Понятие продуктивной и негативной симптоматики

Представления о продуктивных и негативных расстройствах являются одними из основополагающих понятий психиатрии.

  • Продуктивная симптоматика (позитивная симптоматика, плюс-симптомы) — это новые болезненные феномены, некая новая форма, появившаяся в результате болезни, отсутствующая у здоровых людей. Примерами продуктивной симптоматики служат бред и галлюцинации, эпилептиформные пароксизмы, навязчивые идеи, чувство витальной тоски при депрессии.
  • Негативная симптоматика (непродуктивная симптоматика, дефект, минус -симптомы) — это некий ущерб, который наносит болезнь естественным здоровым функциям организма, или исчезновение какой-либо способности. Примерами негативной симптоматики являются утрата памяти (амнезия), интеллекта (слабоумие), неспособность испытывать эмоциональные переживания (апатия).

Выделение данных понятий принадлежит шотландскому невропатологу Дж. X. Джексону (1835-1911), считавшему, что негативная симптоматика обусловлена деструкцией или временным бездействием клеток мозга, а продуктивная — это проявление патологической активности живых клеток и тканей, окружающих болезненный очаг (несколько подробнее об этом будет сказано далее).

В современной психиатрии понятия негативной и продуктивной симптоматики применяются по отношению не только к очаговым, но и ко всем другим поражениям мозга. Продуктивная симптоматика, как правило, весьма динамична, может резко нарастать при обострении заболевания и достаточно быстро редуцироваться под воздействием адекватного лечения или иногда без него. При этом продуктивная симптоматика менее специфична, чем негативная, и может быть сходной при нескольких различных заболеваниях.

Негативная симптоматика, как правило, менее обратима и очень плохо поддается терапии. По выраженности негативных симптомов в ряде случаев можно сделать вывод о длительности заболевания и глубине поражения психики. Однако в клинической практике наблюдаются и редкие случаи обратного развития некоторых негативных симптомов. Например, такую тенденцию имеет утрата способности к запоминанию при Корсаковском синдроме. Это может объясняться тем, что утрата функции не обязательно происходит из-за гибели мозговых структур, выполняющих эту роль, в некоторых случаях дефект обусловлен их временным бездействием. Так, при острых психозах больные теряют способность правильно считать и решать логические задачи, однако позже эта способность восстанавливается. Поэтому глубину и тяжесть негативной симптоматики следует оценивать только по миновании острого приступа болезни. Тем не менее в большинстве случаев негативные симптомы стойкие и малообратимые. Причем характер негативной симптоматики достаточно специфичен и играет существенную роль в диагностике ряда психических расстройств, прежде всего шизофрении, эпилепсии и атрофических процессов.

Отчетливое разделение симптомов на продуктивные и негативные возможно не всегда. Так, разорванность при шизофрении в форме обильной бессмысленной речи может рассматриваться и как признак продукции (увеличивается количество и изменяется качество ассоциативных связей), и как дефект (утрачивается способность мыслить целенаправленно). При некоторых состояниях негативная и продуктивная симптоматика тесно взаимосвязаны. Например, при синдроме Корсакова выпадение из памяти значительных периодов жизни больного и снижение критики (негативная симптоматика) ведут к заполнению образовавшихся пробелов конфабуляторными вымыслами и фантазиями (продуктивная симптоматика).

До последнего времени большинство психофармакопрепаратов разрабатывалось преимущественно для лечения продуктивной симптоматики. Современная психофармакотерапия, особенно в части разработки новых нейролептиков, направлена на поиск молекул с терапевтическим воздействием прежде всего на негативную симптоматику, поскольку после редукции продуктивных симптомов негативная симптоматика продолжает оказывать существенное отрицательное влияние на качество жизни больных.

Модель соотношения позитивных и негативных синдромов А. В. Снеж-невским представлена в виде девяти кругов (слоев) психопатологических рас стройств, включенных друг в друга:

  • позитивных - эмоционально-гиперестетические (в центре - астенический синдром, присущий всем болезням) (I);
  • аффективные (депрессивные, маниакальные, смешанные) (II);
  • невротически (навязчивые, истерические, деперсонализационные, сенестопатически-ипох дрические) (III);
  • паранойяльные, вербальный галлюциноз (IV);
  • галлюцинаторно параноидные, парафренные, кататонические (V);
  • помрачения сознания (дел аменция, сумеречное состояние) (VI);
  • парамнезии (VII);
  • судорожные припадк (VIII);
  • психоорганические расстройства (IX) (рис. 2);
  • негативные - истощаемость психической деятельности (I),
  • субъективно и объективно осознаваемы изменения «Я» (II-III),
  • дисгармония личности (IV),
  • снижение энергетического потенциала (V),
  • снижение уровня и регресс личности (VI-VII),
  • амнестические расстройства (VIII),
  • тотальное слабоумие и психический маразм (IX) (рис. 3).



