network), а также логические искажения, обусловленные склонностью использовать меньший объем информации для принятия решений (Гурович И. Я. [и др.], 2017).
Понятия невротического и психотического уровня не связаны с каким-либо определенным заболеванием. Более того, при одной и той же болезни состояние человека в разные периоды времени описывается иногда как невротическое или психотическое. Так, заболевание, дебютировавшее проявлениями невротического уровня (неврозоподобной симптоматикой), может прогрессировать и переходить в психоз (переход «метафизической интоксикации» в параноидные проявления при шизофрении, диссоциативные расстройства у личностей с истерическими проявлениями и т. д.). Своевременное и адекватное лечение может оборвать психоз и привести к тому, что симптоматика невротического уровня станет ведущей.