 
Опираясь на представления А. В. Снежневского о соотношении психопат логических синдромов в клинической синдромологии в зависимости от степ выраженности психопатологической симптоматики, выделены шесть основн групп психопатологических синдромов, от наиболее тяжелых и глубоких расстройств до менее выраженных, приближающихся к психической норме: органического поражения головного мозга, нарушенного сознания, галлюцинат но-бредовые, кататонические, аффективные и невротические.

Учение Э. Крепелина о регистрах психопатологических расстройств (20-е гг.) было во многом обусловлено предшествовавшими исследованиями Д. X. Джексона, А. Гохе и К. Бонгеффера. Согласно концепции «эволюции и диссолюции психической деятельности» Д. X. Джексона (1864), психическая деятельность осуществляется иерархически расположенными уровнями или центрами, причем деятельность низших центров регулируется высшими. При повреждении или временном выключении высших уровней деятельность нижележащих не прекращается. Локализация функций в нервной системе соответствует различным уровням: «низшему» (спинальному или стволовому), «среднему», определяющемуся деятельностью двигательных или сенсорных отделов коры большого мозга, и «высшему» (лобные отделы большого мозга). В симптоматике, возникающей вследствие поражения головного мозга, различаются симптомы негативные (симптомы выпадения) и позитивные, обусловленные высвобождением низших отделов головного мозга из-под контроля высших. Клиническая картина возникающих психических расстройств определяется также различиями в темпе, в котором происходит дезинтеграция (диссолюция) психической деятельности. Клинически диссолюция проявляется психопатологическими расстройствами, а каждому уровню диссолюции соответствуют определенные психические нарушения.

Э. Крепелином в первые десятилетия прошлого века было создано учение о регистрах психопатологических расстройств. Наиболее важные психопатологические синдромы Э. Крепелин разделил по степени тяжести на три группы. К первой, наиболее легкой группе, относилось пять синдромов: истерический, импульсивный, эмоциональный, параноидный, делириозный; к средней группе — два синдрома: шизофренический и вербально-галлюцинаторный; к третьей, наиболее тяжелой группе, три синдрома: эпилептический, олигофренический и дементный.

По мнению Э. Крепелина, синдромы одного регистра могут комбинироваться как между собой, так и с синдромами других уровней. Хотя синдромы и неспецифичны, они имеют тенденцию предпочтительного возникновения при различных болезнях.

А. С. Тиганов (2008) указывает, что введенное Э. Крепелином понятие «регистров» до сих пор используется в клинической практике, хотя и ограничивает их четырьмя видами: невротический (неврозоподобный), аффективный, галлюцинаторно-параноидный и кататонический. При этом остаются правомерными взгляды Г. Шуле (1880), утверждавшего, что каждый психопатологический синдром отражает различную глубину и различный объем поражения психической деятельности. Согласно этому представлению, разные виды психопатологических расстройств отражают действительно разную степень повреждения психической деятельности больного.

Ключевые слова: Расстройства
Источник: Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит, 2019
Материалы по теме
Нарушение психической деятельности при поражении медиальных отделов лобной коры
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Расстройства воли
Шкуренко Д.А., Общая и медицинская психология
Психические расстройства при употреблении алкоголя
...
Понятие психического заболевания, их причины и течение
Краткий курс по судебной психиатрии : учеб. пособие / А.В. Горшков, Г.Р. Колоколов. — М. :...
Способы преодоления отрицательных психических состояний в профессиональной деятельности юриста
Юридическая психология, Романов В.В., Учебник 1998
Психические расстройства и гомосексуальность
...
Биологическая терапия психических расстройств
Психиатрия: Учебник - Под редакцией В. К. Шамрея, А. А. Марченко: Санкт-Петербург, СпецЛит...
Феноменология, диагностические критерии и эпидемиологии тревожных расстройств
Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Психологическая помощь людям, пережившим травматический...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий